А.С.Пушкин. Слово о поэте (детство, Пушкин-лицеист).
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Мария Дмитриевна Налбатова

А.С.Пушкин. Слово о поэте (детство, Пушкин-лицеист).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 12. 5 класс

А.С.Пушкин. Слово о поэте (детство, Пушкин-лицеист).  «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне».

Мы с вами прошли басни, и теперь начинаем изучать нового автора. Чтобы понять, кто это, разгадайте ребус

C:\Users\Маруся\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\A52421A9.tmp

Правильно, это Пушкин. Зовут как? (АС)

Сегодня мы будем изучать одно из его стихотворений. Снова отгадаем ребус, чтобы узнать, какое

Все правильно. Стихотворение называется «Няне»

Тема нашего сегодняшнего урока: Пушкин «Няня»

Задача урока: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне» и с жанром послания

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но  сегодня мы будем говорить  о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина.

–Как звали няню? ( Арина Родионовна Яковлева) (портрет на доске)

Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом, но про свою няню не забыл, и в 1826 пишет стихотворение «Няне».

Итак, открываем учебник и читаем стихотворение.

–Понравилось ли вам стихотворение?

–Какую картину вы себе представили?

–Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Словарная работа:
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

–На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4.)

–Можно  разделить стихотворение на 4 части.

1 часть–обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть – в душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия –стихотворения.

–От  чьего лица написано стихотворение? На что похоже это стихотворение? (На письмо.) 

Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

Послание – это письмо в стихах. Запишем

Работа с текстом стихотворения

При помощи каких изобразительных средств поэт может создать образ?

Использование в тексте обращения, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворения, эпитетов, сравнения. Таким образом поэту удается создать картину его душевных переживаний.

Эпитет – это слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета (серебряные коньки, шелковые кудри)

Метафора – употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами(скрытое сравнение).(старость –осень жизни, крылья мельницы, висеть на волоске)

Сравнение -

Работа в группах

1 группа. Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

2 группа.   Найдите метафоры?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

3 группа.  Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

Эти изобразительные средства создают определенное настроение стихотворения. Какое?

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками,  т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Ребята, учитывая, что Пушкин уже вырос, но он помнит и любит свою няню. Он относится к ней как кому? Как к бабушке. Давно ли вы звонили своим бабушкам или были у них в гостях? Нужно не забывать о старших членах своей семьи и всегда им помогать.

 

Итог урока:

–С каким стихотворением познакомились на уроке?

–Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

–Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

–Какое стихотворение называется посланием?

–Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

–Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

–Как относится поэт к своей няне?

Домашнее задание: читать сказку о мертвой царевне

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкин-лицеист

презентация...

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне"

Данная работа позволяет провести первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе. В работе предлагается интересный прием изучения стихотворения "Няне" - подготовка к экранизации стихотворения....

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Пушкин-лицеист

Материалы для предметной недели по литературе...

Презентация "А. С. Пушкин - лицеист"

Презентация "А. С. Пушкин - лицеист"...