2.2.Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Подготовка к итоговому сочинению "Доброта как духовно-нравственная ценность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность»
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I.Образовательные:
- познакомить учащихся с приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
- учить устанавливать связи между частями сочинения;
- учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
а) в группе повторения:
-повторить материал о структуре сочинения ;
- повторить информацию о теме и основной мысли текста ;
- формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;
- развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров.
Б) в группе развития речи:
- развивать языковое чутьё;
- развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;
- обогащать словарный запас обучающихся;
в) в группе развития мышления:
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
- воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация
Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.
Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этой притчи? (Ответы обучающихся).
Конечно, наша с вами задача с первой «стрелы» попасть в цель, а, значит, и одна попытка сдать успешно экзамен. А для этого нам надо хорошо уметь составлять тексты-рассуждения, то есть писать сочинение.
II. Актуализация знаний о составных частях и темах итогового сочинения
- Предлагаю повторить наши знания о тексте-рассуждении.
- Из каких частей он состоит?
- Что мы знаем о темах для итогового сочинения? (Все темы, а их около полутора тысяч, сгруппированы в разделы) (разделы на слайде)
Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
С какими понятиями связаны понятия духовности и нравственности? (Конечно, это мораль, добро, человеколюбие…..)
- Об одном из них мы сегодня и поговорим.
III. Работа с темой сочинения.
Посмотрите на высказывание Бетховена «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме ……» Как вы думаете, какого слова не хватает?
Как вы понимаете, что такое доброта?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ДОБРОТА - … (на слайде)
Задание 1. Давайте продолжим работу с понятием доброты. «Наведи порядок» Вам необходимо распределить слова на синонимы и однокоренные слова. (на слайде слова перемешаны)
Синонимы: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость
Однокоренные слова: добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный
Задание 2 Продолжая разговор о доброте, перейдем к русской литературе.
Для начала обратимся к устному народному творчеству. Тема добра здесь одна из главных. Сейчас посмотрите на пословицы, ваша задача - добавить недостающие слова (пословицы на слайде)
Жизнь дана на …….дела.
..…… дело без награды не останется.
Истинное ……. Всегда просто.
За доброе жди …., за худое - ….
- В какой части сочинения нам могут понадобиться знания пословиц?
Задание 3.
Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы. Ваша задача сейчас выбрать одну из тем первого раздела, которые так или иначе связаны с добротой, и сформулировать тезис. Помните, что тезис – это то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос. В формулировании понятия вам могут помочь те синонимы и однокоренные слова, с которыми вы работали.
Почему человек должен быть добрым?
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Кого можно назвать добрым человеком?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что может сделать человека добрее?
(Группы представляют результаты своей работы)
А теперь попробуем подобрать аргументы вашим тезисам.
Задание 4. Прочитайте тексты-аргументы из литературных произведений, узнайте автора и название произведения (смотрите в слова для справок) (аргументы даны группам на карточках, также тексты выводятся на слайдах)
1. Вспомним рассказ ______________________________, в котором говорится о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик сожалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».
2. _____________________в своем произведении _____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.
3. Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.
4. К примеру, из литературы нам известен такой персонаж, как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.
5. Вспомним _________, героя рассказа ______________________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.
Для справок:
1. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор», героиня – Матрена
2.Максим Горький «Старуха Изергиль», Данко
3. Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»
4. Валентин Распутин «Уроки французского»
5.Андрей Платонович Платонов «Юшка»
- Какие еще произведения, на ваш взгляд, можно использовать в качестве аргумента по выбранной вами теме?
Молодцы. А мне хотелось бы показать вам фрагмент произведения, который, на мой взгляд, также можно использовать в качестве аргумента, например, на тему «Кого можно назвать добрым человеком?» (Транслируется фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» https://www.youtube.com/watch?v=hhpGqpCCP84&embeds _euri=https%253A%252F%252Ftheocrat.ru%252F&feature=emb_im)
Так какого же человека, по мнению Иешуа, можно считать добрым?
Подумайте и запишите, какие аргументы вы возьмете в качестве доказательства своего тезиса.
Задание 5 Давайте вспомним с вами виды заключений.
Заключение – вывод;
Заключение – призыв;
Заключение – выражение надежды;
Заключение – цитата.
(Ученики должны дать краткую характеристику каждому виду заключений)
Подумайте, какой вид заключения подойдет именно вашей теме, попробуйте написать заключение.
IV Поведение итогов урока
Итак, мы с вами сегодня в очередной раз вспомнили структуру итогового сочинения, постарались раскрыть понятие «доброта» и подобрать аргументы из литературы.
V Домашнее задание. Дома ваша задача – завершить работу над сочинением на выбранную тему.
VI Рефлексия
Выберите, пожалуйста, тот смайлик, что соответствует вашей готовности к итоговому сочинению.
А также пройдите небольшой опрос по готовности к сочинению, отсканировав QR-код
А завершить урок мне хотелось бы следующим высказыванием.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Толстой Лев Николаевич
Библиографический список
- Астафьев В.П. Конь с розовой гривой - М.: Детская литература, 2010
- Великие мысли великих людей. XIX - XX век – М.: Рипол Классик, 2021
- Горький М. Старуха Изергиль / Горький М. Избранные рассказы – М.: Детская литература, 1998
- Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1989
- Платонов А. П. Юшка / Платонов А.П. Рассказы – М.: Детская литература, 2018
- Распутин В. Г. Уроки французского – М.: АСТ, 2022
- Солженицын А.И. Матренин двор / Солженицын А.И. Матренин двор: рассказы - М.: Детская литература, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация-2017 2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся Год проведенияУровень Название конкурсаРезультат участникаФ.И. участникаКласс2014...

Раздел 2. 1. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
достижения учащихся...

Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной, творческой деятельности...

2. 2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся (олимпиады).
2.2. Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО.Кызылский техникум экономики и права ежегодно участвует во всероссий...

Раздел 3.Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid...

Аттестация 2024. 2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
1. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РТ№ №ПредметКлассФ.И. победителейНаграда, местоУчит...

Аттестация - 2018 г. 2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся
1.Выяление и развитие способностей обучающихся к научной(интеллектуальной), творческой,физкультурно-спортивной деятельности...