"Недоросль" Фонвизин
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Д.И. Фонвизин "Недоросль". История создания, жанр, смысл названия пьесы,  тема, идея произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonvizin_nedorosl.docx552.6 КБ
Файл fonvizin_nedorosl_no2_.docx732.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

 



Предварительный просмотр:

Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.

1. . Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

3.  Выяснить причины, уродующие личность. 

4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).

5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.

6. Вынести на обсуждение тему воспитания.

7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

  • Уважению к ближним.

Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Черты классицизма в комедии.

1. Правило трех единств:

1) единство места – поместье Простаковых;

2) единство времени – в течение одних суток;

3) единство действия – борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи.

2. Разделение всех героев на положительных (Стародум, Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).

3. Говорящие фамилии персонажей.

4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

5. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.

6. Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.

7. Сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини.

8. Главный итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.

Черты реализма в комедии.

1. Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.

2. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

3. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

5. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.

6. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.

1. . Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

3.  Выяснить причины, уродующие личность. 

4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).

5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.

6. Вынести на обсуждение тему воспитания.

7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

  • Уважению к ближним.

Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Черты классицизма в комедии.

1. Правило трех единств:

1) единство места – поместье Простаковых;

2) единство времени – в течение одних суток;

3) единство действия – борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи.

2. Разделение всех героев на положительных (Стародум, Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).

3. Говорящие фамилии персонажей.

4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

5. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.

6. Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.

7. Сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини.

8. Главный итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.

Черты реализма в комедии.

1. Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.

2. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

3. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

5. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.

6. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).