Смысловое чтение как способ формирования у учащихся критического стиля мышления. Статья.
статья по литературе (6 класс)
Смысловое чтение как способ формирования у учащихся критического стиля мышления. Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смысловое чтение как способ формирования у учащихся критического стиля мышления. Статья. | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Смысловое чтение как способ формирования у учащихся критического стиля мышления
(Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)
Цель урока: в процессе смыслового чтения формировать у учащихся
критический стиль мышления; создавать условия для развития у учеников способности успешно решать образовательные задачи и социализироваться в обществе.
Задачи:
- развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки понимания идейного содержания художественного произведения.
- формировать умение анализировать текст: давать оценки поступкам героев данного произведения, сравнивать их с поступками персонажей из других произведений, делать выводы;
- развивать умение строить развернутое высказывание во время ответа на поставленный вопрос, совершенствуя устную и письменную речь школьников.
- обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.
Воспитательная цель:
- воспитывать высокие нравственные качества, необходимость осознавать необдуманные поступки; потребность анализировать свои поступки, давать им оценку.
Оборудование: презентация «В.П.Астафьев. « Зачем я убил коростеля?»
Используемая технология: развитие критического мышления в процессе смыслового чтения, проблемное обучение, ИКТ, групповая.
Используемые приёмы работы: смысловое чтение ; «Чтение с остановками».
Оборудование урока: проектор, распечатанные тексты рассказа, презентация.
Ход урока
1 этап – организационный.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
- Давайте прочитаем отрывки из хорошо знакомого вам произведения.
(1-й слайд презентации).
- Назовите это произведение
(Это рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- А теперь прослушайте небольшой отрывок из песни Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова «Лебединая верность»:
Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
И в этот миг,
Вдруг по птицам кто-то выстрелил
И вырвался крик.
- Скажите, одинаковые чувства вы испытали при чтении знакомого текста и прослушивании песни? Почему?
(Безусловно, нам жалко птицу в двух эпизодах. Но в «Васюткином озере» не так сильно ощутима боль, потому что автору важно было показать умения и навыки десятилетнего мальчишки, способного выжить в экстремальных условиях. Не каждому взрослому охотнику удаётся застрелить глухаря. Эпизод охоты занимает важное место в повествовании. Увлёкшись охотой, Вася сбился с пути, потеряв затеси. Но и благодаря добыче, он смог выжить один в тайге. Таким образом, охота на птиц и рыб находит оправдание. Это необходимо для спасения жизни человека.
Лебеди - красивые, гордые птицы. Они являются символом верности. Люди ими восхищаются. В данном стихотворении (песне) автор описывает счастливый период в жизни лебедей, которым солнечный день не предвещал никакой беды. Но нашёлся жестокий человек, который их убил. Причина нам не ясна. Скорее всего, он просто стрелял по мишени. В такие минуты испытываешь острую боль, хочется плакать, щемит сердце. Чувствуешь неприязнь и даже ненависть к тому, кто поднял ружьё на красивейших птиц).
Прочитайте название рассказа, над смысловым содержанием которого мы сегодня будем работать. В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
О чём говорит местоимение Я в заглавии рассказа?
(Местоимение указывает на лицо, совершившее плохой поступок. Это автор).
Объясните смысл вопроса: «Зачем»?
(Ответ на вопрос должен назвать причину, по которой автор, уже будучи взрослым, никак не может забыть свой жестокий поступок, совершённый в далёком детстве. Он до сих пор испытывает сожаление, боль, стыд, муки совести. Видимо, ему трудно найти ответ на этот вопрос).
- Какой поступок детства не даёт автору покоя? ( Убийство коростеля)
- Что могло произойти в рассказе такое, о чём автору трудно забыть даже через много лет? (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин.
- Что нужно для того, чтобы ответить на эти вопросы?
(внимательно перечитать рассказ)
- Внимательно читаем 1-й эпизод текста рассказа:
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…
(Первая остановка)
Осмысление прочитанного
Вопросы учащимся:
- Сколько лет было автору в момент случайной встречи с птицей, если рассказ написан в 1969 году?
( Автору было 4,5-5 лет. В момент написания рассказа – 45 лет)
- Какие подробности свидетельствуют о том, что случившееся запомнилось ему на всю жизнь.
(Он хорошо помнит, что возвращался с рыбалки, в какое время года это случилось: ранней осенью. Запомнил, что летом было засуха: высохла бочажина)
- Знал ли тогда мальчишка что-нибудь об этой птице? Разглядел ли он её?
(Толком не разглядел её, потому что она двигалась. Знал, что живёт на болотах, заросших густым тальником и осокой. Тальник-это кустовая ива. Это места, доступные человеку, потому что скошенный луг)
- Как ведёт себя птица, заслышав шаги человека?
(Пугается, затаилась, пытается укрыться)
- Что почувствовала птица? Докажите словами текста. (Какая часть речи передаёт её состояние?)
( Птица чувствует опасность. Автор использует глаголы для передачи её состояния: "присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
Чтение учителем второй части рассказа:
… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…
(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?
(В минуты азарта человек перестаёт руководствоваться разумом. Он похож на животное, одержим единственным желанием: любой ценой достичь цели. Способен совершить непоправимую ошибку.)
- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?
(Мальчик не просто ударил птицу. Он настиг её в борозде, откуда ей трудно выбраться. Многократно истязал её мокрым удилищем, проявляя жестокость).
- Как можно объяснить выражение «слепой от погони»?
( Слепой – значит не помнящий себя, ничего не понимающий, озверевший).
- Как, по-вашему, будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).
Чтение учителем третьей части рассказа:
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..
(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)
- Давайте посмотрим, как выглядит эта птица (слайд презентации)
Вопросы учащимся:
- Что вы почувствовали во время чтения этого эпизода?
- Узнал ли мальчик птицу? ( Да, это был коростель или дергач.)
- Зачем он так подробно описывает мертвую птицу?
(Мальчик внимательно рассматривает на ладони завядшее тельце убитой им птицы, чтобы показать осознание ребёнком своей вины. После случившегося он вдруг очнулся.)
- Какие художественные средства использует автор для описания безжизненного тельца птицы? Есть ли глаголы?
( В описании коростеля почти нет глаголов, только сказуемое «была» и глагол «болталась» Но зато в описании используются уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: «птичка», «тельце», «шейка», «ржавинка». Используя такие суффиксы, автор хотел показать, что коростель маленькая и беззащитная птица даже перед ребёнком пяти лет.
Кроме этого автор использует эпитеты, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы:
«завядшеее, бескостное, невесомое» тельце; «мертвые» веки.Удачно использует сравнение: Шейка болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана»)
- Что вас особенно взволновало? Почему?
(больше всего встревожило то, что мальчик убил изувеченную птицу, которая пострадала от людей. Очень жаль, что она не смогла улететь. Мальчик должен был уберечь её, оказать помощь. А он жестоко убил).
- Осознал ли он свой поступок?
(Да, ему «сделалось жалко» её, он не бросил убитую птицу на растерзание животным, а решил придать земле, руками выгребая ямку)
- Как писатель объяснил случившееся?
("сдуру”, "без надобности”).
- Какой урок ему преподнёс данный случай?
(Он охотник, но дал слово: никогда без надобности не убивать ни птиц, ни животных).
Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?
Чтение учителем четвёртой части рассказа:
… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.
И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…
(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Чего, по мнению автора, ему всегда не недостаёт для наступления лета? (Автор скупо рисует наступление начала лета: черемуха уже отцвела, давно поют соловьи «на последнем издыхе допевают песни» - значит устали петь. Ромашки у нас цветут в конце июня. И только с прилётом коростеля вступает в силу настоящее лето)
- Почему Астафьев называет коростеля «бродягой»?
( Он долго странствует, прежде чем возвратиться домой: зимует в Африке, два рвза в году с большим трудом и риском для жизни перелетает Средиземное море. Мы знаем, как её трудно летать. Многие птицы погибают)
- Почему автор с томлением ждёт коростеля? На что надеется?
( Думает, что прилетел чудом выживший коростель, чтобы простить несмышлёного мальчишку )
- Почему В.П. Астафьев подробно рассказывает о перелёте коростеля?
(Ему важно, чтоб мы поняли, как нелегка жизнь этой птицы. Важно сберечь популяцию, которая массово погибает во время перелёта. Приводит в качестве примера жителей французского городка, для которых прилёт коростеля – праздник).
Чтение учителем пятой части рассказа:
… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вопросы учащимся:
- Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
( Заставил раскаяться. Бережно относиться к природе)
- О чём же этот рассказ?
(О бессмысленном убийстве птицы)
- Почему герой не может забыть давний случай? (Подсказка: Какое нравственное качество не позволяет ему это сделать?)
(Забыть случившееся ему не позволяет совесть и та вина, которую он ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он рассказывает, что коростель – священная птица во Франции, что его бы приговорили к смертной казни. Это доказывает, что взрослым он все прочитал об этой птице. Это рассказ о малоприметной птице, которая зимует в Африке, а весной спешит в Россию, в родные края, чтобы потомство вывести, поучительный. Родная земля – родная для всех: и людей, и зверей, и птиц).
- Находит ли автор оправдание своему детскому поступку ?
(Нет. Его рассказ-исповедь перед читателем. Автор до сих пор испытывает стыд и боль за ужасный поступок: Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
40 лет его мучит совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).
- Что такое стыд?
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение)
- Что такое совесть?
(Совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили Совесть просыпается у того, кто осознал свою вину).
- Почему автор озаглавил рассказ «Зачем я убил коростеля»?
- Что изменилось бы, если бы поменять заглавие на «Цена поступка»,
«Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»?
(Предполагаемое заглавие «Боль на всю жизнь» может стать и формулировкой темы урока, так как отражает основную мысль текста, а заглавие «Жестокий поступок» может свидетельствовать о том, что человек навсегда остался жестоким человеком)
Как можно сформулировать тему урока?
(Тема урока: Боль на всю жизнь ( по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)
«Рефлексия» (5 мин.) (групповая работа): Метод «6 шляп мышления»
Белая шляпа (учёный): Что нового вы узнали на уроке? Поразмышляйте на тему: «После чтения рассказа В.П.Астафьева я…»
(Дети получают лист бумаги, в котором по очереди, передавая его друг другу, записывают своё продолжение фразы).
Желтая шляпа (позитивная): Постройте высказывание в защиту поступка пятилетнего мальчика.
Чёрная шляпа (Противоположность жёлтой): Вынесите обвинительный приговор поступку героя.
Красная шляпа(шляпа эмоций): Какие чувства вы испытали во время чтения и обсуждения рассказа?
Зелёная шляпа (шляпа творчества и креативности): Придумайте продолжение рассказа.
Синяя шляпа: Подведите итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."
Методы творческого обучения на уроках литературы....
Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"
Технология развития критического мышления, на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...
статья" Технология критического мышления на уроках русского языка"
В статье отслеживается использование форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка,которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Данная технология пр...
Статья « Развитие технического мышления на уроках математики»
В статье описаны примеры развития на уроках геометрии технического мышления учащихся....
Статья "Приемы критического мышления на уроках биологии"
Моя цель – добиться, чтобы каждый учащийся, вырабатывал свое мнение, принимал независимое решение, что способствовало бы развитию системного мышления, а не просто накоплению суммы знаний, логичности, ...
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...