Две шолоховские богоматери в споре с веком- волкодавом…
методическая разработка по литературе (11 класс)

Валиуллина Зульфия Наиловна

Роман  М. Шолохова « Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.  Особое место в романе занимают женские образы, которые  олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания.На основе теоретического исследования проблемы женственности в современных работах, а также в процессе изучения литературной критики, посвященной роману М. Шолохова «Тихий Дон», нами выдвинута следующая гипотеза: В женских образах, созданных М.Шолоховым в романе «Тихий Дон» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dve_sholohovskie_bogomateri_v_romane_tihiy_don.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ

Тема исследования:

           Две шолоховские богоматери в споре с веком- волкодавом…

                                                                           Выступление Валиуллиной

Зульфии Наиловны

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Азбабинская СОШ»

 Апастовского района.

                                                     Азбаба,2024

Оглавление.

I.Введение .

II. Основная часть

  1. Теоретический анализ галереи женских образов в романе

М. Шолохова « Тихий Дон».

  1.  Концептуальный анализ женских образов в  романе  

М. Шолохова« Тихий Дон».

III. Заключение

I.Введение.

Роман  М. Шолохова « Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.  Особое место в романе занимают женские образы, которые  олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания.На основе теоретического исследования проблемы женственности в современных работах, а также в процессе изучения литературной критики, посвященной роману М. Шолохова «Тихий Дон», нами выдвинута следующая гипотеза: В женских образах, созданных М.Шолоховым в романе «Тихий Дон» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.

Цель работы:  рассмотреть особенности создания женских образов в романе М.Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре.

 Задачи  исследования:

1. На основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;

2. Проанализировать содержание женских образов в романе М.Шолохова «Тихий Дон»;

3. Выделить особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах М.Шолохова и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.

Предмет  исследования - содержание концепции женственности и национальная традиция в создании женских образов в литературе.

 Объект  исследования– женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

Методы исследования: 

-теоретический анализ современной научной литературы по проблеме,

-концептуальный анализ художественного произведения ;

- сравнительный анализ образов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен материал по гендерной проблематике в литературоведении, а также по теме исследования – «Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

II. Основная часть

 М.Шолохову удалось ярко, образно рассказать о жизни вольного казачества в период гражданской войны. Писатель сумел проникнуть в суть казачьего характера. Именно поэтому его персонажи столь самобытны и незабываемы. 
    Значительное место в романе занимают женские образы: Аксинья, Дуняша, Наталья , Ильинична…. Хотя они не связаны с историческими событиями напрямую, их роль в романе важна. Именно казачка хранит тепло домашнего очага, передаёт традиции из одного поколения в другое, создаёт атмосферу добра и любви в доме. Военные исторические события, судьба казачества тесно переплетается в романе с личной судьбой каждого героя. Неслучайно в конце романа мирное семейное начало одерживает нравственную победу над разрушениями. Эта идея воплощается в образе сына Григория Мелехова. 
    Женские образы в романе построены в основном по принципу контраста характеров. Антитеза проявляется особенно ярко в отношениях Григория Мелехова с Аксиньей и Натальей. Особым обаянием наделил автор романа Аксинью. Ей присущи и внешняя, и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали. В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним – это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды  .Образ Аксиньи – один из центральных в романе. В ней привлекает независимость, сила воли, чувство собственного достоинства, красота, глубина чувств. В её образе сочетаются проснувшаяся в народе гордость и благородство, красота независимого казачьего характера с безоглядной любовью, готовой на самопожертвование.  Аксинья стремится жить по своей воле, согласно своему сердцу. Именно поэтому она открыто, по-настоящему любит Григория.   Это сильная, волевая натура. Четыре раза она уходила из дома с Григорием и никогда не спрашивала куда, - настолько исступлённа, бескорыстна, беззаветна её любовь.  Гражданская война позволила женщине заявить о себе по-новому. Именно это обстоятельство позволяет Аксинье твёрдо сказать Ильиничне: «Не хочу я так». Думая об Аксинье, Григорий думает обо всей своей жизни. Как ни ломала жизнь их отношения, но Аксинья с широким кругозором, прозорливостью, умом и тактом, словно незримо сопутствует Григорию везде. 
    Все переживания Григория Аксинья брала на себя. Гибель Аксиньи в романе кажется нелепой, случайной. Но её любовь к Григорию уже изначально была обречена. Страсть сжигает человека, принося с собой не только минуты упоения, но и страдания, муки. Ни один ребёнок Аксиньи от Григория не выжил. Этим Шолохов подчеркивает безысходность этой любви. Страсть – это проявление эго в человеке, а эго всегда нарушает гармонию, цельность, душевную чистоту.

Наталья в противовес Аксинье – верная жена  и мать. И в этом контрастном противопоставлении образов многое идет от Гоголя. Он  разделял чисто женское очарование и семейный материнский долг. Подобно матери сыновей Бульбы Михаил  Шолохов подчеркивает в своих героинях: Наталье, Ильиничне, верующей матери Бунчука и других – не только самоотверженность, но и желание остановить заблудшую душу на путях греха. Характер Натальи также раскрывает черты казачки. Вместе с тем, она представляет собой иной тип женщины – патриархальной хранительницы домашнего очага, матери, верной жены. Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. Ильиничну и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряжённой духовной жизни. Впервые описывая «дюже красивую» Наташу, Шолохов отметит её смелые серые глаза, смущённую и смелую улыбку, бесхитростный правдивый взгляд и – что не раз будет подчёркнуто в дальнейшем – «большие, раздавленные работой руки». С годами Наталья слегка раздаётся, как и положено матери двух детей, но автор, рассматривая её глазами Григория, вновь подчёркивает ладность, степенность её фигуры и «широкую рабочую спину». В дом Мелеховых Наталья вошла, покорив Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой невестки – Дарьи). Впрочем, и сама Ильинична обладает теми же, что и Наталья, качествами.Она ведет свой сложный поединок с судьбой – а косвенно и с «годиной смуты и разврата». Наталья, оскорбляемая и часто унижаемая  роковой  отрешенностью от нее Григория, то вымаливает  его у Аксиньи , то бунтует и уходит из дома Мелеховых. Но какой- то вещий инстинкт  подсказывает ей, что в доме свекра она еще дождется возвращения мужа, восстановит разрушенную семью, обретет детей. А будучи вне дома Мелеховых? Тогда она обречена  на вечное одиночество, сиротство, явно лишена надежд на материнство. Поразительна  эпическая высота  этих психологических  прозрений Шолохова… Как возвеличена идея дома, домашней ячейки человеческого бытия! Всякое насилие быстро «стареет», всякоеразрушительство показывает свое бесплодие и зовет на помощь обман, ложь, а вот идея Натальи, ее путь к созданию гнезда, дома- даже после поражений ее – лишь крепнет… Народ стихийно спасает себя  от спланированного и стихийного безумия.    Наталья побеждает Аксинью талантом верности, терпения,  кажущейся несвободой. Ее душа- самая крепкая ограда для всего дома. Это тонко чувствуют  и  Пантелей Прокофьевич, и старая Ильинична, нашедшие в невестке надежную союзницу  в борьбе  за домашний очаг  как одну из высших морально- этических ценностей. Назвать  этих людей, как и совсем юнуюДуняшку, консерваторами, носителями  патриархальной устойчивости? Но до каких пределов можно « облегчать»  свою  жизненную  ношу? Вначале от дома, затем от семьи, от детей? А дальше- от всякой  ответственности  за жизнь?   Может быть , Наталья  много не понимает в муках Григория, в его душевных перегрузках, в невольных «отступлениях»  от норм дома, семьи. Григорий  искренен, открыт в самооправданиях перед  женой. Он признает, что  ему трудно жить «без забытья»: «Трудно мне, через это и шаришь, чем  забыться:  водкой ли, бабой ли…» У Натальи один резон, один ответ-  с позицией семьи, зыбкого гнезда  человеческого: «Напакостил, обвиноватился, а теперь  все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие –то». И трудно не содрогнуться от ощущения искренности  и человечности ее борьбы за свое достоинство . Ей безумно трудно, она противостоит  не одной Аксинье или легкомысленной, гулящей Дарье, другой невестке.  « Против» нее- и война , забирающая Григория, и всеобщее похабство, посрамление нравственных  абсолютов в хаосе гражданской войны , неуважение к чистоте, хрупкости.  Особым обаянием обладает Ильинична, мать Григория. Эта женщина целиком посвятила себя семье, детям. Единственное, ради чего она жила, – их счастье и благополучие. Именно поэтому Ильинична простила Аксинью.И Наталья и Ильинична проходят перед читателем « Тихого Дона» как героини, до конца верные слепому материнскому призванию. Отзвучат всякие антагонистические  речения- и косноязычные призывы Гаранжи  к избиению «эксплуататоров», и сладкие речи Изварина об автономии Дона, - а в итоге  становится очевидно: о бессмертии народа,  о детях больше всего думали, тревожились эти наивные безграмотные казачки. Их ноша была, пожалуй, всего тяжелей. Наивное, слепое, на первый взгляд, следование Ильиничны и Натальи велением материнской судьбы дважды, по крайней мере, потрясает в романе всех окружающих. В первом  случае это потрясение рождается в сцене, когда после похорон Натальи малолетний Мишатка, неловко обняв отца, вскарабкавшись  к нему на колени, поцеловав его как то торжественно, с глазами, затуманенными от непосильной еще его сердцу миссии, передачи последней просьбы  и воли матери, говорит:«Маманька, когда  лежала  в  горнице… Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: «Приедет отец- поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас». Она ишо что- то говорила, дя я позабыл…». Никакой риторики, пышнословия, сплошное умолчание («она ишо что-то говорила»)- такой сложный узел человеческих отношений! Как будто мгновенный фотоснимок человеческой души вдруг « проявлен» здесь! Отголосок  любви к Григорию, печаль за детей, возможно, раскаяние в своем порыве мстить, надежда на доброе воспоминание о себе.. «Посланец» Натальи плохо выполнил ее поручение, забыл «что-то» . Но мы,  читатели, не хотим иных посланцев , мы испугались бы их складной болтовни.   В самых  бесчувственных  душах есть какие-то «капсюли» с душевным взрывным материалом. Их «укалывает»  именно детская беззаботность и «бесчувственность» . Может быть, сразу же после  своего сообщения  тот же Мишатка  убежит играть на Дон, на улицу? Он бегло, невнимательно  сказал нечто  важное, но всех в доме обступила вдруг, как и Григория, горькая тоска, мука не чужого, а личного горя, тоска от запоздалого понимания  взрослыми друг друга, от неожиданного, с помощью Мишатки, пересечения двух «я». На ком выместить  теперь Григорию свою обиду- ведь до души его дошло послание- упрек Натальи.

В другом случае величие материнского ожидания Ильиничны даже в Аксинью вселило чувство необъяснимой тоски и страха. Она увидела ночью  Ильиничну  с озаренным голубым лунным светом лицом, с седой прядью волос, выбившихся из- под черной старушечьей шальки, уловила  ее взгляд в сумеречную степную синь и услышала голос:  «Гришенька! Родненький мой!..- Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом  сказала: - Кровинушка моя!..».  Шолохов  вновь словно совлек с великих понятий материнства, любви, отчаяния, томлений в разлуке знаки внешнего величия, всякий лак, «олитературенности», осветил их внезапно вспыхнувшим внутренним светом.

III. Заключение.

 Женские образы в романе помогают автору осмыслить новую эпоху в жизни казачества, раскрыть сущность, опору его характера. Именно поэтому женщина в романе «Тихий Дон» - это сердце всего произведения. С ней неразрывно связаны вечные вопросы смысла жизни, счастья, мира и любви.Все эти вечные ценности –семьи, простодушной любви, материнства, «дома», родного очага как символа  устойчивости- вовсе не померкли: их значения, может быть, и оценено- то было всерьез именно сейчас, когда многое рушится и уже разрушилось. « Тихий Дон» часто, не задумываясь глубоко, называют «Илиадой гражданской войны». Что же в нем  является осажденной крепостью, «Троей»? Вероятно, весь старый мир, дом Мелеховых? Тогда можно сказать, что это  «Иллиада», прославляющая прекрасных людей, живших как раз в павшей крепости, -Наталью, Ильиничну, Пантелея Прокофьевича,  Григория.Итак, женские образы романа «Тихий Дон» построены на глубоком проникновении в особенности национальной культуры и традиций донского казачества, отражают не только систему ценностей, но и авторское восприятие судьбы казачества в годы революции и гражданской войны.

Использованная литература:

1.Н.В.Егорова.Поурочные  разработки  по русской литературы 20 века. Москва. ВАКО ,2007 г.

2. Русская литература 20 века. Под редакцией  члена -корреспондента Российской  Академии наук  Ф.Ф Кузнецова., Москва «Просвещение», 1994 год.

3  Ф.Г Бирюков «Шолохов сегодня».  Издательство «Просвещение», «Литература в школе», 1990 год.

4. Лежнев И. « Михаил Шолохов», Москва, 1989 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники природы Шолоховского района

Учебная презентация по географии Шолоховского района. Включены материалы о памятниках природы зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника М.А.Шолохова....

Мы изучаем Шолоховский край

Статья о культурном ландшафте Тихого Дона, особенностях его освоения казаками. Рекомендована для использования на уроках краеведения, при изучении географии Ростовской области, географии Шолоховского ...

Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко...

Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".

"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни....

Жанр поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской литературе XIX века

Исследование жанра поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской поэзии XIX  века....