«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
1. Показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 275.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
1. Показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Понять замысел писателя, осмыслить переклички линий романа.
4. Понять главные ценности, о которых говорит писатель.
Воспитательные:
Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, используя различные формы искусства.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Метапредметные результаты:
1. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
2. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
3. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
2.использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
Основные виды учебной деятельности: анализ и интерпретация художественного текста, установление связи литературы с историей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный этап. Запись и уяснение темы урока.
2. Актуализация имеющихся знаний и сведений.
Мотивация учебной деятельности
Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».
Какие бы вы поставили вопросы, которые связывали все сюжетные линии книги?
- Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?
- Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?
- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
-Что собой представляет жанр «Мастера и Маргариты»?
-Расскажите о композиции романа. В чем ее особенность?
3. Этап усвоения новых знаний.
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым. Цели нашего урока следующие(перчислить)
У нас три группы, которые представят три мира романа:
- Ершалаимский мир;
- Московская действительность;
- Фантастический мир.
Проблематика романа:
- Что такое истина
- Человек и власть
- Художник и общество.
Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)
Групповая работа
- Древний Ершалаимский мир.
Вопросы:
- Как раскрывает характер Пилата его портрет?
- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
- Каково главное убеждение Иешуа?
Ответы учащихся.
Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.
Кто является олицетворением власти?
Каким изображает Булгаков Пилата?
Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Ответы учащихся.
Составление кластера Понтия Пилата.
Учитель: найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)
Учитель: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
Почему Пилат утверждает смертный приговор?
За что наказан Пилат?
Ученики: «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета).
- Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Учитель: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.
Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?
Работа по тексту.
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Учитель: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».
Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Ответы учащихся.
- Потусторонний мир.
Учитель: С кем пришел Воланд на землю? С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Кто составлял свиту Воланда?
Ответы учащихся.
Учитель: Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире? Проблема смысла жизни.
Учитель: Какая действительность в Москве?
Ответы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?
Ответы.
Индивидуальная работа:
- составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);
- рисование символических образов на компьютере (программа GIMP);
- презентация ученических работ.
Проверка выполнения заданий.
Итоги урока, выводы.
Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы: поиска истины, тема творчества;
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
Жанр синтетичен:
- и сатирический роман
- и утопия с элементами фантастики
- и историческое повествование
Рефлексия:
Предлагалось отметить моменты занятия (по выбору)
- когда было сложно (почему?)
- когда было интересно
- когда (чему?) удивились
- когда хотелось спорить
Домашнее задание:
Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.
Определить особенности стиля этих глав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...
Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Урок литературы в 11 классе)
Тема: Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Цель: актуализировать имеющиеся знания и сведения у учащихся о романе, заметить и осмыслить переклички сюжетных линий романа; развивать навыки ...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
Урок литературы по теме «Изображение трех миров в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"».
Урок литературы для студентов 1 курса СПО...