Примеры итогового сочинения 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

Примеры итогового сочинения "Чего лишены люди, равнодушные к искусству?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?

Люди, равнодушные к искусству, теряют очень многое: им неведома целая гамма ощущений, которую оно дарит. Вряд ли их взволнует прекрасный пейзаж с бесконечным морем колосящейся, переливающейся на июльском солнце, пшеницы… Они не смогут, не стесняясь, плакать от тающих в воздухе, завораживающих душу, звуков скрипки. Такие люди пройдут равнодушно мимо античной скульптуры, не заметят, как прекрасны звезды или алеющий над морем закат… Их волнует сугубо мирское, они все время захвачены суетой, им не до красоты окружающего мира. Искусство их тоже не интересует, ведь оно чуждо приземленному и суетному. В итоге, такие люди безжалостно себя обделяют, отбирая целый мир. Мир прекрасного и чудесного, того, что может подарить вдохновение, откуда можно черпать силы самой жизни. Для обоснования своей позиции обращусь к художественной литературе.

В произведении И.С. Тургенева, романе «Отцы и дети», представлен пример равнодушного к искусству человека. Евгений Базаров, врач, исследователь и нигилист по убеждению, все связанное с искусством считал недостойным своего внимания. «Любой химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - парировал он, ибо считал, что человек должен в первую очередь заниматься «делом». Под «делом» он подразумевал развитие математических и естественных наук, а также медицины. Любое отступление от этого – непростительная роскошь, ненужное излишество. Понимание искусства, любовь к нему Базаров считал надуманным явлением и не считал зазорным это продемонстрировать. Например, он открыто смеется над Павлом Кирсановым, считая все его восторги по поводу прекрасного откровенной ерундой. Лишь полюбив, но, уже оставшись один на один со смертью, Базаров многое осознает. Он понимает ошибочность своих суждений и горько раскаивается в том, что жил неправильно. Он обделил себя и сделал это добровольно, тогда как другим удалось прожить полноценную жизнь.

Михаил Семёнович Собакевич, герой «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, к примеру, совершенно не умел видеть красоту. Даже его поместье и земли, принадлежащие ему, не имели задатки ни тонкого вкуса, ни аккуратности. Оно было построено, будто военный лагерь или бункер. Собакевич, прежде всего, хлопотал о комфорте и удобстве, а не о красоте и эстетике, как это делали другие помещики. Всё-таки, пусть он и был провинциальным дворянином, но всё же дворянином! Очень удивительное и несвойственное отношение к своему внешнему виду и виду своих владений, если смотреть со стороны его положения. Да, он хороший хозяин, но ужасный эстет. Подобное отсутствие любви к красоте и искусству в жизни сделало его очень твёрдым, грубым и пессимистичным человеком. Он видел в людях (в особенности в своих крестьянах) только недостатки, даже если они выставляли себя с лучшей стороны и выкладывались на полную. Подобный образ мышления очень подходит для человека низшего слоя общества, жизнь которого крутится вокруг тяжёлой работы, добычи денег и пропитания, но никак не для дворянина.  В то же время Илья Ильич Обломов, которого Гончаров описывает как человека ленивого, сохранял красоту своей души до тех пор, пока сохранял способность восхищаться красотой музыки. Когда он посещает Ольгу Ильинскую, то слышит игру на фортепиано. Для Ильи Ильича она настолько прекрасна, что не просто завораживает его, но и придает ему сил. И это яркий пример того, как искусство влияет на человека.

Таким образом, люди, не умеющие чувствовать искусство, обрекают себя, как минимум, на скучное, механическое, бездуховное существование. Они просто отбывают свой срок, а не наслаждаются всеми гранями жизни. Жизнь, когда ты насмехаешься над прекрасным, сера, скучна и тяжела. Люди, равнодушные к искусству, лишены уймы эмоций и ощущений, которое оно даёт. Такие личности обделены лёгкостью и воздушностью, их лоб и взгляд всегда тяжек. Они обрекают себя на рутинное существование, в котором не могут до конца насладиться всеми прелестями жизни. Вот что говорил по поводу искусства В. Сухомлинский: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного».
Как искусство влияет на человека?  

С детства мы привыкли считать, что искусство всегда влияет на человека положительно. Однако не все задумываются, как именно это происходит? Без сомнения, культура облагораживает личность, делает ее более гармоничной и развитой. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать подходящие примеры из литературы.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой очень любил музыку и разбирался в ней. И, несмотря на низкое социальное происхождение и скромное место в обществе, Желтков отличался благородством и высоким уровнем духовности. В отличие от того же брата Веры, дворянина, но грубого и пошлого человека, Георгий был по-настоящему возвышенным и отзывчивым, как будто вращался в кругах, где утонченность и изысканность чувств были нормой. Он был далек от суеты и мелочных пороков своей среды. Тонкая душевная организация под влиянием искусства стала очень чуткой и ранимой. При первом же взгляде на Желткова князь Василий понял, что перед ним не карикатурный образ полусумасшедшего телеграфиста, придуманный им когда-то. Георгий был трагически влюблен, но свою муку он переносил с достоинством. Все эти душевные качества он приобрел под воздействием творчества, которое всегда отличалось способностью возвышать людей и облагораживать их чувства. Благодаря искусству Желтков выделялся из своего окружения и не перенял его особенности.

Не менее интересный пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Читатель невольно сравнивает Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. Дворянка амбициозная, умная и творчески одаренная девушка. Она пленяет мужчин не внешностью, а своим богатым внутренним миром. Ее приятно слушать, с ней есть, о чем поговорить. А все потому, что Ольга много читает, посещает культурные мероприятия и постоянно развивается. Совсем другая натура у Агафьи. Она вынуждена была взвалить на себя содержание двух детей и большое хозяйство. У нее не было времени и денег на самообразование. Поэтому ее кругозор очень ограничен. Она мало говорит и интересуется только бытовыми аспектами жизни. Автор неоднократно называл выражение ее лица «тупым». Она производит невыгодное впечатление и не может выйти за рамки обыденности. И причина ясна: Агафья не имеет увлечений и творческих наклонностей. Она и не подозревает о богатстве культуры. Поэтому она не совершенствуется и не ощущает себя полноценной личностью. Вот такова сила влияния искусства на человека!

Таким образом, искусство позволяет нам стать более эрудированными и интересными собеседниками. Оно помогает нам искать свое место в мире и услышать внутренний голос. Увлечение творчеством облагораживает личность и делает ее более привлекательной в глазах других людей. Душа внимает произведениям искусства и развивается.

  1. Как искусство влияет на человека?  Пример итогового сочинения  №2

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Оно воздействует непосредственно на людские души, заставляет увидеть то, что имеет цену в этой жизни. Искусство в определенные моменты может по-разному подействовать на одного и того же человека. Сегодня произведение искусства заставляет нас плакать, а завтра – уже радоваться. Они то переносят человека в прошлое, то показывают, каким может быть будущее. Человек видит в искусстве то, что хочет увидеть, то, что актуально для него на данный момент. Оно воздействует на зрителя, читателя, слушающего тем, что заставляет действовать, менять что-то в жизни. Мелодия способна затронуть струны души человека, картина может снять пелену с глаз человека, показать то, что было непонятно до этого, художественное произведение способно показать реалии жизни и способы предотвратить негативные последствия. Именно в этом и проявляется влияние искусства на человека – способность менять его мировоззрение.

Этой теме было посвящено много произведений русский и зарубежных писателей и поэтов. Особое внимание авторы уделяют музыке и ее роли в жизни человека. Так, Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» при описании образа Николая Ростова с помощью детали раскрывает его характер, показывает перемену его мировоззрения. Герой, проигравший довольно крупную сумму в карты, находится в трудном моральном положении. Он осознает свою ошибку и не знает, как во всем признаться собственным родителям. В этот сложный для Николая момент он слышит пение своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка оказывает огромное влияние на героя, эмоции переполняют чувства Николая. Он понимает, что в жизни только это имеет значение. Пение Наташи спасло Николая от отчаяния и отвлекло героя от своих переживаний и сомнений, поэтому он признается в своем поступке отцу.

Переживания героя смогла передать и мелодия в повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Неразделенные чувства Желткова к Вере вылились в звучание второй сонаты Бетховена. Главная героиня смогла прочувствовать все то, что к ней испытывал Желтков. Любовь была передана точнее музыкой, а не словами. Сонет Бетховена послужил прощальным письмом, прощальный посланием героя к своей возлюбленной. Музыка, которая имеет большое композиционное значение в повествовании, рассказывает все хронологию событий, связанных в жизнью Желткова, всю трагичность его любви, которая приводит героя к самоубийству.

Таким образом, роль искусства в жизни каждого человека велика. Оно оказывает на каждого эмоциональное воздействие, способное перевернуть собственное сознание.

  Заключение:   Вывод Призыв (Давайте...) Надежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема пути(пример итогового сочинения)

Материал  для  создания  сочинения  по  литературе...

примеры итоговых сочинений 2016

примеры итоговых сочинений 2016...

Примеры итоговых сочинений 11 класс с ецениванием по критериям

Примеры итоговых сочинений зачёт\незачёт...

Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.   Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к написанию итогового сочинения» Класс 10 Уровень базовый

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...