Игра как форма обучения на уроках литературы.
методическая разработка по литературе (5 класс)
Методичские рекомендации по организации игровой формы обучения на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 5.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как форма обучения на уроках литературы.
Передо учителем-словесником стоит задача – воспитать не просто читателя, а читателя думающего, умеющего выразить своё отношение, анализировать, творчески мыслить. Для этого я использую самые разнообразные формы работы.
Детям нравится игра. Важно только, исходя из цели урока, найти ту форму игры, которая органично впишется в урок.
Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, инсценирование, диалог, словесное рисование.
Слово – главный инструмент учителя, поэтому стараюсь учить детей быть внимательными к слову. Обогащению словарного запаса способствует изучение в 5 классе темы «Пословицы и поговорки». Задача – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Здесь же применяю игровые моменты. Ребятам раздаю карточки с пословицами, в которых они должны назвать пропущенные слова, чтобы закончить пословицу. Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму и перейти к заданиям: предлагается определить темы пословиц, а к отдельной придумать или вспомнить случай, рассказать о нём так, чтобы употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоение понятия о сюжете для развития детского творчества. Подобную работу провожу при изучении «Фразеологизмы» по русскому языку.
Интересно проходит игра «Переводчики», которую провожу при изучении произведений, в которых много диалектных слов. ( произведения Н.В.Гоголя, П П. Бажова, Н.С. Лескова). Детям предлагается заменить диалектные слова общеупотребительными.
Например: Схватив казака за чуприну, он достал нагайку. В карманах его обнаружилось несколько головок цыбули и три бульбы.(« Майская ночь или утопленница)
Одна из задач уроков литературы – помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Для этого использую упражнения для осознания ключевых понятий словесного рисования:
- найдите в тексте художественного произведения эпитеты (сравнения, метафоры, худ.детали);
- подберите эпитеты, (сравнения, метафоры) к заданному слову (например, море, лес, небо), подчеркнув его своеобразие.
- составьте предложение с заданным эпитетом (метафорой, сравнением).
- прослушав стихи, прозу, музыку, рассмотрев пейзажную зарисовку, выразите свои чувства, используя подходящие эпитеты, сравнения, метафоры.
благодаря такому приёму учащиеся постигают возможности слов.
Увлекаясь только ходом событий, часто дети не видят и не умеют оценить роли детали в художественном тексте. Задержать внимание на деталях помогают элементы игры. Например, учащиеся должны по репликам действующих героев о других персонажах догадаться,о ком идёт речь. Воображение, мышление развивается, когда они рассказывают о тех героях произведений, которых автор упоминает, но не описывает.
Также игра может помочь дать представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Дети самостоятельно готовят рисунки к сказкам, рассказывают о них, а слушающие должны определить, к какому эпизоду сделан рисунок. С большим интересом ребята выполняют такое задание: предлагается несколько иллюстраций художников или рисунков самих ребят по определённому произведению, а им необходимо разложить по порядку. Эта работа даёт наглядное представление о композиции, развивает речь.
Рассказ с изменением лица позволяет понять, насколько полно представляет ученик героя, выявить отношение к нему. Близки этому приёму и этюды – импровизации, когда ученик домысливает действия, сочиняет на основе внимательного чтения отдельные эпизоды.
Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения, а поэтому способствуют развитию личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
В статье представлены активные формы обучения на уроках литературы, так как приобщение школьников к искусству слова – процесс непростой: большая литература остаётся на периферии интересах многих учащи...
Активные формы обучения на уроках литературы
Литературная композиция. Итоговые уроки литературы. Развитие творческих способностей в 5-6 классах....
Игра как форма обучения на уроках литературы.
Методичские рекомендации по организации игровой формы обучения на уроках литературы....