презентация на тему "Васюткино озеро"
презентация к уроку по литературе (5 класс)
презентация по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_literature_na_temu_v.p.astafev_vasyutkino_ozero_.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 урок. В.П.Астафьев. Детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
Виктор Петрович родился в крестьянской семье в селе Овсянка , что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Мальчик попадает в детдом-интернат . «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.
Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он работает составителем поездов. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт . Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает на ее родину -- город Чусовой на западном Урале . По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы прокормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957) В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия , а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
Васюткино озеро Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой. В.П. Астафьев Природа и человек— это тема многих произведений Астафьева.
В основе сюжета… Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”
Герои рассказа Васютка – мальчик 13 лет; мать Анна ; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий ; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
1.Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) 2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.) 3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Он знал тайгу и следил за пометками на деревьях). 4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.)
5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт? (Увидел глухаря.) 6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх, найти какой-то выход.) 7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? ( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”). Итак, надо “взять себя в руки”. развести огонь; собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; запастись на ночь дровами; хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали. 8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? пробираться через сухой валежник; “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”; ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? (Чувство радости, восторга.) Докажите словами текста. 10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.) 11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? наблюдательность ( видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре); умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу (после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги); умение ориентироваться.
12. Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. 13. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае. 14. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя? Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.
Тест по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 1. В. П. Астафьев родился А) В Воронеже б) близ Красноярска в) в Москве 2. Как назывался первоначально рассказ «Васюткино озеро»? А) «Жив» б) «Енисей» в) «Гражданский человек» 3. О какой реке в рассказе идёт речь? А) Обь б) Енисей в) Ока 4 . Найдите правильное объяснение слова «затеси» А) это письма б) это древесные опилки в) это зарубки на дереве 5 . Из-за какой птицы заблудился в тайге Васютка? А) кедровки б) глухаря в) вороны 6. Что удивило в озере Васютку? А) ряска б) водоросли в) белая рыба 7. Кто такие свиязи? А) утки б) деревья в) связка дров 8 . Что означает примета дедушки Васютки – «вызвездило» - это А) к теплу б) к дождю в) к холоду 9. Сколько километров прошёл Васютка, чтобы спастись? А) 60 б) 20 в) 10 10. Как спасся Васютка? А) Сам пришёл домой б) нашли родители в) нашли рыбаки
Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б а б в б в а в а в
Домашнее задание: 1. составить композиционный план рассказа; 2. выписать из текста примеры эпитетов и сравнений.
2 урок. Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» .
Композиционный план рассказа: Экспозиция. Рассуждения об озёрах и об их названиях. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житьё Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. Страх и отчаяние Васютки. Решительные действия по своему спасению. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. Васютка дома. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте - «Васюткино оз.»
О чем говорится? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая небольшое, унылое, подёрнутое ряской молочный, клейкий, неподвижный далёкие, таинственные, мерцающие раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая лес тайга озеро туман звезды река
Найдите сравнения “ в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”; “ густая, как смоль, темень начала редеть”; “ с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”; “ голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”; “ на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”; “ показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; “ будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”; “ середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.
Какой Васютка? Знаток тайги заботливый разумный славный пытливый ловкий разговорчивый смышленый внимательный терпеливый откровенный выносливый добрый смелый рассудительный
Составление плана характеристики Васютки. 1.Возраст героя, его внешний вид. 2.Семья мальчика. 3.Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним. 4.Черты характера Васютки: *Стремление помогать старшим( собирал кедровые орешки для рыбаков и др .) *Закалка таёжного жителя( умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др .) *Умение находиться одному в лесу( разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др .) *Смелость и находчивость( не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др .) *Оптимизм, вера в победу над тайгой( не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др .) *Любовь к родной земле( глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др .) 5.Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.
Итоговый тест по произведению. 1. Жанр произведения А) рассказ; Б) повесть; В) сказка-быль. 2. В основе произведения лежит А) повествование о трудной работе рыбаков; Б) изображение природы Сибири; В) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу А) в поисках кедровых орехов для рыбаков; Б) выполняя поручение отца; В) ради удовольствия. 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует А) сравнение; Б) антитезу; В) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: А) тетерев; Б) глухарь; В) кедровка. 6. Когда Васютка понял, что заблудился, он А) горько заплакал; Б) запаниковал; В) решил не сдаваться.
7. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: А) в озере есть водоворот; Б) озеро проточное; В) ветер принесет непогоду. 8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там А) речка; Б) болото; В) озеро.
9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что А) его заметили с бота; Б) его не заметили с бота; В) он был очень рад рыбакам. 10. Родные Васютки А) были уверены в том, что он сам найдется; Б) потеряли надежду найти его; В) продолжали искать и надеяться.
11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря А) богатейшей флоре и фауне; Б) теплой осенней погоде; В) умениям и навыкам таежного жителя. 12. Найдя озеро, Васютка А) стал известным на всю страну; Б) зазнался; В) принес пользу стране.
13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге. А) «С тайгой надо дружить!» Б) «Тайга хлипких не любит!» В) «В тайге одному делать нечего!»
Проверим работу. 1 - А 8 - А 2 - В 9 – А 3 – А 10 – В 4 – А 11 – В 5 – Б 12 – В 6 – В 13 – Б 7 – Б Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 10б-12б; «3» - 7б-9б.
Памятка для тех, кто идет в лес. Продумай тщательно маршрут. Не забудь взять компас. Возьми спички для костра. Возьми теплые вещи. Возьми запас воды, еды (хлеб, соль, консервы). Предупреди близких о твоем путешествии.
Памятка для тех, кто заблудился. Не паникуй! Остановись, прекрати бесполезное движение. Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону. В ожидании помощи осмотри место, где находишься. Собери хворост для костра. Разведи огонь, приготовь пищу. Приготовь место для ночлега.
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Домашнее задание: подготовиться к письменному ответу на проблемный вопрос «Что помогло Васютке выжить в тайге?»
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географии "Озера"для 6 класса
В презентации изложен познавательный материал к темам: гидросфера, внутренние воды, который можно использовать в курсе географии 6-9 классов....
презентация "Путешествие к озеру Баскунчак"
урок путешествие к месторождению поваренной соли...
презентация Великие Американские озера
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3075130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Презентация по географии "Озеро Байкал"
В презентации озеро "Байкал" приводятся характеристики этого удивительного объекта. Дается понятие о достопримечательностях, рельефе, флоре и фауне водоема....
Презентация по теме "озера,болота,ледники,подземные воды.
Показана работа учащихся на разных этапах урока....
Презентация "Экологические проблемы озера Байкал"
Поднята проблема Байкала...
Презентация на тему "Озера"
Презентация на тему "Озера". Что такое озеро?Какие бывают озерные котловины?Характеристики самых крупных озер мира....