"Недоросль" Фонвизин
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Д.И. Фонвизин "Недоросль". История создания, жанр, смысл названия пьесы, тема, идея произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonvizin_nedorosl.docx | 552.6 КБ |
fonvizin_nedorosl_no2_.docx | 732.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.
1. . Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3. Выяснить причины, уродующие личность.
4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6. Вынести на обсуждение тему воспитания.
7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Уважению к ближним.
Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
Черты классицизма в комедии.
1. Правило трех единств:
1) единство места – поместье Простаковых;
2) единство времени – в течение одних суток;
3) единство действия – борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи.
2. Разделение всех героев на положительных (Стародум, Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).
3. Говорящие фамилии персонажей.
4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
5. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
6. Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.
7. Сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини.
8. Главный итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.
Черты реализма в комедии.
1. Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
2. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
3. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
5. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
6. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.
1. . Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3. Выяснить причины, уродующие личность.
4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6. Вынести на обсуждение тему воспитания.
7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
- Уважению к ближним.
Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
Черты классицизма в комедии.
1. Правило трех единств:
1) единство места – поместье Простаковых;
2) единство времени – в течение одних суток;
3) единство действия – борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи.
2. Разделение всех героев на положительных (Стародум, Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).
3. Говорящие фамилии персонажей.
4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
5. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
6. Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.
7. Сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини.
8. Главный итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.
Черты реализма в комедии.
1. Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
2. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
3. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
5. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
6. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).