Спектакль. Пьеса. Драма. Е. Шварц «Обыкновенное чудо» (6 класс)
презентация к уроку по литературе (6 класс)

В презентации представлен теоретический материал для работы с пьесой Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спектакль. Пьеса. Драма. Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Слайд 3

Спектакль - театральное зрелище, представление, произведение театрального, сценического искусства; может ставиться как на театральной, цирковой сцене, так и на радио ( радиоспектакль ) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др .). В основе любого спектакля, и прежде всего драматического, лежит текст, сочиненный писателем.

Слайд 4

Пьеса (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть) — общее название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.

Слайд 5

Драма как род литературы Драма (др.-греч. δρμ α — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Слайд 6

Особенности драмы отсутствие повествовательно-описательного изображения; « вспомогательность » авторской речи (ремарки); основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев ( монолог и диалог); драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств , как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя; объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками ; преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н. Толстой) — иначе говоря, театральная эффектность, повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего .

Слайд 7

Пьеса/драма Само понятие пьесы не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла . Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр — классический, основной ( комедия, трагедия, драма ). Драма - это жанр . Сравним - Драма, Комедия, Триллер, Лирика - это Жанры произведения, описывают эмоциональную окраску произведения. П ьеса - это формат . Сравним - Пьеса, Стихотворение, Роман - это форматы произведения, описывают техническую подачу материала произведения.

Слайд 8

Способы выражения авторского отношения в драме Ремарки (сценические указания) — особый тип композиционно-стилистических единиц, включенных в текст драматического произведения и наряду с монологами и репликами персонажей. Основная функция ремарок — выражение замысла (мышления) автора, его голоса. Способ воздействия на режиссера, актеров и читателя драмы.

Слайд 9

Ремарки указывают: На место или время действия: Царские палаты (А.С. Пушкин. Борис Годунов); На действия героев или их отношение: Катя выходит (И.С. Тургенев. Месяц в деревне); На особенности поведения или состояние персонажей в момент действия: Гаев сильно смущен (А.П. Чехов. Вишневый сад); На жесты: ...показывая кулак («Борис Годунов»); На изменение голоса героя (тихо, громко, с дрожью в голосе и др. ); На адресата реплики: Герцог (сыну) (А.С. Пушкин. Скупой рыцарь ).

Слайд 10

Конфликт Конфли́кт — столкновение противоположных взглядов. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Сюжет разворачивается благодаря конфликту.

Слайд 11

Традиционная схема сюжета любого драматического произведения: ЭКСПОЗИЦИЯ - представление героев; ЗАВЯЗКА – столкновение; РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - набор сцен, развитие идеи; КУЛЬМИНАЦИЯ - апогей конфликта; РАЗВЯЗКА.

Слайд 12

Евге́ний Льво́вич Шва́рц (1896—1958) —советский прозаик и драматург, поэт, журналист, сценарист.

Слайд 13

Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая была акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Семья Шварцев. 1906 г.

Слайд 14

Майкоп. Дом, который снимала семья Шварцев. 1982 г. Жизни в Казани писатель не запомнил, в раннем детстве он с родителями переехал в Майкоп.

Слайд 15

Майкоп. Реальное училище.

Слайд 16

Класс реального училища. Майкоп. 1912 г. Е. Шварц — второй слева во втором ряду

Слайд 17

Народный университет им. А. Шанявского После окончания майкопского реального училища, в 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского

Слайд 18

Московский Императорский университет Позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Слайд 19

В 1917 году Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию. После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской ».

Слайд 20

Помимо работы на театральных подмостках, Шварц писал фельетоны и являлся литературным секретарем Корнея Чуковского, пробовал себя в роли журналиста в городе Донецк. Е. Л. Шварц на репетиции спектакля «Тень» в Ленинградском театре комедии

Слайд 21

Как фельетонист творил под псевдонимом Дед Сарай для газеты «Кочегарка» и журналов «Забой» и «Ленинград». С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж».

Слайд 22

Во время Второй мировой войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» — о защитниках Ленинграда — и «Далекий край» — об эвакуированных детях.

Слайд 23

«Обыкновенное чудо» (1954 г.) Работа над произведением продолжалась в течение десяти лет ; Изначальное название – «Медведь»; О публиковано в сборнике «„Тень“ и другие пьесы » в 1956 году . Варианты названия: «Это просто чудо », « Весёлый волшебник», «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач ». «Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком». Е. Шврц

Слайд 24

Магический реализм — художественный метод, в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира.

Слайд 25

Элементы магического реализма: Фантастические элементы могут быть внутренне противоречивыми, но никогда не объясняются. Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов. Многочисленные детали сенсорного восприятия. Часто используются символы и образы. Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно. Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое. Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий. Содержатся элементы фольклора и/или легенд. События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний. Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом. Воображаемые места и персонажи чередуются с реальными. Смешиваются зачастую несовместимые компоненты: европейское, африканское, индейское, азиатское. Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса кукольных и театральных коллективов "Обыкновенное чудо"

Традиционный для нашего Центра конкурс проходит ежегодно. В нем участвуют не только юные артисты, занимающиеся В ДТО ЦРТДиЮ, но и ребята, познающие театральное мастерство в школьных обединениях...

"Обыкновенное чудо"

Сценарий "Последнего звонка 2012" для 11 класса...

Вода -обыкновенное чудо

Вечер проводился для учащихся 8-10 классов. Был посвящен всемирному Дню воды....

Сценарий спектакля "Обыкновенное чудо" по одноименной пьесе Е. Шварца

Сценарий переработан для постановки на школьной сцене в рамках внеклассной работы учителя русского языка и литературы....

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Конспект по пьесе-сказке Е.Шварца "Обыкновенное чудо". 6 класс

Материал ориентирован на использование УМК под ред. И.Н. Сухих...

Е.Шварц.Пьеса "Обыкновенное чудо"

В презентации представлена краткая биография драматурга, а также рассматриваются особенности  конфликта в пьесе....