Шаблон-схема итогового сочинения на примере темы-вопроса
консультация по литературе (10, 11 класс)

Кириллина Светлана Гавриловна

Темы итогового сочинения условно можно разделить на три группы: тема-вопрос, тема-цитата и тема-утверждение. Чтобы не запутаться в композиции и раскрыть тему сочинения, предлагаю ознакомиться с данной схемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаблон-схема итогового сочинения на примере темы -вопроса

  1. Прочитать ТЕМУ, подчеркнуть КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, продумать АРГУМЕНТЫ:

                                                                ГДЕ?????

                                                                                               А1:  А.Осторовский  «Гроза» (Катерина -     любовь/нелюбовь)                                    

                                                                                             А2: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

 

                                                                                               А3:Б.Пастернак «Гамлет»

2.

Тема-вопрос

Тема-утверждение

Тема-цитата

Жизненный путь-(….). Некоторый считают, что (ВОПРОС).  Трудно не согласиться с данным утверждением.  Действительно, (…)// Правда ли это? К сожалению, у меня ещё мало жизненного опыта, поэтому обращусь за ответом на этот вопрос к произведениям отечественной и зарубежной литературы.// (ВОПРОС)? Я считаю, что (….).И в произведениях отечественной и зарубежной литературы есть немало примеров, подтверждающих эту точку зрения .

УТВЕРЖДЕНИЕ. Нельзя не согласиться с данным утверждением. Действительно,(….). // Данное утверждение довольно спорно: с одной стороны, (….), с другой - (….).  В произведениях отечественной и зарубежной литературы есть немало примеров, подтверждающих эту точку зрения .// Я категорически не согласен с данным утверждением: (…).В произведениях ….

«ЦИТАТА»,- писал (….).  Я полностью согласен с данным утверждением. Действительно, (….).В произведениях отечественной и зарубежной литературы есть немало примеров, подтверждающих эту точку зрения . //  Я не могу полностью согласиться с данным утверждением. С одной стороны, (…), с другой – (…).В произведениях .. .// Я категорически не согласен с данным утверждением: (…).В произведениях ….

   

  Например, Петр Андреевич Гринёв, герой произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», только  вступает в самостоятельную жизнь, но выбор, который он делает в трудных жизненных ситуациях, продиктован заветом отца : «Береги платье снову, а честь смолоду». Этот завет становится девизом всей его жизни, поэтому дорога Петра Гринёва – это дорога честного человека. Он ещё молод и неопытен, но знает, что долги надо возвращать ( возвращает карточный долг Зурину и дарит заячий тулуп вожатому за спасение), старших надо уважать ( просит прощения у Савельича за свою грубость), а женщин – защищать ( вызывает на дуэль Швабрина, чтобы защитить честь Маши Мироновой). Возможно, он сам не осознаёт значимость своих поступков, но все они подводят его к главному – к отказу присягнуть Пугачёву в обмен на свою жизнь. Гринёв просто не может пойти на предательство, потому что привык делать правильно, достойно, как учил его отец.

Герои драмы А.Островского «Гроза», делая выбор между подчинением «тёмному царству» и борьбой за право на самостоятельную жизнь, сами того не подозревая, ТАКЖЕ определяют и свой жизненный путь. Тихон, несмотря на слабый протест против Кабановой после смерти Катерины, скорее всего, продолжит никчемное существование в доме матери: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Борис накануне отъезда также стоит перед выбором, но выбирает не любовь, а надежду на дядину милость и наследство. Выбирая, как поступить в той или иной ситуации, наши герои сами не осознают, что в этот момент решается их судьба. Катерина, наоборот, понимает, как сильно  связано её решение с дальнейшей жизнью,  поэтому и мучается перед тем, как взять у Варвары ключ от калитки; поэтому и в Волгу бросается, ведь знает, что у неё только два пути: или умереть, или жить в неволе.

ПЕРЕЧИТАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ И ПОДВЕСТИ ИТОГ: ответить на вопрос: Таким образом, я считаю, что всё-таки  (ответ на проблемный вопрос) // Подводя итоги, я по-прежнему считаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. (ПОНЯТИЕ)- это……Поэтому хочется призвать людей к….

// Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что……// В заключение хочется выразить надежду на то, что…// Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что…

300 -450  СЛОВ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема пути(пример итогового сочинения)

Материал  для  создания  сочинения  по  литературе...

Примеры произведений для подготовки к итоговому сочинению

представлены примеры произведений для аргументации по тематическим направлениям 2016 года...

примеры итоговых сочинений 2016

примеры итоговых сочинений 2016...

Особенности написания итогового сочинения по литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация рассчитана на подготовку учащихся 10 класса к сочинению по роману "Война и мир" и одновременное знакомство с обсобенностями написания итогового сочинения в 11 классе....

Шаблон-схема итогового сочинения на примере темы-цитаты

Данный шаблон итогового сочинения  с конкретными примерами поможет учащимся понять структуру сочинения и подготовиться к  экзамену...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...