Учительская разработка "Создание мультфильма"
методическая разработка по литературе (10 класс)
В нынешнем времени мы сможем согласиться с тем, что речь современного школьника не соответствует потребностям устного и письменного общения. Педагоги сталкиваются с шаблонностью речевых конструкций, бедностью словарного запаса. Новизна идеи заключается в том, что это работа с мультипликацией является перспективным направлением в обучении, потому что мы живем в активно развивающемся обществе, которое не стоит на месте. Суть идеи – через мультфильмы развить речевые возможности, наполнить её богатством, придать ей выразительности, повысить коммуникативную культуру ребёнка, устранить боязнь выступления перед аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
(СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ)
Цель – обновление педагогического процесса, направленного на развитие речевого имиджа детей и раскрытие его личности через создание мультфильмов.
Задачи:
- Знакомство с этапами создания мультфильма, с «профессиями» по созданию мультфильма
- Развитие творческих способностей;
- Развитие критического мышления;
- Организовать групповую деятельность учащихся;
- Научить процессу работы с персонажами и предметами для сюжета.
- Организовать групповую деятельность учащихся для создания будущего мультфильма.
Актуальность
Кино, фильмы, мультфильмы…Чаще всего мы являемся зрителями. А что будет, если мы попробуем «оживить» образы в художественном произведении на уроке и сами попробуем себя в роли, например, монтажера или мастера слова? Необходимы ли для этого особые навыки и умения?
Мы живем в эпоху постграмотности по выражению М.Маклюэна. В эпоху, где сочетаются книжные и цифровые формы грамотности.
Телефон стал для души резервным хранилищем. В нем самые яркие наши воспоминания: мы храним свой смех в фотографиях и минуты счастья в видео. Телефон - это и есть я.
В нынешнем времени мы сможем согласиться с тем, что речь современного школьника не соответствует потребностям устного и письменного общения. Педагоги сталкиваются с шаблонностью речевых конструкций, бедностью словарного запаса. На это чаще влияет современный ритм жизни. Ученики просматривают ролики на YouTube, и от этого становятся невнимательными и рассеянными на уроке. Или же, например, через платформу ТИК ТОК дети смотрят короткие ролики, у них вырабатывается кротковременная память. Дети с трудом выражают свои мысли. Формируется клиповое мышление. Из-за этого выработалась привычка к кратковременным роликам и дети, когда готовятся в выразительному чтению наизусть не готовы к восприятию объёмной информации, их словарный запас беден. Текст идёт тяжело. Не хочется демонстрировать себя на публику. Боязнь неудачи.
По-мнению психолога Татьяны Викторовны Семеновских (статья "Клиповое мышление" — феномен современности). Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый.
Мы столкнулись с проблемами:
- бедности словарного запаса учащихся,
- неумением формулировать свои мысли,
- неуверенности выступлением перед публикой, учителями,
- замкнутости в себе,
- понижением самооценки,
- ослабленности внимания
Грамотная речь – одно из важнейших условий всестороннего развития личности ребенка. Богатая и правильная речь ребенка позволяет ему легко высказывать свои мысли, содержательно общаться со взрослыми и сверстниками. Сейчас современные технологии предоставляют возможность работать над развитием речи с помощью мультипликации. Не подвергается сомнению, что искусство создания мультфильмов оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Мультипликация как метод обучения сам по себе интересен детям.
Литературовед Кривуля, Н.Г. отмечала, что «в программу современного школьного образования уже предлагалось включить дисциплины «Медиаобразование», «Медиакультура» или «Медиапсихология», в рамках которых ребенка будут обучать правильному использованию и обработке той информации, которую несут мультипликационные фильмы».
Новизна идеи заключается в том, что это работа с мультипликацией является перспективным направлением в обучении, потому что мы живем в активно развивающемся обществе, которое не стоит на месте.
Суть идеи – через мультфильмы развить речевые возможности, наполнить её богатством, придать ей выразительности, повысить коммуникативную культуру ребёнка, устранить боязнь выступления перед аудиторией.
Познакомлю Вас предварительно с этапами. Раскрывая каждый шаг создания мультипликационного фильма, предлагаю коротко рассмотреть этапы создания мультфильма:
1. Подготовительный;
2. Раскадровка. Съёмка;
3. Монтаж ролика. Озвучивание;
4. Презентация материала.
Технология создания мультипликации, используемая для формирования речевых умений и навыков на уроках литературного чтения, дает возможность изучить практику жизни средствами русского языка.
Необходимо создавать такие условия, которые бы оказывали благоприятное влияние на повышение интереса к учебной деятельности. Это возможно реализовать благодаря использованию различных средств визуализации.
Рассмотрим на примере. Мы разработали ЭТАПЫ создания мультика, через которые мы формируем речевой имидж.
У детей на партах имеется текст с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица». В команде работают 7-8 человек.
Я всегда выступаю в роли режиссёра, контролирую процесс.
I этап. Подготовительный.
Знакомлю детей с ораторским мастерством, сценической речью, затем с историей мультипликации, профессиями. Декор и персонажей дети создают дома. Любимый приём у детей - пластилиновая анимация. Дети применяют именно его.
II этап. Раскадровка. Съёмка.
Раскадровка
На этом этапе дети «набрасывают» идеи в таблице. В процессе раскадровки необходимо поддерживать инициативу детей, стимулировать проявления фантазии.
Раскадровка — это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании мультфильмов. Она позволяет разбирать текст. Все дети на этом этапе художники.
!!!!!На этапе раскадровки дети развивают воображение, выдают конкретные речевые фразы и прописывают их в таблице. !!!!!
Съемка
Мои методические рекомендации:
- Короткометражный мультфильм должен иметь титры. В титрах необходимо указывать возраст и класс;
- Освещение не должно слишком сильно мерцать;
- Необходимо соблюдение правил съёмки, чтобы дети друг другу не мешали.
АНИМАТОРЫ переставляют героев.
ОПЕРАТОР управляет киносъёмочным аппаратом. Камера должна быть хорошо закреплена на штативе. Кадры не должны дергаться.
РЕЖИССЕР – это я, и я руковожу съёмочным процессом. Показываю отснятый материал.
III этап. Монтаж ролика. Озвучивание.
Монтаж
Как происходит монтаж фильма? Выполняется детьми, я наблюдаю за процессом. Дети «собирают» кадры в специальных программах. Применяются спец.эффекты.
Программы для монтажа:
- Windows Movie Maker
- Canva
- InShot
- Киностудия
- Вива видео
Для плавности движения ставится 8-15 кадров в секунду.
У кого выпала роль «монтажера», тот должен приступать к процессу «сборки» кадров. Монтажёр «собирает» кадры в единое целое.
Озвучивание
Озвучивание — это настоящий актерский труд, эмоционально очень непростой. На этом этапе дети развивают сценическую речь, дикцию. При наложении звука дети используют записи, которые были записаны на диктофон, либо прочитывают текст в процессе в процессе монтажа.
При озвучивании важно соблюдать рекомендации:
- Следует обратить внимание школьников на то, что высота и тембр голоса, различные особенности речи помогают подчеркнуть индивидуальность каждого из персонажей басни;
- Музыкальное сопровождение также играет значимую роль в создании собственной мультипликации;
- Фоновая музыка задаёт определённое настроение эпизода, позволяет подчеркнуть значимые детали и выделить определённые моменты фильма, наряду с визуальными средствами отражает особенности внутреннего состояния героя;
- СПЕЦЭФФЕКТЫ. Кроме реплик персонажей и музыкального фона, в создании звукового ряда при необходимости используются различные звуки внешнего мира: пение птиц, шум ветра и дождя и другие.
При озвучивании главных героев учащиеся стараются говорить правильно, следят за произношением.
Важную роль играют субтитры не только в качестве «расшифровщика», но и благодаря переключению внимания на чтение. Если возникнут проблемы с технической частью озвучки.
Ираклий Андроников, один из ведущих литературоведов советской эпохи, выступавший по радио и на эстраде, в своём сочинении «Оглядываясь назад» отмечает, что «речь устная и речь письменная – формы выражения мыслей различные. Написанное кажется искусственным, ненатуральным в звучании. А сказанное, но лишённое интонаций, выглядит на бумаге как набор неточных приблизительных выражений».
IV. Презентация материала.
Четвертому этапу, презентации результатов, следует посвятить отдельный урок. На этом этапе все дети АРТИСТЫ. Здесь я использую авторский буклет с QR-кодом. Дети наводят своими гаджетами на этот КОД. Высвечивается мой Telegram-канал. Ученики добавляют свои мультики в Telegram-канал и Ютуб-канал. Затем я обрабатываю мультики на своем макбуке, задаю ТАЙМ-КОД и публикую на Ютуб-канале. На подготовительном этапе я объясняла детям про сценическую речь, приводила советы из книги Дейла Карнеги «Искусство публичных выступлений», как не бояться выступать перед публикой. Дети уже смело презентуют свой мультик перед публикой.
Итог
Создание мультфильма сам по себе сложный процесс. Нужно чётко планировать время. За один урок сложно создать творческий мультфильм. Мы с детьми на протяжении нескольких занятий осваиваем этап за этапом.
Мы добились своей цели. Я бы подчеркнула воспитательную и образовательную значимость мультипликации. Процесс создания мультипликационных фильмов на уроках литературы в 5–6 классах способствует возникновению интереса обучающихся к художественным произведениям и позволяет ученикам самореализоваться в творчестве, обнаружить новые возможности и таланты.
Мы с детьми превратили серию уроков в целую киностудию, где ребята обогатили словарный запас, сформировали речевые навыки, вовлекли детей в командную работу, а также детей, состоящих на профилактическом учёте, которые наравне с остальными «прокачали» свои речевые навыки. В средней общеобразовательной школе приходиться работать и с детьми (свою картину мира) призму своего восприятия дети переосмысливают значимость художественного текста через способ мультипликации. Я смогла получить обратную связь и добиться результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В Год Учителя об учительских годах
Об учительской династии...
В Год Учителя об учительских годах
Об учительской династии...
путь к учительскому счастью
моё портфолио...
конспект урока на тему: "Создание сюжетов мультфильма в конструкторе мультфильмов «Незнайка и все, все, все»"
Учебник: "Мой инструмент компьютер", 3 класс, А.В. Горячев Раздел: Создание мультфильмов или живых картинок...
Игра-квест «Мультфильмы вчера, мультфильмы сегодня, мультфильмы завтра»
Образовательная игра-квест направлена на развитие интереса школьников к информатике и другим учебным предметам, творческое развитие, повышение их информационной культуры и информационно-коммуникационн...
Мультфильм "Свинка Пеппа", вопросы по мультфильму. Тема: Хэллоуин
Пройдите по ссылке, посмотрите мультфильм, ответьте на вопросы....
Учительская разработка "Создание мультфильма"
В нынешнем времени мы сможем согласиться с тем, что речь современного школьника не соответствует потребностям устного и письменного общения. Педагоги сталкиваются с шаблонностью речевых конструкций, ...