Игра по роману "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Дорогие ребята!
Вы прочитали роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Хотим надеяться, что он не оставил Вас равнодушными, Вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова и его великим произведением. Уникальность пушкинского произведения заключается в том, что поэт едва касается, казалось бы, самого главного: духовно-нравственного мира героев, их взглядов и переживаний, их мыслей и чувств. Зато о внешней, бытовой стороне жизни, о времяпрепровождении, об обычаях, нравах, нарядах, буднях и праздниках провинции и столицы повествуется обстоятельно, конкретно, подробно, будто для того, чтобы утопить в такого рода мелочах и деталях самое главное и существенное. Этим-то и создается впечатление ажурности, легкости конструкции романа, которое позволило А.А. Ахматовой назвать “Онегина” воздушной громадой.
Предлагаем проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.
Приглашаем Вас принять участие в литературной игре. Условия просты: мы предлагаем задания, построенные на знании и понимании текста произведения, Вы выполняете их, получая наградные баллы и стараясь завоевать один из почетных титулов:
I – “Исключительный читатель”
II – “Замечательный читатель”
III – “Внимательный читатель”
Вперед! Вас ждет удивительное путешествие по страницам бессмертной книги, встреча с величайшим поэтом.
Желаем удачи!
1 конкурс
“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…”
“Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. В нем наряду с Онегиным и Татьяной главным героем является Автор, соотносимый с самим Пушкиным.
Вот о личность поэта мы с Вами сейчас и вспомним.
Проверим, помните ли Вы: /на обдумывание ответа дается 30 секунд/
1. Годы жизни А.С. Пушкина _______________________ /1 балл/
/Ответ: 1799 – 1837/
2. Где родился А.С. Пушкин _________________________ /1 балл/
/Ответ: Москва/
3. Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. ____________________ /1 балл/
/Ответ: Царскосельский Лицей/
4. Кем и когда он был основан? _______________________ /3 балла/
/Ответ: Александр I, 19 октября 1811 г./
5. Назовите прозвище А.С. Пушкина, полученное им в литературном обществе “Арзамас” ___________________________ / 3 балла/
/Ответ: Сверчок/
6. Когда был создан роман “Евгений Онегин”? _____________ /2 балла/
/Ответ: 1823 – 1830/
7. Сколько времени роман создавался? ____________________ /3 балла/
/Ответ: 7 лет 4 месяца 14 дней/
2 конкурс
“Опять увидеть их мне суждено судьбой!”
Узнайте, о ком из персонажей идет речь. Вопросы задаются командам по очереди (всего 8 вопросов). За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Если команда не знает ответ на вопрос, то другая команда может на него ответить.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил…
/Онегин/
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
/Онегин/
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
/Татьяна/
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
/Татьяна/
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
/Онегин/
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет…
/Ленский/
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло…
/Ленский и Онегин/
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
/Онегин/
И были детские проказы
Ей чужды…
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
/Татьяна/
От делать нечего друзья
/Ленский и Онегин/
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
/Ленский/
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut.
/Татьяна/
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
/Ларины-старшие/
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
/Ленский/
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят…
/Ленский/
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенье, голос, легкий стан…
/Ольга/
3 конкурс
Конкурс капитанов
Капитаны выбирают конверты, в которых содержится по три задания. Уходят в другое помещение.Команды в это время решают конкурс “Тесты”.
1 команда.
1) Вставить знаки препинания: /5 баллов/
Но там где Мельпомены бурной | Но там, где Мельпомены бурной |
2) Что здесь неправильно? /1 балл/
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
/Нарушена онегинская строфа: первое четверостишие должно быть на месте второго. Глава VIII, строфа I./
3) Закончите четверостишие. /1 балл/
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
/“И буду век ему верна” (Ответ Татьяны Онегину) Глава VIII, строфа XVII./
2 команда.
1) Вставить знаки препинания: /5 баллов/
Шум хохот беготня поклоны | Шум, хохот, беготня, поклоны, |
2) Что здесь неправильно? /1 балл/
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
/Нарушена онегинская строфа. Первое четверостишие должно быть на месте второго. Глава IV, строфа XXII./
3) Закончите четверостишие. /1 балл/
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
/“Их вовсе не достоин я”. Ответ Онегина Татьяне. Глава IV, строфа XIV./
Тесты
Условия: капитаны выбирают конверты, в которые вложены тесты по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Команды пишут на листах с тестами свое название и подчеркивают правильный, с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест. Затем команды по очереди отвечают на каждый тест. Ответ может давать любой игрок, который вслух читает тест, все три варианта ответов к нему и тот вариант, который выбран. По окончании конкурса листы с подчеркнутыми ответами передаются в жюри.
Каждый ответ по тесту оценивается в баллах – от 0 до 2.
Оценку 0 ставят либо за фактическую ошибку, либо за явное непонимание той или иной проблемы, либо за явно примитивный ответ.
Оценка 1 означает, что команда выбрала формально правильный ответ, но не достигла нужной глубины и полноты в понимании художественного произведения или упустила существенные нюансы.
Оценка 2 – абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.
Хотелось бы, чтобы команды не просто называли оптимальный, с их точки зрения, ответ, но и объясняли свой выбор. Аргументированный ответ учащихся жюри может поощрить, добавив балл к итоговому результату в конкурсе.
Время на обдумывание ответов – 4 минут.
Жюри объявляет правильный вариант после каждого ответа команды и, если необходимо, комментирует ответ игроков.
Максимальная оценка - 8 баллов.
1 команда.
1. Почему Евгений Онегин – это герой трагический?
а) Он убил на дуэли своего друга. (1)
б) Татьяна отказала ему во взаимности. (1)
в) Он потерял смысл жизни и идеалы. (2)
2. Как относился Пушкин к укладу жизни столичного и провинциального дворянства?
а) Поэт однозначно предпочитает сельскую жизнь. (1)
б) Он обличает жизнь петербургского дворянства. (0)
в) Не принимает полностью ни того, ни другого. (2)
3. По какому принципу построена композиция “Евгения Онегина”?
а) Композиции в романе нет, потому что Пушкин писал, что его роман “собранье пестрых глав”. (0)
б) По принципу сопоставления героев, места действия, столичных аристократов и провинциалов и т.п. (2)
в) Хронологического изложения событий. (1)
4. Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа “Евгений Онегин”:
а) “Как не любить родной Москвы?”
б) “И жить торопится и чувствовать спешит”
в) “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”
г) “O rus! (“О, деревня!”)”
д) “О не знай сих страшных слов ты, моя Светлана”
(б г д а в) (Сколько правильно, столько и баллов)
2 команда.
1. Евгений Онегин – это натура:
а) Цельная, непротиворечивая, однозначная. (0)
б) Подражательная по отношению к западным образцам. (1)
в) Двойственная, сотканная из противоречий. (2)
2. Пушкинский идеал воспитания личности – это:
а) Высокая европейская образованность. (1)
б) Усвоение традиций русской национальной культуры. (1)
в) Соединение и слияние того и другого. (2)
3. Авторские отступления в “Евгении Онегине” нужны.
а) Для создания образа автора. (2)
б) Для того, чтобы повествование не было утомительно однообразным. (0)
в) Для создания широкой картины русской жизни начала XIX века. (2)
4. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе:
а) Исповедь Татьяны Лариной
б) Знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Исповедь Онегина Татьяне Лариной
д) Именины Татьяны Лариной
(в б а д г) (Сколько правильно, столько и баллов)
Пока команды готовят ответы на тесты, а капитаны отвечают на задания конкурса капитанов, проводитсяконкурс болельщиков.
Условия: читается вслух какая-нибудь цитата и задается вопрос к ней. За правильный ответ болельщик получает жетон. В конце игры болельщики считают полученные жетоны. Так определяются три первых победителя в личном зачете. Затем болельщики каждой команды суммируют свои жетоны. Команда, болельщики которой заработали больше жетонов, получает дополнительно два балла к своему результату, достигнутому к концу турнира.
Конкурс болельщиков.
Закончите фразу.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил…
(Что он умен и очень мил).
Мы все учились понемногу…
(Чему-нибудь и как-нибудь)
Театр уж полон,… (ложи блещут).
Быть можно дельным человеком…
(И думать о красе ногтей)
Свободен, вновь ищу союза…
(Волшебных звуков, чувств и дум).
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями …
(А единицами – себя.)
Мы все глядим в … (Наполеоны)
8. Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: …
(то-то был поэт!)
Боюсь: брусничная вода…
(мне не наделала вреда)
И в сердце дума заронилась:…
(Пора пришла, она влюбилась.)
Душа ждала… кого-нибудь…
(И дождалась…)
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный (присест.)
Чем меньше женщину мы любим,…
(Тем легче нравимся мы ей)
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув,… (разлюблю тотчас)
Поклонник славы и свободы,
В волненье бурных дум своих,
Владимир и писал бы оды, …
(Да Ольга не читала их).
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег … (выпал только в январе
На третье в ночь)
Как ваше имя? Смотрит он …
(И отвечает: Агафон.)
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…
(И вот общественное мненье)
Куда, куда вы удалились…
(Весны моей златые дни?)
Мечты, мечты! Где ваша … (сладость)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
(На потопленные луга)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама …
(Идет волшебница зима)
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского лилось!...
(Как много в нем отозвалось)
“Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила
А я так на руки брала
А я так за уши драла
А так пряником кормила!”
И хором бабушки твердят:…
(Как наши годы-то летят)
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея…
(А Цицерона не читал)
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил…
(И, в гроб сходя, благословил).
Им овладело беспокойство…
(охота к перемене мест)
Он возвратился и попал,
как Чацкий… (с корабля на бал).
Я знаю, век уж мой измерен
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
(Что с Вами днем увижусь я…)
Довольно; Встаньте. Я должна…
(Вам объясниться откровенно)
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?...
(Сегодня очередь моя)
Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет… (А те далече)
4 конкурс Чьи это слова? Узнайте, кому принадлежат эти слова. Вопросы задаются командам по очереди (всего 8 вопросов). За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Если команда не знает ответ на вопрос, то другая команда может на него ответить. 1. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. /Онегин/ 2. Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство… /Онегин/ 3. …… Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья… /Онегин/ 4. Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю. /Онегин/ 5. Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я. /Онегин/ 6. Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет. /Онегин/ 7. Я знаю, век уж мой измерен Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с Вами днем увижусь я… /Онегин/ 8. Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. /Татьяна/2 9. Довольно; встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно. /Татьяна/ 10. Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно… /Татьяна/ 11. А счастье было так возможно, Так близко!.. /Татьяна/ 12. Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. /Няня/ 13. Я, бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц… /Няня/ 14. Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? /Ленский/ 15. Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал». /Ленский/ 16. Зачем вечор так рано скрылись? /Ольга/ Музыкальная пауза. Прочитав внимательно роман Пушкина, мы услышали его музыкальность не только в стихах, но и тех музыкальных произведениях, которые звучат на его страницах. Особенно много музыки звучит, когда Пушкин описывает светский бал. Прослушайте записи и определите названия танцев на светском балу. Команды должны подать в жюри записку с названиями танцев в том порядке, в котором они звучали. На обдумывание ответа дается 1 минута. 1. Этим танцем начинался бал в эпоху Онегина, но на страницах романа «Евгений Онегин» он не упоминается ни разу, т.е. Онегин не успевает к началу бала. /Полонез/3 2. Это второй танец на балу, «однообразный и безумный». В 20-е гг. XIX века пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. /Вальс/ 3. Этот танец составлял центр бала и знаменовал собой его кульминацию. /Мазурка/ Максимальная оценка 6 баллов. 5 конкурс «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» В этом задании вашему вниманию предлагается Сон Татьяны с вкраплениями из других строф романа. Перед вами стоит задача найти в этом тексте «чужие слова» /подняв руку в тот момент, как вы их заметили/. За каждую найденную чужую фразу – 1 балл. Татьяна, по совету няни, Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. Мне стало страшно – так и быть… С Татьяной нам не ворожить Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель Легла. Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все. Татьяна спит. И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей;4 Н е в и д и т н и к о г о , к т о р у к у С т о й с т о р о н ы п о д а л б ы е й ; Н о в д р у г с у г р о б з а ш е в е л и л с я . И к т о ж и з - п о д н е г о я в и л с я ? Б о л ь ш о й , в з ъ е р о ш е н н ы й м е д в е д ь ; Т а т ь я н а ах ! а о н р е в е т ь , И л а п у с о с т р ы м и к о г т я м и Е й п р о т я н у л ; о н а с к р е п я с ь Д р о ж а щ е й р у ч к о й о п е р л а с ь И б о я з л и в ы м и ш а г а м и … Чег о ж в ам б ол ь ш е ? Св е т р е ш ил Чт о о н ум е н и о ч е н ь м ил О н а , н а з а д в з г л я н у т ь н е с м е я , П о с п е ш н ы й у с к о р я е т ш а г ; Н о о т к о с м а т о г о л а к е я Н е м о ж е т у б е ж а т ь н и к а к ; К р я х т я , в а л и т м е д в е д ь н е с н о с н ы й ; П р е д н и м и л е с ; н е д в и ж н ы с о с н ы В с в о е й н а х м у р е н н о й к р а с е ; О т я г ч е н ы и х в е т в и в с е К л о к а м и с н е г а ; с к в о з ь в е р ш и н ы О с и н , б е р е з и л и п н а г и х С и я е т л у ч с в е т и л н о ч н ы х ; Д о р о г и н е т ; к у с т ы , с т р е м н и н ы Там н е к о г д а гулял и я , Но вр е д е н с е в ер для м е ня . Т а т ь я н а в л е с , м е д в е д ь з а н е ю ; С н е г р ы х л ы й п о к о л е н о е й ; Т о д л и н н ы й с у к е е з а ш е ю З а ц е п и т в д р у г , т о и з у ш е й З л а т ы е с е р ь г и в ы р в е т с и л о й ; Т о в х р у п к о м с н е г е с н о ж к и м и л о й У в я з н е т м о к р ы й б а ш м а ч о к ; Т о в ы р о н и т о н а п л а т о к ; П о д н я т ь е й н е к о г д а ; б о и т с я , М е д в е д я с л ы ш и т з а с о б о й , И д а ж е т р е п е т н о й р у к о й О д е ж д ы к р а й п о д н я т ь с т ы д и т с я ; А х, н о ж к и , н о ж к и , г д е в ы н ы н е ? Гд е м н е т е в е ш н и е ц в е т ы ? У п а л а в с н е г ; м е д в е д ь п р о в о р н о Е е х в а т а е т и н е с е т ; О н а б е с ч у в с т в е н н о - п о к о р н а , Н е ш е в е л ь н е т с я , н е д о х н е т ; О н м ч и т е е л е с н о й д о р о г о й ; В д р у г м е ж д е р е в ш а л а ш у б о г о й ;5 К р у г о м в с е г л у ш ь ; о т в с ю д у о н П у с т ы н н ы м с н е г о м з а н е с е н , И я р к о с в е т и т с я о к о ш к о , И в ш а л а ш е и к р и к и ш у м ; М е д в е д ь п р о м о л в и л : « З д е с ь м о й к у м : П о г р е й с я у н е г о н е м н о ж к о ! » Ка к в а ш е имя ? См о тр и т о н И о т в е ч а е т : «А г а ф о н » О п о м н и л а с ь , г л я д и т Т а т ь я н а : М е д в е д я н е т ; о н а в с е н я х ; З а д в е р ь ю к р и к и з в о н с т а к а н а , К а к н а б о л ь ш и х п о х о р о н а х ; Н е в и д я т у т н и к а п л и т о л к у , Г л я д и т о н а т и х о н ь к о в щ е л к у , И ч т о ж е в и д и т ? . . з а с т о л о м С и д я т ч у д о в и щ а к р у г о м : Мо й дя дя с ам ых ч е с т н ых пр а в ил , Ко г д а н е в шу т ку з а н ем о г З д е с ь в е д ь м а с к о з ь е й б о р о д о й , Т у т о с т о в ч о п о р н ы й и г о р д ы й , Т а м к ар л а с х в о с т и к о м , а в о т П о л у ж у р а в л ь и п о л у к о т . Е щ е с т р а ш н е й , е щ е ч у д н е е : В о т р а к в е р х о м н а п а у к е , В о т ч е р е п н а г у с и н о й ш е е В е р т и т с я в к р а с н о м к о л п а к е , В с е б ел и т ся Лу к ер ья Ль в о в н а, В с е т о ж е л ж е т Лю б о в ь Пе тр о в н а, Л а й , х о х о т , п е н ь е , с в и с т и х л о п , Л ю д с к а я м о л в ь и к о н с к и й т о п ! Н о ч т о п о д у м а л а Т а т ь я н а , К о г д а у з н а л а м е ж г о с т е й Т о г о , к т о м и л и с т р а ш е н е й , Г е р о я м о е г о р о м а н а ! О н е г и н з а с т о л о м с и д и т И в д в е р ь у к р а д к о ю г л я д и т . О н з н а к п о д а с т – и в с е х л о п о ч у т ; О н п ь е т – в с е п ь ю т и в с е к р и ч а т ; О н у л ы б н е т с я – в с е х о х о ч у т ; Н а х м у р и т б р о в и – в с е м о л ч а т ; О н т а м х о з я и н , э т о я с н о : И Т а н е у ж н е т а к у ж а с н о , Хо т ь ч ел о в е к о н н е и з в е с т н ы й , Но уж, к о н е ч н о , м ал ы й ч е с т н ы й . В д р у г в е т е р д у н у л , з а г а ш а я О г о н ь с в е т и л ь н и к о в н о ч н ы х ;6 С м у т и л а с ь ш а й к а д о м о в ы х ; О н е г и н , в з о р а м и с в е р к а я , И з - з а с т о л а , г р е м я , в с т а е т ; В с е в с т а л и ; о н к д в е р я м и д е т . И с т р а ш н о е й ; и т о р о п л и в о Т а т ь я н а с и л и т с я б е ж а т ь : Н е л ь з я н и к а к ; н е т е р п е л и в о М е т а я с ь , х о ч е т з а к р и ч а т ь : Н е м о ж е т ; д в е р ь т о л к н у л Е в г е н и й : И в з о р а м а д с к и х п р и в и д е н и й Я в и л а с ь д е в а ; я р ы й с м е х Р а з д а л с я д и к о ; о ч и в с е х , К о п ы т ы , х о б о т ы к р и в ы е , Меж с ыр ом л им бур г с к им ж и в ым И а н а н а с ом з ол о т ым Р о г а и п а л ь ц ы к о с т я н ы е , В с е у к а з у е т н а н е е , И в с е к р и ч а т : м о е ! м о е ! Та т ья н а ! Мил ая Та т ья н а ! Те п ер ь с т о б о й я сл ез ы л ь ю ; Ты в ру к и м о д н о г о т ир а н а Уж о т д ал а су д ь бу с в о ю . О н е г и н т и х о у в л е к а е т Т а т ь я н у в у г о л и с л а г а е т Е е н а ш а т к у ю с к а м ь ю И к л о н и т г о л о в у с в о ю К н е й н а п л е ч о ; в д р у г О л ь г а в х о д и т , З а н е ю Л е н с к и й ; с в е т б л е с н у л ; О н е г и н р у к у з а м а х н у л , И д и к о о н о ч а м и б р о д и т , Вл а д им ир ту т ж е н а ч ер т ал Ему н а д гр о б н ы й м а др и г ал . С п о р г р о м ч е , г р о м ч е ; в д р у г Е в г е н и й Х в а т а е т д л и н н ы й н о ж , и в м и г П о в е р ж е н Л е н с к и й ; с т р а ш н о т е н и С г у с т и л и с ь ; н е с т е р п и м ы й к р и к Р а з д а л с я … Х и ж и н а ш а т н у л а с ь … И Т а н я в у ж а с е п р о с н у л а с ь … Бл е с нул м ор о з . И р а д ы м ы Пр о к а з ам м а ту ш к и з им ы . З ар и б а г р я н о й л у ч и г р а е т ; Д в е р ь о т в о р и л а с ь , О л ь г а к н е й , А в р о р ы с е в е р н о й а л е й И л е г ч е л а с т о ч к и , в л е т а е т ; « Н у , г о в о р и т , с к а ж и ж т ы м н е , К о г о т ы в и д е л а в о с н е ? »7 6 конкурс «Дальше, дальше, дальше» Наш последний конкурс – это блицопрос. Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. При хорошем знании текста вам понадобится для этого не более трех минут. При отсутствии ответа нужно произнести слово «дальше». Ваша задача – дать максимальное количество ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. Вопросы для первой команды: 1. В каком городе родился Онегин? /Петербург/ 1. Сколько учителей было у молодого Онегина? / Сперва Madam за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил…/ 2. «Да помнил хоть не без греха из ________ два стиха». Назовите произведение. /Энеида/ 3. Какую реформу провел Онегин в своей деревне? /Ярем он барщины старинный Оброком легким заменил…/ 4. Кто были секунданты у Онегина и Ленского? /Зарецкий и Гильо/ 5. К какой тайной организации причислили соседи Онегина? / Сосед наш неуч; сумасбродит, Он фармазон…/ 6. Сколько лет было Ленскому, когда он познакомился с Онегиным? /18/ /Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет./ 7. Перед каким философом преклонялся Владимир Ленский? /Кант/ /Поклонник Канта и поэт./ 8. Какие книги любила читать Татьяна Ларина? /Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо./ 9. Где состоялась встреча Онегина и Татьяны после того, как она написала письмо? /аллея/ / Пошла, но только повернула В аллею, прямо перед ней, Блистая взорами, Евгений…/ 10. Назовите титул мужа Татьяны? /князь/ /Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит? Князь на Онегина глядит. - Ага! давно ж ты не был в свете./ 11. Как звали двоюродную тетю Татьяны и Ольги? /Алина/8 12. Как звали отца Татьяны и Ольги? /Дмитрий Ларин/ 13.Закончите фразу: «Но не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу,… /Затем, что к ним принадлежу/ 14. Чьи это слова: Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. /Онегин/ 16. Какой строкой начинается роман? /Вступление «Не мысля гордый свет забавить»/ 17. Что такое денди? /франт/ 18. Что такое брегет? /часы/ 19. Кто такие Княжнин, Озеров, Шаховской? /драматурги/ 20. При каких обстоятельствах произнесена эта фраза: «Зачем вечор так рано скрылись»? /приезд Ленского к Лариным в день накануне дуэли/ Вопросы для второй команды: 1. Сколько балов отец Онегина давал в год? /«Давал три бала ежегодно»/ 2. Где обычно гулял Онегин в детстве? /Летний сад/ 3. Каковы литературные пристрастия Онегина в юности? /«Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита…»/ 4. Почему вскоре после прибытия Онегина в деревню его соседи перестали ездить к нему? /Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, – Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним./ 5. С какого расстояния стрелялись Онегин и Ленский? /32 два шага/ /Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет/ 6. Сколько писем написал Онегин Татьяне? /три/ /Ответа нет. Он вновь посланье: Второму, третьему письму Ответа нет./ 7. Как принимали соседи Ленского? /Богат, хорош собою, Ленский9 Везде был принят как жених…/ 8. Чье поэтическое творчество воспламеняло душу Ленского? /Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенилась в нем…/ 9. На каком языке читала книги Татьяна Ларина? /французский/ 10. В каком переулке в Москве жила Татьяна до замужества? /В сей утомительной прогулке Проходит час-другой, и вот У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился./ 11. Назовите воинское звание мужа Татьяны /генерал/ /Девицы проходили тише Пред ней по зале, и всех выше И нос и плечи подымал Вошедший с нею генерал./ 12. Откуда родом мать Татьяны и Ольги? /Москва/ 13.До какого звания дослужился отец Татьяны? /бригадир/ 14. Закончите диалог: «Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли? » - Около двух лет. – «На ком?» - На Лариной. – «Татьяне!» - Ты ей знаком? - … /Я им сосед/ 15. Чьи это слова: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь своей судьбе. /Онегин/ 16. Какими строками начинается первая глава? /«Мой дядя самых честных правил»/ 17. Что такое боливар? /шляпа с широкими полями/ 18. Что такое сплин? /хандра/ 19. Назовите спутников славы по мнению Пушкина? /кривые толки, шум и брань/ 20.При каких обстоятельствах произнесена эта фраза: «А счастье было так возможно, Так близко!..» / встреча Татьяны и Онегина в Петербурге/ 7 конкурс (Д/з) Защита памятника роману. Подведение итогов литературной игры. Награждение победителей. Фотография участников на памят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне
Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ....
"Своя игра" в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
К Неделе словесности...
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" А. С. Пушкин "Евгений Онегин".
Интерактивная презентация, позволяющая в игровой форме проверить знания учеников, увлекающихся литературой....
Игра "Поле чудес" по роману "Евгений Онегин"
Игра "Поле чудес" по роману "Евгений Онегин" рассчитана на учащихся 9 класса...
Своя игра. "Евгений Онегин"
Закрепление изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в форме игры ("Своя игра")...
Интерактивная игра с использованием QR-кодов "По страницам "Евгения Онегина"
Тематическая игра-викторина «По страницам «Евгения Онегина» - групповое (индивидуальное) мероприятие. Состоит из 2 раундов, в каждом из которых по 6 вопросов-заданий на разные ...
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения...