Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова. Информационно-познавательный проект
проект по литературе (6 класс)
Информационно-познавательный проект "Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова" с продуктом (презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова | 54.5 КБ |
Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова | 389.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова
Информационно-познавательный проект
Автор:
Бажанов Глеб
ученик 6 «Б» класса
МОУ «СОШ № 10»
Наставник:
Ярмухаметова Динара Рамировна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 10»
Кыштым 2024
Введение
Мне очень нравятся сказы П.П. Бажова. Во всех его сказах говорится о том, что настоящее богатство не в камнях и не в золоте, а в самих людях. По-настоящему счастливыми становятся только те герои сказов, которые жили не для себя, а для людей, берегли природу, с уважением относились к традициям своего народа, к старшему поколению. Не всегда материальное богатство приносило счастье людям.
Во многих сказах говорилось о Хозяйке Медной горы. Именно она выступает в роли судьи, решая, кому повезёт, а кому нет. Мне захотелось узнать больше про Хозяйку, раскрыть её образ в сказах.
Актуальность темы: раскрытие образа Хозяйки Медной горы поможет лучше понять сказы Бажова, а значит, больше узнать об истории Урала, понять психологию простых рабочих, работавших на Урале, узнать свою историю. Ведь именно с горных разработок начинается история колонизации Урала, история возникновения многих городов, таких, как Касли, Златоуст, Екатеринбург и, конечно же, Кыштым.
Цели проекта: повышение интереса своих сверстников к творчеству П.П.Бажова
Задачи проекта:
- Познакомиться с биографией нашего уральского писателя Бажова П.П.
- Изучить жанр сказа, выяснить особенности сказов Бажова.
- Дать характеристику образа Хозяйки Медной горы.
- Провести опрос среди одноклассников.
- Подготовить презентацию «Медной горы Хозяйка».
Для достижения поставленных целей были применены следующие методы:
- изучение литературы и других источников информации о жизни П.П.Бажова, о его творчестве;
- анализ художественного текста (сказов Бажова)
- опрос читателей сказов.
Практическая значимость проекта состоит в том, что материалы проекта могут быть использованы на уроках литературы, МХК, на классных часах, на викторинах по литературе.
Творчество П.П.Бажова
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный уральский писатель и фольклорист. Он родился недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего. Первый писательский опыт Павла Бажова пришелся на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историей Урала. Его книга с Уральскими очерками опубликована в 1924 году.
Слава сказителя пришла позже. В 1936 году в журнале был опубликован его первый рассказ «Девка Азовка». В 1939 году в Екатеринбурге вышел первый сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В основном все рассказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.
Популярность пришла к Бажову в зрелом возрасте. И именно поэтому он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», высоко ставил звание писателя. Образцом для писателей, работающих в жанре сказки, считал Александра Сергеевича Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Другим эталоном для Бажова был Лев Николаевич Толстой, «сказки и детские рассказы которого – неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений».
О творчества Бажове написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление «этот Бажов» – фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов помещал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». Бажова называли «добытчиком устного речевого золота и искателем самородных сказаний».
Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес конкретного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий»[1].
Яркое самобытное творчество Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Талантливость трудового народа, быт, нравы, обычаи уральских горнорабочих постоянно привлекали внимание писателя. Его сказы впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит народных преданий. На страницах рассказов распускаются неувядаемые каменные цветы, оживают добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики. Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов.
Сказ как литературный жанр
Сказ - тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в сказе ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями… Примерами С. в русской литературе являются «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Левша», «Очарованный странник» Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко[2].
Сказ обозначает то, что рассказано, передано от человека к человеку. Следовательно, у сказа должен быть рассказчик и должен быть слушатель. Если сказ – это устная речь, то, чтобы стать фактом литературы, он должен быть записан, значит, у сказа появляется «записчик» - писатель, автор.
Сказы П.П.Бажова
Я думаю, что творчество Павла Петровича является целым событием в литературе. Бажов был тончайшим искусником слова, настоянной на народной мудрости, несущего глубокий смысл.
Но наиболее важна особая манера сказывания, по которой можно сразу отличить произведения Бажова. Кажется, что старый рабочий с рудника вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми ему людьми или людьми, которые когда-то жили на этом же месте и «робили в горе». Повествование построено так, что читатели верят, что все это и вправду было в жизни.
Его главная книга – «Малахитовая Шкатулка» - это кладезь премудрости и образец высочайшего писательского мастерства. Книга как малахитовая шкатулка, наполненная драгоценностями словесного искусства. Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка».
Главным местом действия почти всех сказов является Полевской завод и его окрестности. Рассказчиком выбран дед Слышко, хорошо знающий завод и его обитателей. Своеобразная речь рассказчика создает иллюзию устного и доверительного разговора.
Сказы Бажова можно тематически разделить на три группы:
- горняцкие, «Хозяйка медной горы», «Две ящерки», «Таюткино зеркальце»;
- старательские, такие, как «Жабреев ходок», «Огневущка-Поскакушка», «Голубая змейка»;
- сказы о мастеровых – «Иванко Крылатко», «Чугунная бабушка», «Живинка в деле».
Мастера живут настоящим – работой, глубокими человеческими чувствами (достоинство, доброта, способность противостоять любым жизненным испытаниям, внутренняя красота и гармония. Нередко среди героев сказов появляются дети. Именно им открывается то, что не могут увидеть или получить взрослые («Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце»). В борьбу между героями вступают обитатели фантастического мира, они испытывают героев, иногда помогают им.
Бажов дает нам понять, что чудо незримо присутствует рядом с человеком: заурядная кошка, согретая детским теплом, оказывается волшебным персонажем.
«Горный мастер», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» - эти
три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы, место действия — Уральские горы. Сказ «Медной горы Хозяйка» положил начало целой группе сказов о Малахитнице («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).
Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — так с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей. Фантастика у Бажова – необходимый элемент жанра сказа и в то же время один из приемов достижении победы справедливости в несправедливом в жестоком мир крепостной неволи, в условиях которого живут бажовские герои.
В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах.
Образ Хозяйки Медной горы в сказах Бажова
Образ Хозяйки Медной горы из одноименного сказа П. Бажова заимствован из фольклора уральских горняков. Об этой мифической героине писатель узнал еще в детстве. Его отец работал на металлургическом заводе в Сыстерти, а позже устроился на Полевский медеплавильный завод. Сторожем здесь был старый шахтер, который любил рассказывать детям народные легенды и сказки. Так будущий писатель «познакомился» с Хозяйкой Медной горы. Следует отметить, что «Медная гора» – народное название Гумёшевского рудника.
В образе Хозяйки Медной горы гармонично переплелись народные и авторские представления о хранительнице рудников. Согласно фольклорным источникам, это горный дух, который сторожит ценные минералы. В народе Хозяйку именуют также Малахитницей и Каменной девкой. П. Бажов также называет героиню этими именами.
Хозяйка Медной горы - это сказочное существо, охраняющее богатства Уральских гор. Волшебная зелёная ящерица с головой девушки может обращаться в красивую, статную девицу с черной косой. Зеленоглазая, одетая в шелка красавица со статной поступью и мудрыми речами. В обличье девушки Хозяйка выглядит следующим образом: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». «Девка небольшого росту, из себя ладная...», «а одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». В обличье ящерицы Хозяйка выглядит следующим образом: «Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья...», «и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».
Хозяйка очень веселая девушка. Может пошутить и посмеяться. Она всегда говорила с каким-то смехом, шутила во время разговора. Хозяйка может превращать любую руду в бесполезный кусок камня, не имеющий цены. Еще никогда не было такого, чтобы волшебница не исполняла свои обещания. Она всегда сдерживает слово. Малахитница не любит жадных, лживых, ленивых людей. Она любит работать с добрыми, честными людьми. У Хозяйки есть особенность: когда она плачет, у нее вместо слез драгоценные камушки из глаз сыпятся.
Хозяйка любит заманивать своей красотой и речами к себе путников. Говорят, Малахитница ищет себе жениха. После того, как хозяйка заманит одного, она начинает давать разные испытания и смотрит на то, как люди их выполняют. Многих, конечно, сгубила, но многих одаривает всякими разными драгоценностями. Местные жители очень опасаются ее, стараются избегать встреч. Они боятся, что это может плохо кончиться. Хозяйка очень щедро одарила мастера Степана. Она дала ему шкатулку с дорогими кольцами, серьгами, браслетами и прочими украшениями, которые даже не у всех богатых девушек есть.
Хозяйка Уральских гор – воплощение природной мудрости. Только упорный и трудолюбивый получит то, что ищет. Остальные останутся с пустыми руками или вовсе лишатся жизни. Она добра к тем, кого считает достойным отыскать сокровища, и беспощадна к жадным, стремящимся к наживе, готовым разгромить и разграбить гору.
В своих сказках Бажов представляет Хозяйку гордой и величественной, сохраняющей холодное спокойствие. Героиня отзывается о себе, как о каменной девке, подчеркивая безжизненность своей натуры. В то же время автор неоднократно намекает на ее чувствительность, способность к человеческим переживаниям. В образе Хозяйки пересекаются каменный холод и человеческое тепло.
Главный герой произведения «Медной горы Хозяйка» Степан работал на горном заводе и как-то спустился к подножью горы посмотреть на покосы. Там он случайно увидел красивую девушку. Парень долго разглядывал ее «ладный» стан, красивую косу и прелестный наряд. Он поздно догадался, что перед ним Хозяйка Медной горы. Герой собрался было бежать, но не успел. От старых людей он слышал, что Хозяйка «любит над человеком мудровать». Видать, для такого народного убеждения были причины.
Заметив молодого парня, малахитница начала смеяться и подшучивать. Она подозвала Степана к себе поговорить. Герой попытался отказаться, но Хозяйка быстро убедила его. Далее красавица обманом заставила его застыть на месте. Она созвала своих слуг-ящериц. Те столпились у ног незваного гостя. Хозяйка предупредила, что если тот раздавит хоть одного слугу, «беда будет».
Потом малахитница поспешила успокоить героя, сказав, что не причинит ему вреда. Не медля ни минуты, девушка рассказала Степану о своем деле и отпустила. Уже в том эпизоде есть деталь, подсказывающая, что Хозяйка хорошо относилась к рабочим честным людям. О товарище, с которым Степан пришел на покосы, она сказала: «изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать». Своей лазоревке она приказала помочь трудолюбивому крестьянину.
После прочтения первых эпизодов напрашивается вывод, что для простого человека встреча с Хозяйкой не несет ничего худого. Если, конечно, он не попытается обмануть ее и не погонится за богатством, которым она владеет. Но страшно представить, что будет, если с малахитницей встретится жадный, жестокий человек, подобный приказчику или барину. Хозяйка таких не любит и гнева не сдержит.
Вторая встреча Степана с малахитницей принесла ему богатства и свободу. Их он заслужил своими поступками, которые шли от его доброго сердца. Однако счастье крестьянина продлилось недолго. Он был очарован неземной красотой Хозяйки, поэтому не мог найти покой и утешенья возле Настеньки. Малахитница, видимо, тоже не хотела отпускать смелого парня, и начала «мудровать». За недолгую радость Степан Петрович заплатил жизнью.
Таким образом, совет мудрых стариков держаться подальше от Хозяйки Медной горы – не просто суеверие. Сначала встреча с ней не предвещает никакой беды. Человек выполняет ее просьбу и получает щедрое вознаграждение, если, конечно, поступает по совести. И только спустя некоторое время счастье может оказаться иллюзией.
Хозяйка влечет человека знанием секрета красоты. Открыть тайну она согласна лишь тому, кто умеет видеть в камне духовную сущность, ценит и создает красоту. Отсюда легенды о мастерах, которые живут в горе, но никто их не видел. Зато видели их изделия, отличающиеся волшебным совершенством. Посмотришь на них, и навсегда потеряешь покой.
Герои сказок часто соприкасаются с тайной силой. У Бажова такая сила не является нечистой, дьявольской. Скорее это неведомое проявление природной стихии. В образе горной Хозяйки показана естественная природная сила, владеющая несметными ресурсами, прославившими уральскую землю, а также надежда на ее защиту и покровительство. Уральская Хозяйка, как и природа, обладает способностью вдохновлять человека, подталкивать его к творческим достижениям.
Войско Хозяйки - малахитовые ящерки, которые выполняют её приказы. Хозяйка бездушна, она называет себя «каменной девкой». Она может превращать горные породы в обманку, чтобы мастера не смогли найти залежи и начать выработку. Мало обещает, но всегда выполняет обещания. Богатства Хозяйки Медной горы несметны, она щедро одаривает тех, кто ей нравится. Степан помог ей спасти Красногорский рудник, в награду он получил вольную. Хозяйка - ясновидящее существо, видит будущее и предсказывает судьбы людей. Встреча с ней не приносит счастья. Она просит Степана забыть о ней, но он не в силах. Хозяйка полюбила Степана, она оценила его верность Настеньке, но когда мастер умирает, Хозяйка оплакивает его, как простая девушка («...ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют»).
Встреча с Хозяйкой Медной горы не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».
В сказах нет однозначного образа Хозяйки, она воспринимается нами как настоящий человек со своим характером, хотя на самом деле Медной горы Хозяйка – это ящерица, которая может превращаться в девушку. Она обладает теми же человеческими качествами, что и любой человек.
Образ Хозяйки Медной горы в представлении школьников
Со скзами П.П.Бажова мы знакомимся уже с начальных классов, каждый год мы изучаем какой-нибудь новый сказ. Поэтому образ Хозяйки Медной горы знаком мне и моим одноклассникам с детства. Я провёл опрос среди моих одноклассников: какой они представляют себе Хозяйку Медной горы? Мне нужно было знать, на что в первую очередь обращают внимание ученики, когда дают характеристику образу.
В опросе участвовали ученики 6 «Б» класса, всего 25 человек. Опрос показал следующее: самым частым ответом был ответ «красивая», т.е. на первое место ученики ставят внешние показатели. Слов, относящихся к характеру человека, всё же намного больше. Это значит, что для читателей всё-таки очень важен внутренний мир персонажа. Характеристика различных черт характера (доброта, мстительность и т.д.) оказалась на последнем месте.
Характеризующие слова | Ответы (%) |
Красивая | 38 |
Ящерица | 18 |
Хитрая | 9 |
Умная | 7 |
Справедливая | 7 |
Добрая | 6 |
Щедрая | 7 |
Богатая | 5 |
Мстительная | 3 |
Несколько человек (5%) отметили, что она богатая. Это действительно так, ведь Хозяйке принадлежат все горные богатства. Интересно, что всё же очень мало человек вспомнили о её богатстве. Это говорит о том, что для учеников важнее внутренний мир персонажа.
Можно сказать, что Хозяйка воспринимается читателями не как ящерица, а в первую очередь как человек, имеющий свои достоинства и недостатки. К недостаткам Хозяйки опрошенные отнесли только два понятия: злая и мстительная. Все остальные характеристики, касающиеся её характера, были положительными. Более подробно с результатом опроса можно ознакомиться в приложении.
Заключение
В своём проекте я для раскрытия образа Хозяйки перечитал и изучил сказы «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Две ящерки». Хозяйка Медной горы упоминается или является одним из персонажей в сказах «Горный мастер», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки», «Таюткино зеркальце», «Травяная западенка». По словам исследователя творчества П. П. Бажова, В. В. Блажеса, именно эти десять сказов составляют «ядро» «Малахитовой шкатулки»[3].
Павел Петрович Бажов был замечательным писателем. Он оставил нам целую россыпь сказов, со своим ни на кого не похожим сказочным миром. Бажовские сказы - бесценное духовное наследие, которое не тускнеет от времени и во всей своей первозданности воспринимается каждым новым поколением детей.
Павел Петрович больше, чем любой другой мастер слова, когда-либо живший на Урале, воплотил в своих произведениях душу и дух этой земли. Через творчество Бажова образ Урала раскрывается для жителя любого уголка России. Значение личности и творчества Павла Петровича Бажова для культуры велико.
Приятно сознавать, что современным школьникам знакомо творчество П.П. Бажова. Мои сверстники читали его произведения, знакомы с основными персонажами его сказов. По результатам опроса можно понять, что Хозяйка воспринимается школьниками как реальный персонаж, как живой человек, имеющий свои достоинства и недостатки. В образе Хозяйки ученики отметили не только ее красоту, но и черты ее характера. Реальны места, в которых она обитает, в сказе отражено и реальное время (можно определить время событий – ХIХ. В отличие от сказочных персонажей, Хозяйка имеет как положительные, так и отрицательные черты характера. Все это придает образу Хозяйки реалистичность, хотя мы не забываем, что она – вымышленный персонаж.
В настоящее время действует премия Бажова, которая вручается каждый год на его день рождения.
Приложение
Какой вы представляете себе Хозяйку Медной горы из сказов П.П.Бажова (2-3 слова)
Список источников
- Воспитательное значение сказов П.П. Бажова//
- «Медной горы Хозяйка»: сочинения//
- Образ и характеристика Хозяйки Медной горы//
- Художественный образ Медной горы Хозяйки в сказах П. П. Бажова//
- [1]
- Творчество П.П.Бажова
- [2]
- Словарь литературоведческих терминов. 2012
[3]Воспитательное значение сказов П.П. Бажова//
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В горнорабочих сказах услышал Бажов о малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
Итак, в Уральских сказаниях Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности».
Хозяйка Медной горы • Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью .
Медной горы Хозяйка
«ДА ВЕДЬ ЭТО САМА ХОЗЯЙКА!»
«Пойдем смотреть мое приданое…» Среди горных сокровищ неописуемой красоты живет Хозяйка, обладающая огромной властью, но… все это не может заменить обыкновенного человеческого тепла, любви…
«Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка!» Хозяйка Медной горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло … …даже если оно адресовано не ей.
Кто она, Медной горы Хозяйка? Хозяйка-владычица. В ведении Хозяйки находятся подземные недра. Здесь ее дом, лес, сад, приданое (драгоценные камни и изделия горных мастеров). Каменная красавица. Хозяйка обладает особенной красотой и одеянием. По сути своей это холодное каменное создание, отдаленное от мира человеческих чувств и страстей, но стремящееся обрести теплые человеческие чувства. В своем стремлении она бывает весела, но в понимании невозможности счастья печальна.
Кто она, Медной горы Хозяйка? Хозяйка-искусительница. Она любит «мудровать» над человеком, искушая его красотой и богатством. Падкие на богатство, жадные и завистливые люди бывают наказаны Хозяйкой. Хозяйка-дарительница и помощница. Наделяет своими дарами людей смелых, целеустремленных, пытливых, талантливых, верных и честных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "В гостях у хозяйки Медной горы" по сказу П.П.Бажова
Для успешного усвоения произведения, учащимся была предложенапрезентация, которую составила сама. Презентация составлена с учетом психологических особенностей глухих учащихся....
Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова
Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...
Урок в 5 классе по сказу Бажова"Хозяйка Медной горы"
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса....
П.П. Бажов. Слово о писате¬ле. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки медной горы.
П.П. Бажов....
Конспект открытого занятия на тему: "Иллюстрирование сказки П.Бажова "Хозяйка медной горы""
На занятии дети узнают: - С помощью каких средств Ю.Васнецов передает сказочность, необычность происходящего (волшебное освещение – красный, желтый, синий фон рисунков; украшение на...
Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).
В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...