Игра-викторина "Звездный час"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Методическая разработка игры-викторины по литературе "Звездный час"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_zvyozdnyy_chas.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах «Звёздный час»
Цель:
• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;
• распознавать фразеологизмы в тексте;
• усваивать смысловые значения фразеологизмов;
• отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями;
• обогатить фразеологический запас обучающихся;
Задачи:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
- Учебная - повторение основных понятий, определений.
- Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для проведения игры:
- Таблички с цифрами от 0 до 7 для игроков.
- Презентация.
- Бумага и ручка.
- Призы и медали для участников.
- Суперприз для победителя.
- Компьютер, проектор.
Вводное слово учителя:
И.С. Тургенев сказал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками... Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”
Здравствуйте, ребята, гости!
Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек!
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с фразеологией.
Мне необходимо выбрать 6 игроков. Для этого задам вопросы, отвечать нужно чётко, предварительно подняв руку (выкрикивания не считаются)
ИТАК, отборочный тур! (слайд 3-4)
1. Замените фразеологизм после дождичка в четверг одним словом.
2. Закончи фразеологизм рог...
3. Как говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо?
4. Найдите фразеологизм в предложении
Они трудились не разгибая спины до самого вечера.
5. Вставьте пропущенное слово:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
6. Из какой басни И.А. Крылова следующие строки?
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
7. Замените фразеологизм рукой подать синонимичным.
8. Подберите к фразеологизму грош цена антонимичный фразеологизм.
9. Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
10. Какой фразеологизм изображён на картинке?
(дополнительные вопросы могут задаваться зрителям)
Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Если вы считаете, что правильных ответов несколько, то поднимаете несколько табличек.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, получает ещё бонусную звезду (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
В суперигре, т.е в финале, сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Определить победителя помогут члены уважаемого жюри:
Библиотекарь ________________,
Учитель ________________.
Итак, начинаем I тур, который состоит из 14 отдельных заданий (2 слайда).
1 тур разминочный: После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.
На слайде№5 представлены фразеологизмы
Узнай фразеологизм по лексическому значению:
- Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) - 2
- То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. - 1
- Незадачливый, плохой мастер. - 4
- Тратить слова, обращаясь к людям, которые не могут вас понять. - 3
- Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. - 5
- Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно. - 7
- Откладывать на долгое время. - 6
На следующем слайде №6 представлены весёлые картинки :
Узнай фразеологизм в картинке:
1. Крокодиловы слёзы.- 6
2. Съесть пуд соли. – 4
3. Набить шишки. – 7
4. Сесть в калошу. – 5
5. Уносить ноги. – 3
6. Развесить уши. – 1
7. Зарубить на носу. - 2
2 тур «Быстрее лани»
Составьте слово из представленных букв. (7 слайд)
На слайде №8 перед вами известные животные, птицы, насекомые.
Продолжите фразеологизм, содержащий название животного:
- Трещит как ………(сорока) 2
- Ревёт ………….(белугой) 5
- Талия как у ………(осы) 1
- Угрюмый как ………(бирюк) 4
- Бородка как у ………(козла) 6
- Повторять как ………..(попугай) 3
3 тур: «Баш на баш»
На слайде №9 вашему вниманию предлагается задание.
Замените предложения фразеологизмами.
- Одноклассник без всякого основания перестал со мной разговаривать (ни с того ни с сего).- 1
- Мой друг вёл себя так, будто ничего не случилось (как ни в чём ни бывало).- 3
- Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание (во что бы то ни стало).5
- Много прошло времени с той поры (много воды утекло). - 7
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних (с глазу на глаз) - 4
- Задание написано совершенно четко, определенно (чёрным по белому).- 2
- В разговоре он находчив, знает, как ответить (за словом в карман не лезет).- 6
На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках.
Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимы.
- Кот наплакал (хоть пруд пруди) 6
- Выйти из себя (взять себя в руки) 2
- Работать засучив рукава (бить баклуши) 3
- Семи пядей во лбу (без царя в голове) 4
- В рот воды набрал (чесать языком) 5
- Два сапога пара (белая ворона) 1
Последний 4 тур « Язык без костей»
Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре.
Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги. (слайд№ 11)
1.Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром – 7
2.Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя
3. Дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра -4
4. Одним камнем дважды ударить - Одним выстрелом двух зайцев убить -5
5. Жить как петух на откорме - Как у Христа за пазухой - 3
6. Король не кузен - Гусь свинье не товарищ - 2
7. Принять пузыри за фонари - Не все то золото, что блестит - 1
Финал «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы и медали.
Предлагается написать небольшой рассказ, используя фразеологизмы.
Пока финалисты выполняют задание, проводится викторина со зрителями.
Вопросы викторины:
1. Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? (Даль)
2. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)
3. Как называются слова, которые появились в речи совсем недавно? (Неологизмы)
4. Как называются слова, которые совпадают по звучанию, но различные по значению? (Омонимы)
5. Еще одно название алфавита. (Азбука)
6. Закончи пословицу «Человек без Родины, что соловей без…». (Песни)
7. Назовите имена двух учёных-лингвистов. (Щерба, Виноградов, Пешковский)
8. Какой иностранный язык знает премьер-министр В.В. Путин? (Немецкий)
9. Род маленьких пирожков с мясом, употребляемых в варёном виде. (Пельмени)
10. Специалист, определяющий на вкус и запах качество продукта. (Дегустатор)
11. Слово, противоположное по значению. (Антоним)
12. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? (Слово)
13. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию? (Простокваша)
Закончите и объясните фразеологизм. (слайд 13)
- ) готов провалиться …
- 2) дрожит, как …лист
- 3) как мышь на крупу…
- 4) держать камень …
Жюри подводит итоги.
Звездный час. Награждение победителя, торжественное слово (звучит музыка, салют).
Литература
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2.—М.: Просвещение, 1967.—288 с
- Григорян Л.Т. Язык мой—друг мой.—М.: Просвещение, 1988.—207 с
- Усачев А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в картинках для детей всех возрастов. – М.: Дрофа плюс, 2011.
- Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова, 6-е изд.—М.: Рус. яз., 2000.—543 с.
- Школьный фразеологический словарь русского языка /В.П. Жуков, А.В. Жуков, 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия, М.,1999.
Интернет-русурсы:
- http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/ruskii-jazyk/viktorina-po-ruskomu-jazyku-c-otvetami-dlja-shkolnikov-5-6-klasov-po-teme-frazeologizmy.html
- http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/intellektualnaya-igra-viktorina-po-russkomu-yazyku-zvyozdnyy-chas
.