РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.02 Литература (110 час.) 2024
рабочая программа по литературе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 Литература
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odb.02_literatura_mshp_2024.docx | 67.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 Литература
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Срок освоения ОПОП 2024-2026
Форма обучения очная
Тымовское
2024
СОГЛАСОВАНО: _____________ Т.Н.Маслова «____»_______________2024_г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _______________А .А. Чупров «____»_______________2024_г. |
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте Росси от 07.06.2012г. №24480), (ред. от 11.12.2020), а также примерной рабочей программы образовательной дисциплины «Литература» базовый уровень для профессиональных образовательных организаций (рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУДПО ИРПО, протокол № 13 от 13 ноября 2022 года).
Рассмотрено на заседании методической комиссии ООД Протокол № _10_ от «_18__»___июня___2024г. Председатель МК _________ __ Мартыновских Г.В._ |
Составитель | Мартыновских Г.В., преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр №2» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла учебного плана основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности/профессии технологического профиля 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели изучения Литературы состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 9; ОК 8 и ПК, представленных в актуализированных ФГОС СПО по профессии/специальности.
Общие компетенции | Планируемые результаты | |
Общие | Дисциплинарные[1] | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - осознавать причастность к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; - знать содержание, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России; - сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; - уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие); |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка; - уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; - осознавать художественную картины жизни, созданная автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; - владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - сформировать представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и уметь применять их в речевой практике; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | - владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка |
ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования. | ||
ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования. | ||
ПК 2.8. Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйственные машины горюче-смазочными материалами. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Распределение объема образовательной нагрузки по дисциплине | Номер семестра | Всего часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
В том числе | Теоретические занятия | 18 | 12 | 30 | - | 60 | |
Практические/ лабораторные занятия | 12 | 18 | 20 | - | 50 | ||
Профессионально ориентированное содержание | 12 | - | |||||
Курсовая работа (проект) | |||||||
Всего объем часов по дисциплине во взаимодействии с преподавателем | 30 | 30 | 50 | - | |||
1 | Самостоятельная учебная работа | ||||||
2 | Промежуточная аттестация (экзамен) | Диф.зачет | |||||
Итого объем образовательной нагрузки по дисциплине | 110 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______литература___________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 КУРС 1 СЕМЕСТР (теория 18, практика 12) | 30 | |||
Введение Литература и ее место в жизни человека | 1 | Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний. | 1 | ОК 03,05,09 |
2 | Специфика литературы как вида искусства и ее место в жизни человека | 1 | ||
Раздел 1 | ||||
Тема 1.1. Художественный мир драматурга А.Н. Островского. Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского | № п\п | Содержание учебного материала | 2 | |
3 | Особенности драматургии А. Н. Островского, историко-литературный контекст его творчества. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»: жанр, композиция, конфликт, присутствие автора. Законы построения драматического произведения, основные узлы в сюжете пьесы. Город Калинов и его жители. Семейный уклад в доме Кабанихи. Характеры Кабанихи, Варвары и Тихона Кабановых в их противопоставлении характеру Катерины. | 2 | ||
4 | ||||
Тема 1.2. Понятие «обломовщина» как социально-нравственное явление в романе А.И. Гончарова «Обломов» | Содержание учебного материала | 2 | ||
5 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Образ Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие «обломовщины». Образ Обломова в театре и кино, в современной массовой культуре, черты Обломова в каждом из нас. | 1 | ||
6 | Практическая работа №1 Работа с избранными эпизодами из романа (чтение и обсуждение). Составление «Словарика непонятных и устаревших слов». | 1 | ||
Тема 1.3. Социально-нравственная проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03,05,09 | |
7 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история, смысл названия. Вечные темы в спорах «отцов и детей». Взгляд на человека и жизнь общества глазами молодого поколения. | 1 | ||
8 | Практическая работа № 2. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм. | 1 | ||
РТема 1.4.Идейно-художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | Содержание учебного материала | 2 | ||
9-10 | Практическая работа № 3-4 Основные темы и художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Особенности лирического героя. | 1 | ||
Тема 1.5. Гражданская лирика Н.А. Некрасова. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | Содержание учебного материала | 2 | ||
11 | Н.А. Некрасов. Особенность лирического героя. Основные темы и идеи. Художественное своеобразие лирики Некрасова и её близость к народной поэзии. | 1 | ОК 03 ПК 09 | |
12 | Практическая работа № 5-6 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Эпопея крестьянской жизни: замысел и его воплощение. | 1 | ||
Тема 1.6. Особенности сатиры в романе-хронике М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03,05,09 | |
13 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния». | 2 | ||
14 | ||||
Тема 1.7. Влияние творчества Ф. М. Достоевского на развитие русской литературы. Философская проблематика романа «Преступление и наказание» | Содержание учебного материала | 4 | ||
15 | Творческая биография Ф.М. Достоевского. Образ главного героя романа «Преступление и наказание». Причины преступления: внешние и внутренние. Теория, путь к преступлению, крушение теории, наказание, покаяние и «воскрешение». | 2 | ||
16 | ||||
17 | Практическая работа № 7-8. Теория Раскольникова. | 2 | ||
18 | ||||
Судьба и творчество Л. Н. Толстого. «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир» | Содержание учебного материала | 4 | ||
19 | Основные этапы творчества Л.Н. Толстого, краткая формулировка толстовских идей. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, истоки замысла, жанровое своеобразие, смысл названия, экранизации романа, отражение нравственных идеалов Толстого в системе персонажей. | 2 | ||
20 | ||||
21 | Практическая работа № 9-10. «Мысль семейная» в романе. | 2 | ||
22 | ||||
Тема 1.9. Творческий путь Н. С. Лескова. Нравственный поиск героев в рассказах и повестях Н.С. Лескова | Содержание учебного материала | 2 | ||
23 | Творческий путь Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Нравственный поиск героев. | 2 | ||
24 | ||||
Тема 1.10. Человек и общество в рассказах А.П. Чехова. Символическое звучание пьесы «Вишнёвый сад» | Содержание учебного материала | 2 | ||
25 | Практическая работа № 11-12 Человек и общество в рассказах А.П. Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад» (1903). Новаторство Чехова-драматурга: своеобразие конфликта и системы персонажей, акцент на внутренней жизни персонажей, нарушение жанровых рамок. | 2 | ||
26 | ||||
Раздел 2. Литература конца XIX – начала XX вв. | ||||
Тема 2.1. Нравственная сущность любви в произведениях А.И. Куприна | Тема 3.1. Нравственная сущность любви в произведениях А.И. Куприна | 4 | ||
27 | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Герои о сущности любви. Развитие темы «маленького человека» в рассказе. Смысл финала. | 2 | ||
28 | ||||
29 | Контрольная работа № 2 Итоговое тестирование 1 курс 1 семестр | 2 | ||
30 | ||||
1 КУРС 2 СЕМЕСТР (теория 12, практика 18) | 30 | ОК 03,05 | ||
Тема 2.2. Решение нравственно-философских вопросов в произведениях Л.Н. Андреева | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Андреева. На перепутьях реализма и модернизма. «Иуда Искариот». Проблематика произведения. Трагическое мироощущение автора | 2 | ||
2 | ||||
Тема 2.3. Романические произведения М.А. Горького. Авторская позиция в социальной пьесе «На дне» | Содержание учебного материала | 4 | ||
3-4 | Практическая работа № 13-14 Романтизм ранних рассказов М. Горького. Рассказ-триптих «Старуха Изергиль». Проблема героя. Особенности композиции рассказа. | 2 | ||
5-6 | «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система и конфликт персонажей. Спор о назначении человека. | 2 | ||
Тема 2.4. Стихотворения поэтов Серебряного века. Тематика и идейно-художественное своеобразие лирики | Содержание учебного материала | 2 | ||
7 | Практическая работа № 15-16 Стихотворения поэтов Серебряного века: К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилева и других. | 1 | ||
8 | 1 | |||
Раздел 3. Литература XX века | ||||
Тема 3.1. Тематическое разнообразие и психологизм произведений И.А. Бунина | Содержание учебного материала | 2 | ||
9 | Основные этапы жизни и творчества И.А. Бунина. Тема любви в произведениях И.А. Бунина. Образ Родины. Психологизм бунинской прозы. «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». | 2 | ||
10 | ||||
Тема 3.2. Тематика и основные мотивы лирики А.А. Блока. Символическое значение поэмы «Двенадцать» | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
11-12 | Практическая работа № 17-18 Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии А.А. Блока. Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины. | 2 | ||
Тема 3.3. Тематика и основные мотивы лирики В.В. Маяковского. Поэтическое новаторство в поэме «Облако в штанах» | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
13 | Практическая работа № 19-20 Новаторство поэтики Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта. Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского | 2 | ||
14 | ||||
Тема 3.4. Тематика и основные мотивы лирики С.А. Есенина. Образ Родины и деревни в стихотворениях | № п\п | Содержание учебного материала | 2 | Ок 03,06,09 |
15 | Практическая работа №21-22 Тематика и основные мотивы лирики С.А. Есенина. | 2 | ||
16 | ||||
Тема 3.5. Своеобразие поэзии первой половины ХХ века: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Тематика и основные мотивы лирики | Содержание учебного материала | 2 | ||
№ п/п | Практическая работа № 23-24 Своеобразие поэзии первой половины ХХ века: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Тематика и основные мотивы лирики. | 2 | ||
17-18 | ||||
Тема 3.6. Художественное творчество А.А. Ахматовой. Тема Родины и судьбы в поэме «Реквием» | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
19 | Практическая работа № 25-26 А.А. Ахматова. Многообразие тематики лирики. Тема Родины и судьбы в поэме «Реквием» | 2 | ||
20 | ||||
Тема 3.7. Идейно-художественное своеобразие романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» | Содержание учебного материала | 2 | ||
21-22 | Н.А. Островский. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь». | 2 | ||
Тема 3.8. М. А. Шолохов. Проблема гуманизма и нравственный поиск героев романа-эпопеи «Тихий Дон» | № п/п | Содержание учебного материала | 4 | |
23-24 | Основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова. «Тихий Дон». История создания произведения. особенности жанра, система образов, тема семьи, нравственные ценности казачества. Финал романа-эпопеи. | 2 | ||
25-26 | Практическая работа № 27-28 Герои романа-эпопеи о всенародной трагедии. Образ Григория Мелехова. Любовь в его жизни. | 2 | ||
Тема 3.9. Особенности прозы М.А. Булгакова | № п/п | Содержание учебного материала | 4 | |
27-28 | Практическая работа № 29-30 Михаил Афанасьевич Булгаков. «Изгнанник, избранник»: сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и издания романа. Жанр и композиция: прием «роман в романе». Библейский и бытовой уровни повествования. | 2 | ||
29-30 | Контрольная работа № 3 Итоговое тестирование 1 курс 2 семестр | 2 | ||
2 курс 3 семестр (теория 30, практика 20, профессионально-ориентир. 12) | 50 | |||
Тема 3.10. Нравственная проблематика произведений А.П. Платонова. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03,09 | |
1 | Этапы творческого пути Андрея Платонова (Андрей Платонович Климентов). Анализ художественного текста. Утопические идеи произведений писателя. | 2 | ||
2 | ||||
Тема 3.11. Основные мотивы лирики А.Т. Твардовского. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях поэта | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
3-4 | Основные мотивы лирики А.Т. Твардовского. | 2 | ||
Тема 3.12. Историческая правда и нравственная проблематика произведений о Великой Отечественной войне | № п/п | Содержание учебного материала | 6 | |
5-6 | Человек на войне. Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. | 2 | ||
7-8 | Практическая работа № 31-32 Проблема исторической памяти в стихотворениях о Великой Отечественной войне. | 2 | ||
9-10 | Драматургия о Великой Отечественной войне. Нравственно-ценностное звучание пьесы В.С. Розова «Вечно живые». | 2 | ||
Тема 3.13. Жизненная правда и нравственная проблематика романов А.А. Фадеева «Молодая гвардия» и В.О. Богомолова «В августе сорок четвёртого» | Содержание учебного материала | 2 | ||
11-12 | А.А. Фадеев. Система образов в романе «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел. Героизм и мужество молодогвардейцев. | 2 | ||
Тема 3.14. Идейно-художественное своеобразие лирики Б. Л. Пастернака. | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
13 | Практическая работа № 33-34 Тематика и проблематика лирики Б. Пастернака. | 2 | ||
14 | ||||
Тема 3.15 А. И. Солженицын. Социально-нравственная проблематика «лагерной» темы в произведениях А.И. Солженицына | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03,05,09 ПК 05 | |
15-16 | А. И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича», творческая судьба произведения. | 2 | ||
Тема 3.16. Нравственные искания героев рассказов В.М. Шукшина | Содержание учебного материала | 2 | ||
17-18 | Нравственные искания героев рассказов В.М. Шукшина. | 2 | ||
Тема 3.17. Взаимосвязь нравственных, философских и экологических проблем в произведениях В. Г. Распутина | Содержание учебного материала | 2 | ||
19-20 | Взаимосвязь нравственных, философских и экологических проблем в произведениях В. Г. Распутина. | 2 | ||
Тема 3.18. Идейно-художественное своеобразие лирики Н. М. Рубцова | Содержание учебного материала | 2 | ||
21 | Идейно-художественное своеобразие лирики Н. М. Рубцова. | 2 | ||
22 | ||||
Раздел 4. Проза второй половины XX – начала XXI веков | ||||
Тема 4.1. Проза второй половины XX – начала XXI века. Социально-философская проблематика и нравственные искания героев произведений русской литературы второй половины XX – начала XXI века | Содержание учебного материала | 4 | ||
23-24 | Основные темы лирических произведений И.А. Бродского. | 2 | ||
25-26 | Социально-философская проблематика и нравственные искания героев произведений русской литературы второй половины XX – начала XXI века. Ч.Т. Айтматов «Белый пароход»; В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты). | 2 | ||
Раздел 5. Поэзия второй половины XX – начала XXI века | ||||
Тема 5.1. Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Тематика и основные мотивы лирики второй половины XX – начала XXI века | Содержание учебного материала | 2 | ||
27 | Практическая работа № 35-36 Поэзия 60-90-х годов. Основные темы и образы лирики. Р. Рождественский. Авторская песня 60-80 гг: А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий. | 2 | ||
28 | ||||
Раздел 6. Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века | ||||
Тема 6.1. Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Основные темы и проблемы второй половины XX – начала XXI века | Содержание учебного материала | 2 | ||
29 | Нравственная проблематика пьес А. Вампилова. «Провинциальные анекдоты». | 2 | ||
30 | ||||
Раздел 7. Литература народов России | ||||
Тема 7.1 Литература народов России. Идейно-художественное своеобразие литературы народов России и её взаимосвязь с русской литературой | Содержание учебного материала | 2 | ||
31 | Поэзия и проза народов России. | 2 | ||
32 | ||||
Раздел 8. Зарубежная литература | ||||
Тема 8.1 Основные темы и мотивы зарубежной поэзии и прозы второй половины XIX века - XX века | Содержание учебного материала | 2 | ||
33-34 | Зарубежная проза второй половины XIX века-- XX века. Э. Хемингуэй «Старик и море». | 2 | ||
Тема 8.2 Отражение социальных проблем в зарубежной драматургии второй половины XIX века - XX века | № п/п | Содержание учебного материала | 2 | |
35 | Практическая работа № 37-38 Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. | 2 | ||
36 | ||||
Прикладной модуль «Профессионально-ориентированное содержание раздела» | ||||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | № п\п | Содержание учебного материала | 14 | 2ОК 03,05 ПК 1.2 ПК 2.3 ПК 2.8 |
37 | Практическая работа № 39-40 «Дело мастера боится» | 2 | ||
38 | ||||
39 | Практическая работа № 41-42 «Ты профессией астронома метростроевца не удивишь!..» | 2 | ||
40 | ||||
41 | Практическая работа № 43-44 «Каждый должен быть величествен в своем деле»: пути совершенствования в профессии/ специальность | 2 | ||
42 | ||||
43 | Практическая работа № 45-46«Как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?» | 2 | ||
44 | ||||
45 | Практическая работа № 47-48 «Говори, говори…»: диалог как средство характеристики человека». | 2 | ||
46 | ||||
47 | Практическая работа № 49-50 «Научно-технический прогресс и человечество». Профессии в мире НТП: у всех ли профессий есть будущее. | 2 | ||
48 | ||||
49-50 | Диф.зачет | 2 | ||
Всего 110 ч. (теория 66, практика 50, профес-ориентир. 12) |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (Персональный компьютер (сист. блок, монитор, клавиатура, мышь);
- контрольно-измерительные экзаменационные материалы
- компьютер с лицензионным программным обеспечением (510134000019)
- мультимедийный проектор (510134000014)
- экран (210106102)
Цифровые инструменты для достижения результатов общеобразовательной дисциплины «_Литература_»
Цифровые инструменты | Применение цифровых инструментов для достижения результатов общеобразовательной дисциплины |
Power Point | Подготовка к практическим занятиям по ОД. Для проведения занятий используются презентации |
Видеофильмы | Иллюстративные материалы при изучении тем - на платформе https://rutube.ru/ |
Электронная почта | Сетевой ресурс, используемый для коммуникации с обучающимися. Кроме того, применяется для осуществления контроля учебного процесса (переписка: ответы на текущие вопросы, проверка домашних заданий обучающихся) |
Поисковый Яндекс | Организация работы обучающихся при подготовке к занятиям, обеспечивая им доступ к информационным веб-ресурсам по изучаемым темам. |
Социальная сеть | «ВКонтакте» для коммуникации с обучающимися |
- Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники
- Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 207 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-6020-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433733
- Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 246 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01043-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433732
- Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 310 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10666-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/431053
Дополнительные источники
- Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02275-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453510
- Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09163-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453653
- Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений; под ред. Г.А. Обернихиной. -7-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2010.
- Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования; под ред. Г.А. Обернихиной., 7-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2012.
- А.А.Сафонов. Литература 10 класс. Хрестоматия., - Москва. Юрайт, 2018.
- А.А.Сафонов. Литература 11 класс. Хрестоматия., - Москва. Юрайт, 2018.
- PDF Хрестоматия «Русская литература 19 в.» в 2х частях
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/);
- Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
- Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
- Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
- Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
- Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/
- http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи
- http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятия |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с[2] Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | наблюдение за выполнением мотивационных заданий; наблюдение за выполнением практической работы; контрольная работа; выполнение заданий на дифференцированном зачете |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о-с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,3.5,3.6,3.7 Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П/о-с Р 5, Темы 5.1, Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3П/о-с Р 7, Темы 7.1., 7.2. Р 8, Темы 8.1, 8.2 Р 9, Темы 9.1 Р 10, Темы 10.1, П/о-с | |
П… |
[1] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения
[2] Профессионально-ориентированное содержание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаучебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2023/2024 учебный год...
Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2023/2024 учебный год...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов 2023-2024 уч.год
Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГ...
Рабочая программа по литературе 5 класс обновленные ФГОС 2023-2024
Рабочая программа по литературе 5 класс обновленные ФГОС 2023-2024...
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, пре...
Рабочая программа по литературе 5-9 кл. 2023-2024 г.
Рабочая программа по литературе 5-9 кл. 2023-2024 г....