Литературная игра Алфавит
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс)
Мероприятие для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_alfavit_dlya_5-7_klassov.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Литературная игра «Алфавит»
(внеклассное мероприятие)
для учащихся 5-7 классов
Составила учитель русского языка и литературы
Носенкова М.В.
Игра представляет собой одновременно литературную викторину и игру с продвижением к финишу. На полу (столе) раскладываются карточки разных цветов с буквами. Каждый цвет соответствует 1 разделу вопросов:
красный – знание авторов произведения
зеленый – знание названий и содержания произведений
желтый – герои произведений
синий – литературоведение
белый – общие вопросы
На каждой карточке написана буква алфавита, на которую начинается ответ на вопрос. Участники по очереди бросают игральный кубик (желательно большой, чтобы было видно всем игрокам) и делают столько ходов (шагов) вперед по ряду карточек, сколько точек на выпавшей грани. С учетом цвета карточки и буквы ведущий задает вопрос. Игрок отвечает. Если ответил верно, повторяет ход. При неверном ответе он делает шаг назад. (Если игра командная, то игроку может помочь команда. Если команда дала правильный ответ, игрок остается на месте, но право хода теряет. Вариант – игроки команды меняются, каждый новый ход делает новый игрок).Место нахождения игрока отмечается фишками. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.
«Красные» вопросы (авторы):
А – Вы знаете, что Максим Горький – это псевдоним. Назовите настоящее имя Максима Горького. (Алексей Пешков)
Б - назовите фамилию автора стихов «Лес, точно терем расписной…» (Бунин)
В – назовите фамилию автора и исполнителя песни «Доченьки» (фонограмма) – (Вертинский)
Г- Псевдоним Алексея Пешкова как писателя (Горький)
Д – Сказка «Курочка Ряба» - народная, но существует несколько ее обработок. Автор одной из них – Афанасьев, но известно, что ему, в свою очередь, целый сборник народных сказок подарил выдающийся собиратель русских слов, пословиц, сказок. Кто он? (В.И.Даль)
Е- Кто указан как автор «Конька-Горбунка»? (Ершов)
Ж- Фамилия наставника и друга А.С.Пушкина, который был учителем русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны и наставником цесаревича Александра Николаевича. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!». Вам он известен как автор стихотворения «Птичка» - Птичка летает, птичка играет, птичка поет… (Жуковский)
К - Известный русский баснописец (Крылов)
Л – Кто написал стихотворение «Бородино»? Кто из выдающихся поэтов был сослан на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А.С.Пушкина (Лермонтов)
М – Автор слов Российского гимна и стихотворения «У меня пропал щенок» (Михалков)
Н – Автор рассказов «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша» (Носов)
О - фамилия автора повести «3 толстяка» (Олеша)
П – «Солнце русской поэзии» (Пушкин)
Р – Автор стихотворения «Чем пахнут ремесла?», повести «Чиполлино». Он в 17 лет преподавал в начальных классах и сочинял сказки вместе с учениками (Родари)
С – Автор строк: «Жди меня, и я вернусь, Только очень жди..» (Симонов)
Т – Кто написал книгу про бойца «Василий Теркин»
«Зеленые» вопросы (знание произведений)
А- Назовите сказку С.Аксакова о необыкновенном подарке отца младшей дочери, что привел к удивительной встрече её с чудовищем, который оказался заколдованным принцем. (Аленький цветочек)
Б – Как называется повесть Троепольского и фильм-экранизация этой книги о собаке необычной окраски и ее верности хозяину.(Белый Бим Черное Ухо)
В- Какому времени года посвящено стихотворение Тютчева со словами «гремят раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит..» (Майская гроза)
Д- Сказка Г.-Х.Андерсена о крошечной девочке, спасенной ласточкой от неудачного замужества (Дюймовочка)
К – Продолжите строки басни Крылова «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?..» (За то, что хвалит он Кукушку)
К – самая известная песня военного времени на стихи М.Исаковского (Катюша)
Л.- Продолжите строки Лермонтова: «Да, были люди в наше время… ( не то, что нынешнее племя)
М – Продолжите строки С.Маршака «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы нашей столицы. Ищут давно…( но не могут найти парня какого-то лет двадцати)
П- жаркое место рождения Колобка (печь)
П – Продолжите строки Пушкина «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась?...» (На мутном небе мгла носилась..)
Т – Как назвали горшок, который животные (мышка, лягушка и др.) сделали своим домиком? (Теремок)
Т – Продолжите строки Тютчева «Люблю грозу в начале мая ..» (Когда весенний первый гром..)
«Желтые вопросы» - герои произведений
А – Имя главной героины повести А.Грина «Алые паруса» (Ассоль)
А- Героиня книги, написанной профессором математики, логиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, он же Льюис Кэрролл (Алиса)
Б – кличка собаки, ставшей символом верности, в повести В. Троепольского и снятого по его мотивам художественного фильма. (Белый Бим Черное Ухо)
Б – не только правая и левая сторона тела, но и домомучительница Малыша из сказки Астрид Линдгрен (Бок)
В – настоящее имя Царевны –лягушки (Василиса Прекрасная)
В – какие животные приняли в свою стаю Маугли? (волки)
В – Мальчик-граф в сказке про Чиполлино (Вишенка)
Г – Имя князя, который постоянно превращался в насекомых (Гвидон)
Г – Какому герою Тургенева был бы бесполезен телефон? (Герасим)
Д – герой легенды М.Горького, вырвавший себе сердце, чтобы осветить дорогу своему народу (Данко)
Е – какое животное- крошка испугалось своего отражения в озере и победило его с помощью улыбки? (Енот)
Е – ты меня, наверно, знаешь – я сказки Пушкина герой, но Если Л на Н исправишь, сибирской стану я рекой (Елисей – Енисей)
Ж – имя единственной героини сказки «Репка», которое нам известно (Жучка)
Ж - Кто хотел женить сына на Дюймовочке? (Жаба)
Ж – Имя девочки, у которой был цветик-семицветик? (Женя)
К – Кто принес кольцо царь-девицы со дна моря в сказке про Конька-Горбунка? (Кит)
К – Сказочный долгожитель (Кощей)
Л – сестра Рукодельницы в сказке Одоевского «Мороз Иванович» (Ленивица)
М – «Умывальников начальник и мочалок командир» (Мойдодыр)
М - Семья главных героев- сказочных существ, придуманных шведской писательницей Туве Янсон (муми-тролли)
Н – Имя мальчика, путешествовавшего с дикими гусями (Нильс)
Н – этот герой Н.Носова побывал и доктором, и художником, и даже космическим путешественником. (Незнайка)
О- кто доставил Герду во владения Снежной королевы (Олень)
Р – именем какого героя Алана Милна заканчиваются все российские интернет-адреса? (Ру – кенгуренок)
Т – на какой цветок был похож тот, в котором родилась Дюймовочка? (тюльпан)
«Синие вопросы» - литературоведение
Б – Литературный жанр, содержащий иносказание и мораль (басня)
Г – Литературный образ, синоним слова персонаж (герой)
Ж – назовите одним словом: рассказ, повесть, сказка, скороговорка.. (Жанры)
К – момент наивысшего эмоционального напряжения в произведении (кульминация)
Л – последовательное описание исторических событий, вид древнерусской литературы (Летопись)
О- художественный прием, когда неживое наделяется качествами живого(олицетворение)
О – тип текста, в основе которого изображение статической картины, «фотография в словах» (описание)
Р – один из основных признаков поэзии (рифма или ритм)
С – детский математический жанр (считалка)
Ф – Устное народное творчество (Фольклор)
«Белые вопросы» - общие
Б – В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые» (библиотека)
Г – не только церковный купол, но и раздел книги (глава)
М – какое печатное издание называется «Мурзилка»? (журнал)
Л – как подсчитали ученые, герои произведений У.Шекспира произносят это слово 2259 раз (Любовь)
Вид награждения победителя зависит от фантазии организатора.
Список использованной литературы:
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 2001.
- Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: Союз, 1999.
- Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //
- Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.:Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Алфавит" (33 вопроса о профессиях)
Загадки и вопросы о профессиях, ответы "спрятаны" под буквами алфавита. Можно провести на классном часе по профориентации в 5-7 классах....
Математическая игра "Алфавит"
Интересная игра, позволяет проверить разноуровневые знания учеников. Можно по своему усмотрению менять вопросы, делать их тематическими...
Игра "Алфавит"
Данный материал используется при проведении предметной недели естественно-математическго цикла....
Игра "Алфавит" 1
Внеклассное мероприятие общего развития для учеников 6-8 классов...
Игра "Алфавит" 2
Внеклассное мероприятие 6-8 класс...
Игра АЛФАВИТ
Данный урок провожу в конце учебного года.Дети уже устали и им хочется поиграть. И мы играем, соревнуемся....
Разработка интеллектуальной игры Алфавит
Предлагаемая работа представляет собой проект, созданный в среде программирования Delphi с открытым кодом, который дает возможность любому учителю, владеющему средой программирования Delphi, доработат...