Вводный урок по произведению И.С.Тургенева "Муму" Урок - участник областного конкурса педагогических разработок
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок открытия новых знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.С. Тургенев."Муму". Образ Герасима .
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать речь обучающихся, умению анализировать тексты
ΙII. Воспитательные: воспитать уважительное отношению к человеку
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом,
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн
Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал.
Литература:
Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.
Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Словарь личных имен. Просвещение, 2002
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (Обсуждение заданий из рабочей тетради.
Обмен впечатлениями от рассказа)
- Актуализация знаний
- Закончите известную пословицу:
Встречают по одежку,…(Провожают по уму)
- Вы согласны с этой пословицей? (Конечно, да. )
- А что еще важно для создания характеристики человека, на что мы еще обращаем внимание, когда знакомимся с людьми?
Перед вами карточки, подумайте, что еще нужно знать о человеке, чтобы составить представление о том, какими нравственными качествами он обладает?
Работа в парах. Приклеивают в тетрадь карточки, на которых отражено все самое главное, что важно знать о литературном герое, чтобы создать на него характеристику
Примеры карточек:
Портрет
| Отношение к окружающим людям, к своему делу | Внутренние переживания |
Черты характера
| Окружающая обстановка | Авторская позиция по отношению к герою |
На доске в центре табличка «Литературный герой», по одному от пары подходят к доске и наклеивают на табличку, которые отражают характеристику литературного героя.
|
|
Черты характера
- Ребята, у нас получился кластер, который поможет нам в дальнейшей работе с образом героя.
III Постановка целей урока
- А кто главный герой рассказа «Муму» Тургенева? (Герасим)
- Действительно, Герасим. Именно его образ мы сегодня будем характеризовать по данному кластеру.
III Коммуникативный этап.
- У вас, ребята, много интересных имен в классе. А вы знаете, почему вас так назвали? (высказывания учеников о своем имени)
1)Работа со словарем
- Оказывается И.С. Тургенев тоже не просто так дал своему главному герою такое имя.
Перед вами Словарь личных имен. Ваша задача поработать со словарем, найти и записать значение имени героя.(Запись в тетради: Герасим – «значительный»)
- О каком человеке мы можем сказать, что он значительный? Примерный ответы учащихся:
а) большой по величине
б) важный по значению
в) имеющий вес, влиятельный
Таким и был наш литературный герой Герасим из рассказа «Муму» Тургенева.
2)Работа в группах
- Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 5 групп методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают)
- группа: карточка «Отношение к окружающим, к людям, к своему делу»
- группа: карточка «Портрет»
- группа: карточка «Авторская позиция по отношению к герою»
- группа: карточка «Черты характера»
- группа: «Окружающая обстановка»
- Выступление обучающихся с заданиями по карточкам.
- Самостоятельная работа.
- На доске написаны основные черты характера человека, как положительные, так и отрицательные. Выпишите в тетрадь те, которые наиболее ярко характеризуют образ Герасима, исходя из того, о чем мы сейчас с вами говорили.
ЧЕСТНЫЙ
ВЕРНЫЙ СЛОВУ
ВЕЛИКОДУШНЫЙ
СПОСОБНЫЙ К СИЛЬНОМУ И ГЛУБОКОМУ ЧУВСТВУ СТРОГОСТЬ, СЕРЬЕЗНОСТЬ НРАВА
ЖЕСТОКОСТЬ
СВОЕНРАВИЕ
ВЫСОКОМЕРИЕ
ОЗЛОБЛЕНИЕ
5) Работа с новым литературным понятием.
- А какие черты характера вы не выписали и почему? (ответы обучающихся)
- Вы абсолютно правы, жестокость , своенравие и высокомерие относятся к совсем другой героине нашего произведения, образ которой нам дан на КОНТРАСТЕ – это образ Барыни.
Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. (обучающиеся записывают в тетрадь понятие)
- Физкультминутка для сохранения зрения
- Выступление обучающегося с заранее подготовленным материалом об образе Барыни в произведении «Муму».
8)Беседа.
- На контрасте показан наш с вами герой. Но мы с вами не обратили внимание на одну деталь. Герасим глухонемой.
- Что автор хотел этим подчеркнуть? (Все люди, независимо от того здоровые они или больные заслуживают уважения! Они такие же люди, как и все, способны любить, страдать, сострадать, сопереживать. И мы должны с заботой и уважением к ним относиться)
9) Работа с иллюстрациями.
- Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Таким ли вы представляли нашего героя.
- Создайте устно свой портрет Герасима. Что бы вы подчеркнули в первую очередь, какие бы краски использовали?
IV Посткоммуникативный этап
Цель: подвести итоги урока
- В завершении урока составим синквейн или напишем письмо Герасиму (на выбор). Работа в парах.
Герасим
Могучий, работящий
Служит, любит, работает
Имеет широкую деревенскую душу
Богатырь
V Домашнее задание
Работа с учебником по вопросам 5, 6 письменно
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата
Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...
Муниципальный конкурс педагогических разработок «Содружество» сценарий общешкольного проекта «А может, не было войны…»
Социальный проект был приурочен к годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Рассчитан на детей 8 – 18 лет, учащихся с 1 по 11 класс МКОУ «Кал...
Диплом участника окружного конкурса педагогического мастерства "Учитель года Ямала-2018"
Диплом участника окружного конкурса педагогического мастерства "Учитель года Ямала-2018"...
Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллектива")
Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллект...
Областной конкурс методических разработок «Золотая осень» среди педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ Иркутской области
Викторина о Байкале "Осенний Байкал"...
Благодарственное письмо за подготовку участника к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют - 2023 г."
Благодарственное письмо за подготовку участника к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют - 2023 г."...