Конспект урока по литературе «Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек»»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы для учащихся 7-х классов по рассказу Л. Андреева «Ангелочек». К уроку подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 502.69 КБ |
prezentatsiya_uroka.pdf | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
город Абакан, Республика Хакасия
Номинация «Тематическое мероприятие/занятие»
Название конкурсной работы
Конспект урока по литературе
«Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек»»
ФИО автора: Новикова Ирина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
Адрес и телефон: 655001, г. Абакан Республика Хакасия,
ул. Крылова 75-56, телефон 89039179950,
электронная почта irinka_fedorovna123@mail.ru
Тема: Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» (Слайд 1)
Цели урока:
Обучающие:
* обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,
* познакомить с особенностью рождественского рассказа,
* прикоснуться к вечным темам добра и зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.
Развивающие:
* развивать воображение, монологическую речь и способность анализировать, , умение характеризовать героя произведения, а также эмоциональную отзывчивость учащихся.
Воспитательные:
*воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа,
*привитие интереса к процессу осмысленного чтения,
*приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Эпиграфы к уроку (Слайд 2)
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс
И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту.
И. Бунин
1. Организационный этап.
- Начнем урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Актуализация знаний и целеполагание.
Слово о писателе, обращение к портрету. (Слайд 3)
- Ребята, всмотритесь в лицо на портрете: оно притягивает не только красотой, классическими правильными чертами, но и умным, чуть печальным взглядом человека, которому подвластно увидеть так много в жизни. Это Леонид Николаевич Андреев - русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871 —1919), писал об одиночестве, о разобщении душ, размышлял о смысле жизни, о смерти. Леонид Андреев - автор нелёгких рассказов для чтения. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, унижение и оскорбления. Сюжеты Андреев почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг. Вам уже знаком этот писатель по рассказу «Кусака». К уроку вы прочитали еще один рассказ Л. Андреева «Ангелочек».
- Подумайте над лексическим значением слова «ангелочек», сформулируйте его. Какими вы представляете ангелов?
Прочитаем определение слова. (Слайд 4)
АНГЕЛЫ – (вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека”.
- Когда происходят события, описанные в рассказе? (в канун Рождества).
- С каким событием связан праздник Рождества?
- Что вы ощущаете в преддверии Рождества и Нового года? Каково ваше настроение перед праздниками? Почему это самые любимые праздники не только для детей, но и для взрослых? (Это праздники ожидания чуда).
- Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день). (Слайд 5) Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершать добрые дела, помогать нуждающимся, делать подарки. (Обращение к первому эпиграфу).
В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом. Чем же рождественский рассказ отличается от обычного рассказа? (Слайд 6)
3. Применение знаний и умений. Анализ рассказа.
Рассказ "Ангелочек" Андреева, на первый взгляд, с очень простым сюжетом, но проблемы, которые писатель поднимает в этом произведении, очень серьезны.
- Испытали ли вы эти чувства: взволнованность, испуг, настороженность – при чтении «Ангелочка»? Если да, какие эпизоды были особенно остро пережиты вами?
- Обратимся к началу рассказа. Почему то, что делал Сашка «называлось», а не было жизнью? (Наш герой жил в непростых условиях. Вся его жизнь - сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома — тоже. «Вечно печальный и жалкий отец», «грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей и злобствующей тоски». Он не видел в семье любви, заботы и ласки. Ему казалось, что жизнь никогда не кончится.)
- Как он мстит жизни? (Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей).
- С кем сравнивает автор Сашку? Почему? (Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок).
- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой? (Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир).
-Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым. Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет? (Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).
- Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое. Это — елка. Давайте прочитаем описание ёлки. ("... она бросала сильный свет без теней... Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови").
- Ребята, как вы думаете, стала ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?
(Нет. Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме).
- Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность? (Писатель использует художественные средства, которые усиливают отчуждение: "крикливый наглый блеск свечей", "чуждая", "враждебная" (эпитет), "ослеплять красотой" (метафора), "бросала свет" (олицетворение), "чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови" (метафора ).
- Ребята, давайте выберем те краски, которые характеризуют состояние Сашки в этот момент. (Слайд 7)
ЦВЕТ | ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ |
Белый | Чистота, искренность |
Синий | Тревожность |
Жёлтый | Радость |
Оранжевый | Праздничность, фейерверк |
Зелёный | Покой, умиротворение |
Коричневый | Потеря веры, неверие |
Фиолетовый | Обман, ложь |
Чёрный | Мрак |
Серый | Опустошение, депрессия, отсутствие веры |
Красный | Агрессия, злость, стыд |
Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца. (Слайд 8)
- Какие цвета преобладают в сердце мальчика? (Фиолетовый, черный, красный, коричневый, синий).
- А можно ли добавить немного белого? (Да. Искренность существует в отношениях с отцом).
- Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все-таки принес мальчику радость. Какое чудо произошло с Сашкой? Что он увидел? ( Ангелочка – восковую игрушку).
- Давайте найдём в тексте фрагмент, когда Сашка увидел ангелочка.
Чтение описания ангелочка. (От слов «... Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. До слов «И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало»).
- Почему мальчик обращает внимание на эту ёлочную игрушку? ( Нарядная, «наглая» ёлка, блестящие игрушки, а он - незаметный - с теневой стороны ёлки, так же, как Сашка, среди нарядных, избалованных, богатых детей. В эту минуту мальчик чувствует, что он уже здесь не одинок).
- Какие слова шепчет «грубый» мальчик? («Милый, милый ангелочек»).
- Даёт ли нам автор точное описание ангелочка? (Нет. Важно не то, как выглядит ангелочек, а то, какие чувства он вызывает в душе).
- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка? (Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети — вообще не замечают).
- Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли он? ( Сашка преображается на глазах у всех. Он становится НЕЖНЫМ, говорит о “милом ангелочке”. Ангелочек – это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика. Свершается маленькое чудо.)
- Какие чувства переполняют Сашку? Найдите слова в тексте (“Сначала лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности”, но потом он увидел то, чего не хватало в его картине жизни – АНГЕЛОЧКА. Сашка не осознавал, какая сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что всегда его любил”. Чувства: недоумение, тревога, непонятный восторг).
- Почему мы сердце Сашки разделили на 2 половинки? (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком” один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим).
- Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (Оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость).
- Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика).
- Как вы думаете, почему мы взяли к нашему уроку этот эпиграф? (Обращение к словам
И. Бунина. Этот эпиграф точно описывает внутреннее состояние героя).
- Завершите цветограмму Сашкиного сердца, добавив в нее новые цвета.
- Как мальчик добивается того, чтобы ему сняли с ёлки и подарили ангелочка?
- Что делает гордый Сашка? (Встаёт на колени, ему это противно).
- Найдите в тексте эпизод, когда Сашка, наконец, получает желаемое.
(От слов «Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху. До слов «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка»).
- Каковы чувства мальчика, когда он коснулся ангелочка?
- Что заметили окружающие? Какое чудо случилось? ( «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка»).
- Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божие есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того, именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.
- Что общего между Сашкой и ангелочком? (Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек "прячется" на темной стороне елки среди гущи ветвей).
- Что делает Сашка, получив игрушку? («Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу»).
- Что происходит дома? (Разговор отца и сына).
Выпросив ангелочка, мальчик поделился своей радостью с больным отцом. Как и Сашке, отцу кажется, что ангелочек спустился с неба… и внёс луч света в его душу, - «чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь». Отец и сын испытывали странное чувство, оно «сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяла человека от человека».
- Что значит ангелочек для Сашки? (Это чудо, мечта, красота, которых так не хватало в жизни мальчика. Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу).
- Чем окончился рассказ? (Сашка и отец засыпают. Ангелочка, чтобы любоваться им, повесили возле горячей печки, и он растаял – оказался таким же хрупким, как и мимолетное счастье).
- Какими ложатся спать эти люди? (Умиротворенными, счастливыми, успокоенными.)
4. Подведение итога.
- Что с ними будет утром, когда они проснутся?
Окончилась рождественская ночь, окончилось чудо, как будто и не было ничего, началась обычная суровая жизнь. Счастье хрупко, кратковременно. Иначе его перестаёшь замечать и ценить. Быть может, если бы эта игрушка была с ними всегда, то она со временем утратила бы свою ценность. А теперь они всегда будут вспоминать об ангелочке, а значит, их сердца будут добрее. Короткий миг счастья, рождественское чудо! Счастье, мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может, изменяют душу полностью.
- Мне кажется, Сашка проснётся другим человеком. А вы как думаете? (Ответы учащихся). Значит, что-то изменилось в лучшую строну, значит, чудо свершилось!
- О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (О доброте, о милосердии, о вере).
- Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского рассказа? (Писатели хотели без назидательности напомнить людям о самом важном в жизни: о добре и зле, о милосердии, о вере в лучшее, в чудо).
5. Рефлексия.
Прием «Одноминутное эссе». Письменно ответить на вопросы: «Какой момент, по-вашему, был наиболее важным в нашем разговоре?» и «Какой момент остался не до конца понятным?» (Ответы помогут при оценивании учащихся)
6. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему “Что произойдет, когда Сашка проснется?” Учитывайте, что мы пишем продолжение рождественского рассказа. Сделать иллюстрации к рассказу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Л.Андреева"Ангелочек"
В материале представлен анализ рассказа Л.Андреева "Ангелочек",рассматривается тема детства в литературе начала века,герой рассказа- ровесник учеников, и им интересен разговор о его проблемах....
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Урок по рассказу Л. Андреева "Ангелочек"
Внеклассное чтение...
Урок литературы (внеклассное чтение) Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»
Приводится разработка урока литературы 6 класс...