«Осип Эмильевич Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Выяснить, в чём проявляется конфликт поэта и эпохи на примере стихотворений «Ленинград» и «За гремучую доблесть грядущих веков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mandnlshtam.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА No44
Открытый урок по литературе. 11 «Б» класс.
Учитель: Голуб В.В.
Тема: «Осип Эмильевич Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи».
Цель урока: выяснить, в чём проявляется конфликт поэта и эпохи на примере стихотворений «Ленинград» и «За гремучую доблесть грядущих веков».
Литературоведческая концепция
В раннем творчестве О.Э. Мандельштам опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой истории и нетленного искусства.
Однако в период репрессий поэзия О.Э. Мандельштама накапливает энергию вызова и "высокого" гражданского негодования. Так, рождаются шедевры гражданской лирики – «Ленинград» и «За гремучую доблесть грядущих веков...».
Тип урока: комбинированный
Форма урока: эвристическая беседа
Приёмы урока: рассказ учителя с элементами беседы, анализ поэтического текста, работа в группах
Термины: символизм, акмеизм, гражданская лирика, лирический герой, конфликт
Диагностические цели:
1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве О.Э. Мандельштама.
2. Обратить внимание учащихся на трагическую взаимосвязь судьбы поэта с русской историей.
3. Совершенствовать умение работать с поэтическим текстом в группах.
4. Воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Учебная задача
В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство в лирике О. Мандельштама?
Оборудование: проектор, портрет О. Мандельштама, фотографии разных лет поэта, выставка книг, тексты стихотворений, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент (2 минуты).
Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Прошу вас открыть свои тетради и записать сегодняшнюю дату, классную работу и тему урока: «Осип Эмильевич Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи».
II. Актуализация знаний (5 минут).
Учитель. Какую тему мы с вами рассматривали на прошлом уроке?
Учащиеся. На прошлом уроке мы познакомились с биографией
О.Э. Мандельштама и рассматривали культурологические истоки и музыкальную природу эстетического переживания в лирике поэта.
Учитель. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы поучаствуем в викторине и выясним, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущего урока.
Викторина
1. Кто из известных поэтов приобщил О.Э. Мандельштама к символизму?
Ответ: В.В. Гиппиус
2. С каким литературным течением О.Э. Мандельштам сближается в начале 1910-х гг?
Ответ: с акмеизмом
3. Как назывался первый поэтический сборник, вышедший в 1913 году?
Ответ: «Камень»
4. Какая характерная особенность акмеизма отразилась в этом сборнике?
Ответ: «Тоска по мировой культуре»
5. В какой период времени начинаются гонения на О.Э Мандельштама?
Ответ: после Октябрьской революции.
6. За что арестовывают О.Э. Мандельштама в 1934 году?
Ответ: за написание эпиграммы, направленная против О. В. Сталина
Учитель. Мы ответили на вопросы викторины, связанные не только с биографией и раннем творчеством О.Э. Мандельштама, но и с историческими событиями, которые отразились в его поздней лирике.
II. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала
(5 минут).
Учитель. Ребята, обратите внимание на тему, записанную на доске, и скажите, какую цель мы ставим на сегодняшнем уроке?
Учащиеся. Сегодня на уроке мы должны выяснить, в чём проявляется конфликт поэта и эпохи в творчестве О.Э. Мандельштама.
Слово учителя:
В период 30-х гг. О. Э. Мандельштам начинает трагически осознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла существования - ничего. Окончательная редакция стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков...» не сразу далась поэту. Он работал над ним в марте 1931 и в конце 1935 г.
Превозмогая горечь одиночества и отверженности, О. Э. Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему в 1930-е годы О. Э. Мандельштам писал стихи на гражданскую тематику?
Учащиеся. Потому что было как раз время сталинских репрессий.
III. Этап усвоения новых знаний (22 минут).
Учитель. Сейчас мы с вами поделимся на три группы. Вам будут даны карточки с заданиями для анализа двух стихотворений. Учащиеся первой группы должны подготовить устные ответы на вопросы по лирическому произведению «Ленинград…». Аналогичное задание выполняют ученики второй и третьей групп по стихотворению «За гремучую доблесть грядущих веков…». По окончании работы над стихотворениями мы должны с вами выяснить, как раскрывается конфликт в лирике О. Э. Мандельштама.
I группа II группа III группы «Ленинград» «За гремучую доблесть грядущих веков» «За гремучую доблесть грядущих веков»
Вопросы:
1. Каким представлен лирический герой этого стихотворения?
2. Почему названный Ленинградом город дважды именуется Петербургом?
3. С каким стихотворением перекликается обращение «Петербург! Я ещё не хочу умирать»?
4. Какой мотив звучит в стихотворении?
5. Какую главную мысль хотел донести до читателей автор стихотворения?
Вопросы:
1. Каким представлен лирический герой этого стихотворения?
2. Назовите ключевой мотив этого стихотворения.
3. Какова символика чаши в этом стихотворении?
4. Как вы понимаете образ «век-волкодав»?
5. В чём смысл выражения « Я не волк по крови своей»?
Вопросы:
1. Какова роль пейзажа в последней строфе стихотворения?
2. Зачем автор использует приём антитезы в последней строфе стихотворения?
3. В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии, и чем они близки стихотворению «За гремучую доблесть грядущих веков?
4. Какой вывод можно сделать по прочитанному стихотворению?
Учебная ситуация №1
Анализ стихотворения «Ленинград»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Декабрь 1930
Беседа:
Учитель. Каким представлен лирический герой этого стихотворения?
Учащиеся. Лирический герой, вернувшийся в родной город, напряжённо и взволнованно пытается «узнать» его. Однако его старания тщетны: он не может разглядеть в нем ничего дорогого и близкого.
Учитель. Почему названный Ленинградом город дважды именуется Петербургом: в чём смысл переклички этих двух имён?
Учащиеся. Оглядываясь по сторонам, Мандельштам пытается узнать прекрасный Петербург, но ничего дорогого из воспоминаний он не может разглядеть в этом городе - Ленинграде, грязном, неуютном, проникнутом неуверенностью перед завтрашним днём и страхом перед настоящим.
Учитель. Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?
Учащиеся. «Петербург, я еще не хочу умирать...». Беспросветность и мрак говорят о гибели в городе живого начала, и город угрожает жизни лирическому герою.
Учитель. С каким стихотворением перекликается данное обращение?
Учащиеся. Обращение «Петербург, я ещё не хочу умирать» перекликается с элегией А. С. Пушкина "Но не хочу, о други, умирать...", однако перекликается лишь внешне.
Учитель. Зачем О. Э. Мандельштам включил в своё стихотворение пушкинское обращение?
Учащиеся. Чтобы показать разную тональность. Герой пушкинской "Элегии" полон оптимизма; он не верит, что его жизнь может быть прервана до срока. Более того, он надеется на то, что «любовь улыбкою прощальной» озарит его» закат печальный». Мандельштамовское «ещё не хочу умирать» придаёт стихотворению смысл безысходности.
Учитель. Как называется приём поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения?
Учащиеся. Параллелизм.
Учитель. Какую роль играет цветовая гамма в стихотворении?
Учащиеся. В описании местности цвет играет немаловажную роль. Так, чёрно-жёлтая цветовая гамма вызывает ощущение тоски и беспокойства. Рыбий жир - чувственно воспринимаемый образ маслянистого, жёлтого отблеска фонарей в тёмной речной воде, он ассоциативно связан с детской темой припухлых желёз. Чёрно-жёлтым кажется декабрьский денёк (к зловещему дёгтю подмешан желток), который должен вызывать совершенно другие ассоциации: белизны, солнечного света.
Учитель. Какой мотив звучит в стихотворении?
Учащиеся. В стихотворении звучит мотив разобщённости.
Учитель. С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?
Учащиеся. Но телефон молчит, и это говорит о том, что не только город стал неузнаваемым — изменились сами люди: кто-то испугался и затих, кто-то приспособился, кто-то уехал, а кто-то и ушел из жизни. Но велика ли разница теперь между живыми и погибшими? Люди разобщены, живые как мертвецы.
Учитель. Почему лирический герой называет дверные засовы, крючки и цепочки кандалами?
Учащиеся. Дверные засовы, крючки и цепочки поэт не зря считает кандалами - это оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей. И, конечно же, совсем не дорогих гостей ожидает лирический герой ночью, зная, скольких его друзей, товарищей и знакомых увели в неизвестность такие "гости".
Учитель. Какую главную мысль хотел донести до нас автор стихотворения?
Учащиеся. Стихотворение О. Мандельштама позволяет нам понять психологию человека в трагические годы Советской страны. Поэт пытался донести до нас главную мысль: самое важное и самое ценное, чем может владеть человек — это свобода, как внешняя, так и внутренняя.
Учебная ситуация №2
Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков»
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
17-28 марта 1931, конец 1935
Беседа:
Учитель. Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
Учащиеся. Данное стихотворение вызывает тяжёлые чувства. С одной стороны подавленность, безысходность, с другой - жалость по отношению к лирическому герою.
Учитель. Назовите ключевой мотив этого стихотворения.
Учащиеся. Ключевой мотив стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» - трагическая судьба поэта, живущих в страшную эпоху.
Учитель. Каким представлен лирический герой этого стихотворения?
Учащиеся. Лирический герой стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» противопоставляет себя окружающей действительности. Он не желает видеть её страшных проявлений.
Учитель. Какова символика чаши в этом стихотворении?
Учащиеся. Этот образ чаши отцов в стихотворении чрезвычайно интересен. Чашу, как известно, на пиру в давние времена передавали по кругу. Она служила символом жизни и плодородия.
Учитель. Обратите внимание на пятый стих первой строфы лирического произведения. Скажите, как вы понимаете образ век-волкодав? Какова роль эпитета в этом словосочетании?
Учащиеся. Век-волкодав явно враждебен поэту. Данное сочетание связанно с историческими событиями СССР, происходившие в 30-е годы XX века. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век-волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, - уже не человек, а волк.
Учитель. Как вы понимаете выражение « Я не волк по крови своей»?
Учащиеся. В выражении «Я не волк по крови своей» скрыт важный смысл. Лирический герой не желает делать выбора в пользу власти, так как понимает, насколько нелепо. Для него утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда и ни при каких условиях не откажется от этого права: «…не волк я по крови своей».
Учитель. Какова роль пейзажа в последней строфе стихотворения?
Учащиеся. В последней строфе стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» природа русской земли, вдали от цивилизации, а самое главное - вдали от директив партии, в глазах лирического героя представляется раем.
Учитель. Почему лирический герой хочет «скрыться в ночи»?
Учащиеся. Уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла.
Учитель. Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении двух явлений?
Учащиеся. Антитеза.
Учитель. Какова роль антитезы в последней строфе стихотворения?
Учащиеся. Для описания счастья свободы и того настоящего ужаса, который окружает лирического героя, автор использует прием антитезы. В третьем четверостишии первые две строки описывают окружающую реальность, вторые – недостижимый рай, природу Сибири:
Учитель. В стихотворении дважды повторяются строки «Но не волк я по крови своей». Как называется художественный приём, заключающийся в намеренном повторении одних и тех же слов?
Учащиеся. Лексический повтор.
Учитель. Зачем автор использует лексический повтор во второй и четвёртой строфе стихотворения?
Учащиеся. В них лирический герой не только еще раз подчеркивает свою непринадлежность к «волкам» (на тюремном жаргоне это означает «предатели»), но и указывает на то, что его «убийцам» до него не дотянуться, то есть не сломить дух героя, не заставить пойти на предательство.
Учитель. В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии, и чем они близки стихотворению «За гремучую доблесть грядущих веков?
Учащиеся. Тема поэта и поэзии волнует любого пишущего стихи, она поднимается во многих стихотворениях русских поэтов. Одно из самых известных - "Пророк" М. Ю. Лермонтова. Между двумя стихотворениями можно провести несколько параллелей. Во-первых, в обоих герой противопоставляет себя толпе: пророк видит в людях проявление злобы и упрёка, герой О. Э. Мандельштама — трусость и жестокость. Толпа не понимает и не принимает пророка, поэтому он отрекается от общества и уходит в пустыню. Герой О. Э. Мандельштама отказывается быть в "волчьей стае" века-волкодава, поэтому он хочет укрыться в Сибири. Второй важный момент - божественность творческой силы пророка М. Ю. Лермонтова и лирического героя Мандельштама: "вечный судия дал всеведенье пророка", "не волк я по крови своей, и меня только равный убьёт".
Учитель. Какой вывод можно сделать по прочитанному стихотворению?
Учащиеся. Стихотворение О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» - обвинительный акт для многих современников поэта. Одних он уличает в жестокости тирании, других - в трусости. Причем обе эти роли кажутся О.Э.Мандельштаму неприглядными, недостойными настоящего человека, поэтому сибирская ссылка воспринимается, как единственно возможный и даже в какой-то степени счастливый выход для человека, который хочет сохранить душевную чистоту, собственное достоинство, наконец, цельность своей личности и незыблемость идеалов.
IV. Подведение итогов урока (2 минуты)
Учитель: Итак, какой же мы с вами сделаем вывод о трагическом конфликте поэта и эпохи?
Учащиеся. В своём творчестве О. Э. Мандельштам отчаянно пытался противостоять жизненным реалиям. Он не хотел быть пассивной, безличной жертвой своего времени.
Учитель. О. Э. Мандельштам – первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи, за которые заплатил самую высокую цену – цену жизни. Смерть одного поэта повлекла за собой и других выдающихся писателей и поэтов в период 30-40-х годов XX века, и Марина Цветаева стала одной из них. Именно о ней мы будем говорить на следующем уроке.
V. Домашнее задание (3 минуты)
1. На выбор выучить одно стихотворение О.Э. Мандельштама:
а) «NOTRE DAME»;
б) «За гремучую доблесть грядущих веков»;
в) «Ленинград»
2. На выбор выучить два стихотворения М. Цветаевой:
а) «Моим стихам, написанным так рано…»;
б) «Стихи к Блоку»;
в) «Мандельштаму»;
г) «кто создан из камня кто создан из глины…»
По окончании урока учитель комментирует оценки учащихся за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трагическая хроника эпохи в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"
Конспект урока литеретуры, проведенного на 1 курсе колледжа. Может быть использован на уроках литературы в 11 классе.Сопровождается компьютерной презентацией "Анна Ахматова. Творческий путь и су...
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...
Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"...
Трагический тенор эпохи
Урок-загадка (первый урок знакомство с А.Блоком)...
Трагический конфликт истории в судьбе народа
Презентация к уроку литературы по рассказу В. Тендрякова "Хлеб для собаки"...
"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.
Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....
Курсовая работа на тему: «Трагическое одиночество С. Есенина в контексте революционной эпохи»
Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами. С.А. Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читател...