Контрольная работа по произведению В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Каращук Маргарита Николаевна

Запишите дневник Васютки. При его создании следует соблюсти несколько условий:

1) Придумайте те условия, при которых дневник мог быть написан или обнаружен. Перед началом ведения дневника укажите в 2-3-х предложениях обстоятельства его написания/нахождения.

Предлагаю несколько возможных вариантов:

а) мальчик оформил его сразу после возвращения домой и прочитал учительнице на уроке литературы по теме "Самое яркое событие прошлого лета";

б) мальчик вел его в тайге, чтобы подбодрить себя и собраться с мыслями;

в) Васютка вырос и решил стать психологом. Он составил памятку, которая поможет справляться со своими эмоциями в те моменты, когда помощи ждать неоткуда;

г) вы можете придумать контекст для появления дневника самостоятельно.

2) Каждый из дней необходимо озаглавить;

3) Помечайте в дневнике взаимосвязь эмоций и событий;

4) Указывайте в нем, как Вася подбадривал себя не отчаиваться и идти дальше. Отмечайте все, что помогало ему в трудном пути домой.

5) Объем дневника: от 150 слов и больше;

6) Допустимо подробно не описывать каждый день, а сосредоточиться на днях, наполненных поворотными событиями.

 

Прикладываю фрагменты, которые могут вам помочь при написании дневника:

1) Васютка круто повернул назад. Шёл он быстро, внимательно присматриваясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было.

— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые. Но этого-то он и не приметил. Затеси и затеси.

— Эх, дубина!

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

 

2) Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн

спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он.

В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

 

3) Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным. Васютка проглотил слюну, ещё раз поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:

— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?

Он ощипал уток, зарыл их в горячие угли костра, лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее.

Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.p.astafev_22vasyutkino_ozero22.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Запишите дневник Васютки. При его создании следует соблюсти несколько условий:

1) Придумайте те условия, при которых дневник мог быть написан или обнаружен. Перед началом ведения дневника укажите в 2-3-х предложениях обстоятельства его написания/нахождения.

Предлагаю несколько возможных вариантов:

а) мальчик оформил его сразу после возвращения домой и прочитал учительнице на уроке литературы по теме "Самое яркое событие прошлого лета";

б) мальчик вел его в тайге, чтобы подбодрить себя и собраться с мыслями;

в) Васютка вырос и решил стать психологом. Он составил памятку, которая поможет справляться со своими эмоциями в те моменты, когда помощи ждать неоткуда;

г) вы можете придумать контекст для появления дневника самостоятельно.

2) Каждый из дней необходимо озаглавить;

3) Помечайте в дневнике взаимосвязь эмоций и событий;

4) Указывайте в нем, как Вася подбадривал себя не отчаиваться и идти дальше. Отмечайте все, что помогало ему в трудном пути домой.

5) Объем дневника: от 150 слов и больше;

6) Допустимо подробно не описывать каждый день, а сосредоточиться на днях, наполненных поворотными событиями.

Прикладываю фрагменты, которые могут вам помочь при написании дневника:

1) Васютка круто повернул назад. Шёл он быстро, внимательно присматриваясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было.

— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые. Но этого-то он и не приметил. Затеси и затеси.

— Эх, дубина!

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

2) Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн

спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он.

В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

3) Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным. Васютка проглотил слюну, ещё раз поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:

— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?

Он ощипал уток, зарыл их в горячие угли костра, лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее.

Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по произведениям 20 века.

Контрольная работа охватывает произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына, Бунина, Достоевского. 2 варианта....

Контрольная работа по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города" (8 класс)

Контрольная работа по изучению "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина в 8 классе....

Контрольная работа по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Работу можно использовать не только после пройденного материала, но и как подготовку к ЕГЭ по литературе...

Контрольная работа по произведениям М.Горького

Материал предназначен для контроля знаний по произведениям М.Горького ("Старуха Изергиль", "Челкаш")...

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс...

Контрольная работа по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.

Контрольная работа состоит из 2 вариантов с заданиями раличного уровня по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"....