Повесть временных лет
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_vremennyh_let.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе; познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с понятиями «летопись», «житие».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельная работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? Поговорка?

2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм И – – / И – – / И – – / И; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Работа с пословицами и поговорками.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди – жать, а мы – на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6 – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8 – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. Игра-соревнование между рядами.

– Кто больше знает пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знание, книга? (Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

II. Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника (с. 69–70).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

– Что послужило причиной создания «Повести временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

– Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

– Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повести временных лет».

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску):

«…Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран):

«И будете мирно живуще. Аще ли [если] будете ненавидно живуще, в распрях […], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

3. Работа со статьей учебника (с. 71). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

4. Комментированное чтение учителя из «Поучения» Владимира Мономаха (с. 72–73).

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если он, конечно, Человек!); вдумайтесь в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!». И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания – Человек!

5. Выразительное чтение «Поучения» Владимира Мономаха с сохранением особенностей стиля.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали военные отношения: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства: «Не идеть место к голове, но голова к месту».

«Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение, выполнить задание 2, с. 73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских», выполнить творческое задание 2, с. 73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 1150-летию российской государственности. «Повесть временных лет» рассказывает…

«Повесть временных лет» рассказывает о призвании варягов....

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

"Повесть временных лет" Урок истории + ОПК 6-9 класс.

Тема урока: Шедевр Древнерусской литературы  «Повесть временных лет»Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем.Познакомить с летописным жанром....

Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"

Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Отрывки из "Повести временных лет"

Отрывки из "Повести временных лет"...

"Повесть временных лет"

Интегрированный урок по теме "Древнерусская литература"...