презентация по творчеству М.Ю.Лермонтова
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс)
презентация представляет собой серию уроков по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_nashego_vremeni.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Абзац 1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только что открывшего книгу, «в дурном воспитании»? Абзац 2. Как автор относится к читательским оценкам Героя нашего Времени? Каков пафос авторского рассуждения? Абзац 3. Как М. Ю. Лермонтов объясняет особенности портрета Героя нашего Времени? Какого героя он хотел показать читателю? Абзац 4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?
Долинина Н. Г. Печорин и наше время «ПРЕДИСЛОВИЕ» Откроем книгу. Ей предпослано предисловие . Прочтем его. «Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь: оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом па критики». Предисловие коротко: полторы странички. Четыре абзаца. Первый — о публике, которая «так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана». Зачем Лермонтову понадобилось обвинять читателя, только что открывающего книгу, в дурном воспитании? Предисловие было написано после того, как вышло в свет первое издание романа. Лермонтов уже знал: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых...» То же обвинение знал и Пушкин:: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной. Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, (Сличая здесь мои черты. Не повторял потом безбожно. Что намарал я свои портрет... Реакционный критик С. О. Бурачок, редактор журнала «Маяк», возмущенно писал, что образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей, что «весь роман эпиграмма», что в нем «религиозности, русской народности и следов нет». Бурачок был как раз из тех критиков, которые считали, что автор «нарисовал свой портрет». Это ему отвечает Лермонтов во втором абзаце предисловия: «...видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» Третий абзац, может быть, самый важный в предисловии — в нем сформулирована ц е л ь Лермонтова, задача, которую он ставил перед собой: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Как понимать эти слова? Разве портрет героя может быть составлен из п о р о к о в? Но было ли справедливым возмущение «некоторых читателей и даже журналов», когда они «ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного человека»? Дело в том, что слово «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре русского языка приводятся шесть его значений. Два из них наиболее употребительны. Герой — это «исключительный по смелости или по своим доблестям человек». И герой — это «главное действующее лицо литературного произведения». Эти два значения всем известны, никто их обычно не смешивает, например, героя Отечественной войны 1812 года Волконского с героем романа Толстого «Война и мир» Болконским. Но есть еще одно значение слова «герой», о котором часто забывают: «человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи». Вот этого, третьего, значения и не вспомнили — или не захотели вспомнить — критики, обрушившие на роман Лермонтова упреки в безнравственности его героя. Они подумали — или сделали вид, что подумали,— будто Лермонтов считает Печорина героем в первом значении этого слова и призывает подражать ему. На самом же деле слово «герой» применимо к Печорину во втором его значении (главное действующее лицо романа) и — непременно — в третьем: он выражает свою среду и эпоху. Итак, цель Лермонтова — создать «портрет, составленный из пороков всего... поколения». В четвертом, последнем абзаце предисловия он объясняет, как намерен создавать портрет Героя: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». Может быть, самое важное слово здесь то, которое я не выделила: истины. Задача, поставленная Лермонтовым, была бы невыполнима, если бы он не решился, наперекор пожеланиям многих критиков, которым хотелось бы видеть в книге более привлекательного героя, писать прежде всего истину, потому, что только истина создает великую литературу. Последние строки предисловия насмешливы. «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!» Все дело в том, что недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему — тогда можно пытаться их исправить. Но когда недостатки или пороки свойственны целому поколению — вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки. Исправлять надо было русскую действительность эпохи Лермонтова — об этом он не мог сказать открыто. Вот почему предисловие кончается полугорько , полушутливо: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!» В чем Лермонтов увидел болезнь своего поколения, мы узнаем, когда откроем его роман.
Жанр романа традиции романтической повести «Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой А. С. Пушкина «Цыганы» .) «Максим Максимыч » — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, которого он раньше знал по чужим рассказам. «Тамань» — романтическая повесть о мимолётном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель. «Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников. «Фаталист» — фантастическая повесть, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.
Практическая работа. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте своё мнение. а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва , обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуёю». б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке». в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». г) «Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…». д ) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..».
2. Кто и где поёт эти песни? а) Как по вольной волюшке — По зелёну морю Ходят все кораблики Белопарусники . б) Много красавиц в аулах у нас, Звёзды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля. в) Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нём золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду.
3. Соотнесите героев и предметы их одежды: а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» б) «бешмет… изорванный… а оружие в серебре» в) «полосатое платье» г) «чёрный шёлковый бешмет» д ) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» е) «платье gris de perles », «ботинки couleur puce » ж) «сюртук, галстук и жилет чёрного цвета» з ) «соломенная шляпка», «чёрная шаль» и) «эполеты неимоверной величины»
Литературный глоссарий Фа́булой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности. Сюже́т — та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.
Итоги урока Почему автор главное внимание уделяет не событиям и приключениям героя, а истории его характера и типу личности? Какие черты «Героя нашего времени» указывают на жанровые особенности социально-психологического романа?
Домашнее задание 1. Перечитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч » . 2. Повторить алгоритм анализа эпизода. 3. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока, используя материалы статей учебника «Изображение характера», «Тип личности», «Через романтизм к реализму». Индивидуальные задания. Подготовить сообщения по главе «Бэла»: 1) Роль пейзажа в главе. 2) Роль деталей психологического портрета Максима Максимыча в раскрытии его характера. 3) Горские обычаи и их нравственная сущность .
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: (ГЛАВЫ «БЭЛА», «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»): ЗАГАДКИ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА
I. Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков Можно ли утверждать, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч » Печорин показан человеком-загадкой? Обоснуйте своё мнение. — От чьего лица ведётся повествование в главе «Бэла»? в главе «Максим Максимыч »? Каков художественный смысл смены рассказчиков? — Что в характере Печорина заставило Максима Максимыча сказать: «Неужто тамошняя молодёжь вся такова?» Прокомментируйте эту оценку
глава «Бэла» — Прочитайте описание первого портрета Печорина. Как в портрете показана противоречивость его характера? Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка. — Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы. — Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие художественные детали это подчёркивают? — Какие кавказские впечатления Лермонтова отразились в главе?
глава «Максим Максимыч » : — Найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча , ожидающего Печорина. — Найдите черты психологического портрета в описании внешности Печорина. Почему второй портрет героя даётся глазами автора? — Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие положительные качества героя показаны в главах «Бэла» и «Максим Максимыч »?
Анализ текста Группа 1. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..» до слов «…упала на постель и закрыла лицо руками». В чём конфликт этого диалога? Какими средствами автор раскрывает психологические состояния героев? Как в подтексте диалога характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в романе в целом? Группа 2. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч , — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «…с помощью бурь и дурных дорог». Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Группа 3. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дума» . Какие слова и выражения из стихотворения можно считать оценками характера Печорина? Почему? Группа 4. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча …» до слов «Глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами автор рисует психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча ? Прокомментируйте конфликт и подтекст их диалога. Какова авторская оценка их поведения?
Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский) Докажите, что уже в главах «Бэла» и «Максим Максимыч » Печорин, по словам Белинского, «самый любопытный предмет своих наблюдений». Какие черты в характере Печорина можно считать типическими, выражающими «портрет поколения»? Почему в главах «Бэла» и «Максим Максимыч » герой показан не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания? Какие отрицательные черты Печорина делают его малопривлекательным? Можно ли утверждать, что Печорин — отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ. Что необходимо читателю, чтобы разобраться в этом образе ?
Можно ли утверждать, что образ Печорина М. Ю. Лермонтов наделил своими собственными чертами? АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Из повествования ясно, что Лермонтов не рисовал самого себя и не разоблачал своего героя. В предисловии к роману Лермонтов иронически писал о читателях-критиках: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!» Объясняя свою задачу, которая состояла в том, чтобы воздержаться и от хвалы, и от хулы, чтобы не прослыть моралистом и «исправителем людских пороков», Лермонтов признавался: «Ему (автору.— Ред.) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Эти слова Лермонтова-сочинителя вызывают полное доверие. Следовательно, ни утверждающая, ни отрицающая Печорина точка зрения не может быть принята, в том числе и Максима Максимыча . Штабс-капитан — хороший служака, заслуженный офицер, добрый человек, но он совсем другого склада. Ему совершенно чужд самоанализ Печорина и сам герой, рожденный эпохой романтического индивидуализма. Максим Максимыч сохранил явные приметы старого, доромантического , патриархального сознания, которое еще не вычленилось из общенародной стихии. Максим Максимыч — цельный человек, он способен на простые, не притязающие на глубину оценки. Однако в их свете личность Печорина только упрощается. Простосердечный Максим Максимыч не понимает героя, судит о нем и его поступках поверхностно. К взгляду Лермонтова на Печорина значительно ближе странствующий офицер, который играет роль «посредника» между разными рассказчиками — Максимом Максимычем и Печориным. Он, как и Лермонтов, отделяет себя и от Максима Максимыча , и от Печорина. Как Лермонтов, он тоже наблюдатель и не отказывается от осуждения или восхваления. В «Предисловии к «Журналу Печорина», которое написано странствующим офицером, он соглашается с Лермонтовым, автором предисловия ко всему роману: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги.— «Да это злая ирония!» — скажут они.— Не знаю». Для Лермонтова и для странствующего офицера Печорин — герой нашего времени, но оба далеко не всегда держатся его взглядов. В заглавии романа слились утверждение и ирония, преклонение перед личностью Печорина и горькое сожаление, даже грустная насмешка над тем, что, будучи действительно героической личностью по своему масштабу, по своим богатейшим возможностям, он оказывается ниже своего предназначения. Внутреннее нравственно-эстетическое задание Лермонтова, владевшее его пером, состояло в том, чтобы подвергнуть критике трагическое противоречие собственного сознания, громко сказать, что он, Лермонтов, не тождествен, не равен Печорину, что убийственный индивидуализм Печорина не имеет жизненной перспективы. Лермонтов, создавая Печорина, преодолевал себя, изживал в себе печоринское начало и отказывался, отстранялся от него в самом себе.
Итог: Почему в романе даётся не один, а два портрета Печорина? Какие загадки образа Печорина показывает автор в главах «Бэла» и «Максим Максимыч »?
Домашнее задание 1.Перечитать новеллы «Тамань» и «Княжна Мери» . 2. Выучить наизусть одно из описаний Кавказа (10—15 строк) или создать монолог Максима Максимыча на тему «Загадки личности Печорина». 2.Письменно сопоставить два портрета Печорина или ответить на один из итоговых вопросов урока. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения: 1.«М. Ю. Лермонтов в Тамани», 2. «Прототипы героев новеллы „Княжна Мери“» (по книге Н. Г. Долининой «Печорин и наше время» ),
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (ГЛАВЫ «ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ»). «ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА» КАК СРЕДСТВО САМОРАСКРЫТИЯ ЕГО ХАРАКТЕРА
Группа 1. Проанализируйте диалог слепого и девушки-ундины со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в эпизоде проявился характер Печорина? Зачем он хотел «достать ключ» к загадке контрабандистов? Группа 2. Проанализируйте портрет девушки-ундины и рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что-то похожее на песню…» до слов «…те же прыжки, странные песни». Какие оценки даёт девушке Печорин? Как они характеризуют его самого? Группа 3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой со слов «Часа через два, когда всё на пристани умолкло…» до слов «…я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?
Группа 1. Найдите черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь…» до слов «Это меня не огорчит нимало». Группа 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку ( запись от 12 июня ). Как в диалоге показан ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина? Группа 3. Проанализируйте запись от 14 июня . Как Печорин объясняет изменения в самом себе? Как это его характеризует? Группа 4. Проанализируйте внутренний монолог Печорина перед дуэлью ( запись от 16 июня ). Искренен герой в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
Домашнее задание 1.Проанализировать письменно эпизод из «Журнала Печорина». 2.Составить развёрнутый план ответа на вопрос: «Как автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?» — или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся). 3.Перечитать новеллу «Фаталист» . Индивидуальные задания. 1.Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»). 2.Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина. 3. Подготовить виртуальную выставку иллюстраций к роману
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Глава «Фаталист». Философско –композиционное значение новеллы
— Зачем в романе новелла «Фаталист» , если характер Печорина понятен, а его жизненная философия потерпела крах? Обоснуйте свой ответ. — Почему «насыщенная гордость» не принесла Печорину счастья? — Докажите, что в «Фаталисте» М. Ю. Лермонтов предстаёт как писатель-философ. — Можно ли утверждать, что в новелле «Фаталист» автор стремится разгадать загадки самой Судьбы? Обоснуйте свой ответ.
Группа 1. Проанализируйте эпизод игры в карты с начала новеллы до слов «перестреливался с чеченцами». Какую роль в раскрытии характера Вулича играет его портрет? Какие черты его характера выделены автором? Связана ли страсть героя к игре с верой в предопределение? Аргументируйте свою позицию. Какие чувства вызывает образ Вулича : восхищение, удивление, страх, недоумение, любопытство? Обоснуйте свой ответ.
Группа 2. Проанализируйте эпизод заключения пари между Печориным и Вуличем со слов «Когда поручик Вулич подошёл к столу…» до слов «…не мог найти удобного случая». *Почему Печорин предложил такое странное пари, а Вулич нашёл такое необъяснимое решение, как самоубийство? С какой целью автор подчёркивает, что Печорин видел в лице Вулича «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?
Группа 3. Проанализируйте эпизод возвращения Печорина на свою квартиру со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до слов «Она хотела что-то отвечать, но только вздохнула». Какую роль играет в эпизоде пейзаж? Докажите, что рассуждения Печорина о ночном небе носят философский характер. Почему герой не верит, что небесные светила влияют на судьбу человека? Какие чувства вызвал в его душе случай с Вуличем ?
Группа 4. Проанализируйте сцену захвата пьяного казака со слов «Я затворил за собою дверь…» до конца новеллы. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, зная, что предопределение существует, герой хочет испытать судьбу? Какие черты Печорина показаны в сцене захвата пьяного казака? Каково отношение Вулича (Печорина, автора) к предопределению? У кого из них оно неоднозначно и почему?
— К кому из героев относится название новеллы? Обоснуйте свою позицию. Какой смысл при этом выявляется? — Какие вечные проблемы автор ставит в новелле «Фаталист»? — Какие качества характера героя помогают ему, веря в судьбу, всё же бросить ей вызов и победить? — Чем различаются фатализм Вулича и фатализм Печорина?
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Образ Печорина в романе» Черты героя Примеры Происхождение и социальное положение героя Прошлое героя Смысл его имени и фамилии Первое появление в романе Портрет героя, динамика портрета Мир вещей, характеризующий героя Поступки, отражающие внутренний мир героя Речь героя как средство его характеристики Оценка героя другими персонажам Авторское отношение к герою *Оценка образа героя в литературоведении Выводы
Каким предстаёт Печорин в его «Журнале»? Почему Печорин — жертва судьбы? В чём проявилось мастерство автора в создании психологического портрета Печорина?
Домашнее задание Завершить заполнение цитатной таблицы. Составить письменную характеристику образа Печорина или ответить на итоговый вопрос урока. Прочитать статьи учебника «Грушницкий», «Вернер», « Вулич », «Максим Максимыч » и определить их главные мысли.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Сюжет «Бэла». « Максим Максимыч ». «Предисловие к «Журналу Печорина ». «Тамань». « Княжна Мери». « Фаталист». Фабула : «Тамань». « Княжна Мери ». «Бэла». «Фаталист». « Максим Максимыч ». «Предисловие к «Журналу Печорина».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»- философский , психологический роман 19 века
Печорин «… Из двух друзей всегда один раб другого»
Дружба ( Freundschaft ) — со времён Сократа одна из основных добродетелей, выражающаяся во взаимной благосклонности двух людей, при этом подлинно нравственный характер носит дружба, основанная на взаимной любви, уважении, открытости и абсолютном доверии. Дружба ведёт к коммуникации и является, таким образом, путём к самореализации своего Я через Ты. Действительная дружба предполагает внутреннюю и внешнюю свободу и со своей стороны служит раскрепощению внутренней свободы . (Философский словарь) ДРУЖБА (англ. friendship ) — отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация ) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость. ( П сихологический словарь)
Можно ли эти отношения назвать дружбой ? Какие черты характера отражаются в этих отношениях?
Печорин Максим М аксимыч Можно ли ли их отношения назвать дружбой? Какие качества отражают они друг в друге
Грушницкий Печорин Можно ли ли их отношения назвать дружбой? Какие качества отражают они друг в друге
Печорин Вернер Можно ли ли их отношения назвать дружбой? Какие качества отражают они друг в друге
Печорин Можно ли ли их отношения назвать дружбой? Какие качества отражают они друг в друге Вулич
П ечорин «…Из двух друзей всегда один раб другого» Дружба поневоле Дружба- соперничество Дружба интеллектов Дружба противоположностей
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА
Печорин «Я никогда не делался рабом любимой женщины».
Сюжет «Бэла». « Максим Максимыч ». «Предисловие к «Журналу Печорина ». «Тамань». « Княжна Мери». « Фаталист». Фабула : «Тамань». « Княжна Мери ». «Бэла». «Фаталист». « Максим Максимыч ». «Предисловие к «Журналу Печорина».
Группа 1. Печорин и Бэла. Прочитайте фрагмент «Печорин на горской свадьбе» («Бэла»). Как в песне-комплименте Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры, выражено её отношение к Печорину? Почему он охладел к ней и любил ли её на самом деле? Оцените его поведение после смерти Бэлы. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина ? Вспомните , какое место занимает новелла «Бэла» в фабуле романа. С какими женщинами у Печорина были отношения до встречи с Бэлой? Почему он стремился к любви с «дикаркой»? Обоснуйте свой ответ.
Группа 2. Печорин и девушка-ундина. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины? Как это характеризует его самого? В чём девушка-ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала? Какова композиционная роль образа ундины? Вспомните, какое место занимает новелла «Тамань» в фабуле романа. Почему отношения Печорина с женщинами начинаются с романтической любви к девушке-контрабандистке?
Группа 3. Печорин и Мери. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите своё мнение цитатами из записей от 3 и 12 июня. Как проявляется характер Печорина в сцене последнего объяснения с Мери? Почему он всё-таки решился на дуэль? Каков композиционный смысл образа Мери? Почему характер Мери выписан в романе наиболее подробно ? Какое место занимает новелла «Княжна Мери» в фабуле романа? *Почему отношения Печорина и Мери происходят после встречи с ундиной и перед встречей с Бэлой? Зачем Печорину нужна любовь Мери: • чтобы досадить Грушницкому; • обмануть мужа Веры; • добиться внимания умной и образованной женщины; • избавиться от скуки и др.? Обоснуйте свой ответ.
Группа 4. Печорин и Вера. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры. Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 16 и 23 мая, из письма Веры к Печорину, полученного им после дуэли, и эпизода погони за Верой. Почему Печорин, искренне любя Веру, не может сделаться «рабом любимой женщины»? Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Домашнее задание Составить сообщение на одну из тем: «Печорин и женские образы романа» или «Сравнительная характеристика двух женских образов романа» (по выбору учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)
Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Данная презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....
Презентация "Мотивы творчества М.Ю. Лермонтова".
Анализ произведений М.Ю. Лермонтова, основные мотивы творчества....
Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"
Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...
"Пять этюдов о любви". Конспект урока с презентацией по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Вот они, юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли, всегда рядом, иногда и чуть впереди ведут своих избранников сквозь грохот и лязг жизни: суровый Данте и молоденькая, почти дитя, н...
"Пять этюдов о любви". Конспект урока с презентацией по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Вот они, юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли, всегда рядом, иногда и чуть впереди ведут своих избранников сквозь грохот и лязг жизни: суровый Данте и молоденькая, почти дитя, н...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...