Урок-игра по произведению древнерусской литературы « Повесть о Петре и Февронии Муромских»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Урок-игра по произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» для учащихся 7 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheckaja_karta_uroka.docx33.33 КБ
Файл prezentazija.pptx673.08 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО  Новикова Ирина Федоровна

- МБОУ «СОШ №25» г. Абакан, Республика Хакасия

- Текстовый процессор MS Word

- Тема  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

-Урок-игра по произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

- Урок литертуры

- Номинация «Современный урок», направление «Игры на уроке»

- Для учащихся 6-7 классов

                   Урок-игра по произведению древнерусской литературы « Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Цель: обеспечить в ходе урока в игровой форме закрепление и обобщение знаний учащихся по произведению древнерусской литературы; формировать интерес к предмету.

Задачи:
Образовательные
: актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала, стимулировать эмоционально ценностное отношение к русской литературе.
Развивающие: развивать  умения групповой и дискуссионной работы, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся,  формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся, навыки планирования и самоконтроля, умения применять имеющиеся знания, логически излагать свои мысли.

Воспитательные: развивать коммуникативные компетенции,  воспитывать ответственность за свои поступки и результат учебного труда.

Планируемые результаты

Предметные: осознанно воспринимают  художественное произведение, контролируют свое чтение, исправляют ошибки, планируют работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности; формируют собственные ценностные ориентации.

Личностные: стремятся к объективной самооценке и взаимооценке учебных результатов;

владеют навыками сотрудничества со сверстниками, работают индивидуально и в группе; совершенствуют духовно-нравственные качества личности.

Метапредметные

познавательные: совершенствуют компетенции, необходимые для обоснования своей мысли; обобщают собственные представления; осуществляют поисковое чтение и структурирование текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

регулятивные: сознательно планируют свою деятельность в рамках учебного предмета, понимают учебную задачу урока, выполняют задание в соответствии с поставленной задачей, оценивают свои достижения на уроке,  отвечают на вопросы.

 коммуникативные:  совершенствуют  компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; формулируют высказывание и обосновывают свою точку зрения, ведут диалог, учатся принимать иную точку зрения.

                                                                                  Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность  учащихся

Формирование УУД

Организацион-ный.

Цель этапа - эмоциональный настрой учащихся.

- У нас урок литературы, урок закрепления и обобщения знаний. Начнем урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.

Личностные компетенции: эмоционально-положительный настрой, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: саморегуляция.

Постановка учебной задачи.  

Мотивация  учебной деятельности Цель этапа - организовать постановку темы  и цели урока учащимися.

- Посмотрите на фотографию. (Слайд 1) Что на ней изображено? Кому он посвящен? Героями какого произведения древнерусской литературы являются святые Петр и Феврония?

  Сегодняшний урок по древнерусской повести мы проведем в игровой форме, будем работать в группах. Что нам надо знать и какими мы должны быть, чтобы справиться со всеми заданиями?

Ответы учащихся (На фотографии изображен  памятник святым Петру и Февронии. Они являются героями «Повести о Петре и Февронии»)

Ответы учащихся (Надо знать содержание произведения, не бояться высказываться, соблюдать правила работы в команде)

Организация в группы  для дальнейшей работы.

Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,

умение управлять своим поведением.

Актуализация знаний.

Цель этапа - закрепить имеющиеся знания.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

 Викторина по тексту повести.

¬ Я буду задавать вопросы, а вы через 15 секунд  должны дать ответ. Если ваша команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к команде сопернице. За каждый ответ вы зарабатываете балл.

1. На какие три композиционные части можно разделить сюжет повести?

2. Как княжили Петр и Феврония?

3. Что символизирует борьба князя Петра со змеем?

4. Почему Петр и Феврония после смерти оказались в одном гробу?

5. Каков жанр повести?

Организация подведения итогов викторины

Давайте вспомним правила игры «Поле чудес» (Слайд 2-4)

Вопросы для отбора участников

1 тура

1. В каких ликах являлся дьявол жене муромского князя Павла и другим людям?

2. От чего суждена была смерть змею?

3. Где брат Павла Петр раздобыл Агриков меч?

Представление игроков. Задание.

- Название села, где жила мудрая девушка Феврония? (Слайд  5)

Пауза. Предлагаю посмотреть инсценировку эпизода «Слуга Петра у Февронии»

Вопросы для отбора участников

2 тура

1. Отчего тело Петра покрылось струпьями и язвами?

2. При каком условии Феврония взялась лечить Петра?

3. За что невзлюбили бояре муромские Февронию?

Представление игроков. Задание.

- Чем вылечила Петра мудрая Феврония?

(Слайд 6)

Вопросы для отбора участников

3 тура

1. «Чудеса Февронии». Какие предметы благословила Феврония и для чего?

2. О чем молили Бога Петр и Феврония в конце жизни?

3. Что произошло наутро после похорон Петра и Февронии в разных гробах?

Представление игроков. Задание.

- Что вышивала Феврония, нареченная Ефросиньей, для храма Богородицы, когда Петр собрался умирать? (ВоздУх – покров для чаши) (Слайд 7)

Пауза «Из древнерусского словаря»

(Слайд 8)

Чадолюбивые

Искони

Пронырство

Наветы

Благочестивый

Блаженный

Финал
- Испытывая мудрость Февронии, Петр послал ей сделать для него порты, полотенце и сорочку. Какое количество льна он послал ей для этого? (Слайд 9)

Организация и самоорганизация учащихся.

Примерные ответы учащихся  1.Сюжет можно разделить на три части: борьба со змием, история любви и княжения Петра и Февронии смерть святых и чудеса после смерти. 2.Княжили как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей. 3.Змей - это дьявол, «искони ненавидящий  род человеческий». Борьба с ним - это борьба против зла, победить которое можно только с помощью веры, если жить по законам Божьим. 4.Устремления души выше правил, установленных людьми. 5.Это произведение житийного жанра. Житие - это описание жизни святых.

Ответы учащихся. 1.Жене – в виде змея, для остальных принимал облик Павла.

2.От Петрова плеча, Агрикова меча.

3.В церкви Воздвижения, в алтарной стене между керамидами)

Ответ участника (ЛАСКОВО)

Учащиеся показывают сценку «Слуга Петра у Февронии»

Ответы учащихся. 1. Петр убил змия Агриковым мечом, капли крови дьявола попали на тело,  он заболел.

2. Пет должен взять ее замуж.

3. За низкое происхождение.

Ответ участника (ХЛЕБНОЙ ЗАКВАСКОЙ)

Ответы учащихся. 1. Хлебную закваску, чтобы вылечить Петра, срубленные ветки, чтобы  из них выросли деревья, единый гроб с преградой посредине, чтобы вместе быть похороненными

2. Они просил Бога дать им умереть в один день.

3. Наутро люди увидели, что тела их находятся в едином гробе, который они велели для себя истесать.

Ответ участника (ВоздУх)

Подготовленные ученики  по толковому словарю объясняют значение слов.  (Чадолюбивые – любящие чад, то есть детей.

Искони – с самого начала, издавна.

Пронырство – хитрость.

Наветы – ложные сведения, клевета. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Блаженный – в высшей степени счастливый).

Ответ участника (ПУЧОК)

Личностные :  

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование и получение конкретного результата.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью прогнозирование и  получение

конкретного результата.

Познавательные:

выбор необходимой

информации,

осознанное построение речевого высказывания

в устной форме, обоснование своего мнения.

Коммуникативные :  

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;; адекватное использование речевых средств  для решения различных

коммуникативных задач; сотрудничать в поиске и выборе информации, принимать мнение другого.

 

Заключитель-ный (рефлексия)

Цель этапа - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

Подведение итогов по результатам деятельности.  

(Слайд 1)

- Посмотрите еще раз на памятник Петру и Февронии.  Они считаются покровителями христианского брака, семьи. День семьи, любви и верности в России отмечают с 2008 года.

Перед вами лежат лепестки ромашки. Как вы думаете, почему именно ромашки? (Слайд 1)
- Выберите лепесток и продолжите начатое на нем  предложение:
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока я подумал о…

 Мне было трудно, потому что…

 Урок понравился, потому что….

 На уроке мне было…

А теперь соберите  цветок, он похож на маленькое солнышко в окружении белых лепестков.

Учащиеся формулируют обоснованное решение, осуществляют оценку и самооценку деятельности на уроке.

Ответы учащихся. (Ромашка – символ Дня семьи, любви и верности, так как олицетворяет нежность и чистоту.  Ромашка издавна была символом любви).

Ребята дописывают конец предложения, прикрепляют лепестки к желтой серединке и передают цветки ромашки учителю.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

Осознание уровня усвоения, умение оценка результаты своей и коллективной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание

 Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: (Слайд 10)

- Дать развернутый ответ на вопрос (4-5 предложений) «Чему учат нас  герои древнерусской повести о Петре и Февронии».

- Создать иллюстрации к повести.

- Подготовить виртуальную экскурсию

«В гостях у Петра и Февронии».

Правила работы в группе:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно, только по делу.

3. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

4. Помогай, если  об этом просят.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Записывай идеи.

7. Уважай мнение других.

8. Успех команды зависит от каждого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Новикова И. Ф. у читель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25» г. Абакан Урок-игра по произведению древнерусской литературы « Повесть о Петре и Февронии Муромских »

Слайд 2

Игра проходит в три раунда. В каждом раунде участвует три игрока. По итогам трех раундов определяются финалисты, которые участвуют в финале игры. Общая тема игры – содержание произведения древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», именно с ней связываются вопросы всех туров. После объявления общей темы зачитывается вопрос, который виден и на экране. Также вы увидите табло с зашифрованным на нем словом. Задача каждого игрока – разгадать слово быстрее, чем это сделают его соперники, и заработать как можно больше очков. Все игроки по очереди крутят барабан. Поочередность того, кто будет крутить барабан первым, вторым, третьим определяется по договоренности. Например, в первом туре первым крутит барабан игрок из команды №1, вторым – из команды №2, третьим – из команды №3. Во втором туре – 231, в третьем -312 соответственно. Каждому участнику в ходе игры может выпасть сектор с числом очков, которые он заработает, при условии, что отгадает букву или целое слово, или же может выпасть специальный сектор. Правила игры Поле чудес

Слайд 3

Условные знаки Набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву . Очки , набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку. Количество очков, которые получает игрок за правильно угаданную букву или целое слово Игрок может открыть любую букву (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все) Игрок может забрать приз и выйти из игры или продолжить игру Поле чудес

Слайд 4

I тур I тур Б Название села, где жила мудрая девушка Феврония ? Л а с к о в о

Слайд 5

II тур II тур Б Чем вылечила Петра мудрая Феврония ? а к в х л е б н а с я з а к а

Слайд 6

III тур III тур Б Что вышивала Феврония для храма Богородицы, когда Петр собрался умирать ? в о з д У х

Слайд 7

Чадолюбивые Искони Пронырство Наветы Благочестивый Блаженный «Из древнерусского словаря»

Слайд 8

Финал Финал Б Какое количество льна Петр послал Февронии, чтобы она сделала для него порты, полотенце и сорочку? п у ч о к

Слайд 9

Вариант 1: Дать развернутый ответ на вопрос « Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии » Вариант 2: Создать иллюстрации к повести Вариант 3: Подготовить виртуальную экскурсию « В гостях у Петра и Февронии » Варианты домашнего задания

Слайд 10

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....

Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....