Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Бесолова Рита Казбековна

 

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: литература Класс: 10

Учитель Бесолова Рита Казбековна

Тема: Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.

Задачи урока:

1.Продолжить знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, пробудить у них интерес к судьбе Тютчева. 2.Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, раскрыть духовный мир поэта.

3.Обобщить знания о мотивах творчества Тютчева 4.Раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева.

 

Планируемые результаты образования:

  1. Личностные:
  • формирование российской гражданской идентичности, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной гордости за свой край, прошлое и настоящее своей страны;
  • воспитание интереса к поэзии, трепетного и бережного отношения к природе.

2.Метапредметные:

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные: самостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебника; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные: - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их решения.

-планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;

 

3.Предметные:

  • знание содержания текстов стихотворений Ф.И.Тютчева, формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русскогоязыка, формирование умения учитывать контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения.

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Материально-техническое обеспечение:1) учебники «Литература, 10 класс», автор Ю.В.Лебедев, «Просвещение», 2014; портрет Тютчева, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, приложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_tehnologicheskie_karty_urokov.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная   школа № 13 им.К.Хетагурова

Технологическая карта

урока литературы

в 10 классе

Составила

Бесолова Рита Казбековна,

учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока

Предмет: литература Класс: 10

Учитель Бесолова Рита Казбековна

Тема: Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.

Задачи урока:

1.Продолжить знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, пробудить у них интерес к судьбе Тютчева. 2.Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, раскрыть духовный мир поэта.

3.Обобщить знания о мотивах творчества Тютчева 4.Раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева.

Планируемые результаты образования:

  1. Личностные:
  • формирование российской гражданской идентичности, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной гордости за свой край, прошлое и настоящее своей страны;
  • воспитание интереса к поэзии, трепетного и бережного отношения к природе.
  1. Метапредметные:

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные: самостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебника; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные: - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их решения.

-планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;

  1. Предметные:

  • знание содержания текстов стихотворений Ф.И.Тютчева, формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русскогоязыка, формирование умения учитывать контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Материально-техническое обеспечение:1) учебники «Литература, 10 класс», автор Ю.В.Лебедев, «Просвещение», 2014; портрет Тютчева, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, приложения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Приветствие учителем учеников. Проверка готовности обучающихся к уроку. Настрой на общение.

Готовность к уроку.

2.

Стадия вызова

Формулировка темы урока.

Целеполагание.

Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение «Весенняя гроза».

  • Скажите, пожалуйста, ребята, знакомы ли вам эти поэтические строки?
  • А кто является их автором?
  • Совершенно верно. Их написал замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев.

  • Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.
  • А какие цели вы поставите сегодня перед собой?

  • «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной мысли цвет!». Эти строки написаны А.А.Фетом на сборнике стихотворений Ф.Тютчева через 10 лет после его смерти. На уроке мы попытаемся доказать слова Фета.

  • Что вам известно о Федоре Ивановиче Тютчеве?

-Хотите ли вы узнать больше?

  • Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников.

  • Что нового узнали вы? Что показалось вам

Обучающиеся слушают стихотворение, называют его автора.

Определяют тему урока, записывают ее в рабочие тетради.

Ученики пробуют определить цели своей работы на уроке.

Обучающиеся делятся своими знаниями о жизни поэта.

Обучающиеся слушают индивидуальные сообщения одноклассников об основных этапах жизни Тютчева.

Постановка проблемного вопроса

Стадия осмысления.

наиболее интересным?

  • Послушайте еще одно высказывание о Тютчеве его современника И.С.Аксакова (учитель читает отрывок из «Биографии Ф.И.Тютчева» И.С

Аксакова) (приложение № 1)

????? Какая мысль является ключевой в этом высказывании?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

???? В чем же необычность духовной натуры Ф. И. Тютчева?

  • Какие еще противоречия говорили о своеобразии его духовной природы? (дополняет информацию).

-Послушайте стихотворение «Silentium!» (приложение № 2)

Как оно иллюстрирует противоречия в душе поэта?

???? - И еще один проблемный вопрос: как

черты личности и особенности мировоззрения поэта отразились в его лирике?

Для того чтобы ответить на него, обратимся к поэзии, к стихотворениям Ф.И.Тютчева.

Отвечают на данные вопросы.

Слушают отрывок из «Биографии Ф.И.Тютчева» И.С Аксакова,

определяют главную мысль - о двойственности , отличавшей натуру поэта, являвшейся источником трагизма его существования и преодолевавшейся только в поэзии.

Обучающиеся фиксируют в рабочие тетради основные тезисы.

Ученики слушают стихотворение (читает заранее подготовленный ученик).

Ученики записывают данный вопрос в тетрадях.

Работа в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Исследование

  • Поэзия для Тютчева – средство самовыражения,

общение с читателем имело меньшее значение.

Сегодня вам предложено для чтения несколько стихотворений поэта. Давайте прочитаем их. После прочтения стихотворения объясните, какая тема отражена в том или ином стихотворении.

ВЫВОД: Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы, в гражданской и любовной

лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа

бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое»

???? Определите, основные темы и мотивы лирики Тютчева.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА

  1. Родина.
  2. Человек, судьба человечества.
  3. Природа.
  4. Любовь.

  • А теперь вглядимся в каждое стихотворение,

Дети читают предложенные стихотворения, делятся своими впечатлениями, определяют темы стихотворений.

Ученики оформляют данную информацию в виде

кластера.

Ученики работают в группах, проводят анализ

текстов

Обобщение учителя

проанализируем его и сделаем выводы.

  • . Прежде чем вы будете выходить сюда, я хочу, чтобы вы послушали одно их стихотворений (звучит аудиозапись стих. «Не то, что мните вы, природа…»

-Понравилось ли вам чтение?

  • А теперь я предлагаю вам озвучить результаты вашей работы

  • Да. Действительно, эти стихотворения показывают нам основные мотивы творчества Ф.И.Тютчева: природа, Россия, человеческие взаимоотношения. Они же помогают выявить высшие ценности тютчевского мира: живая

красота природы, особое всемирное предназначение России, единение человеческих душ. Эти же поэтические строки позволяют нам увидеть и трагическое основание тютчевской

философии. В каждом стихотворении звучит мотив непознаваемости, загадочности мира для человека. Особенно горестными оказываются размышления поэта о человеческих взаимоотношениях.

Учитель предлагает учащимся посмотреть

стихотворения по предложенным вопросам.

Стихотворения и вопросы для анализа на партах. 1 группа - «Не то, что мните вы, природа…»

  1. группа – « Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья..».
  2. группа – «Нам не дано предугадать…».

(приложения № 3)

Слушают аудиозапись стихотворения. Делятся своими впечатлениями.

От каждой группы выступает один ученик, подводит итоги совместной работы.

Творческое задание

Этап рефлексии

небольшую презентацию о теме природы и гражданской лирике поэта.

- Я предлагаю вам выполнить творческое задание- составление акростиха из букв имени поэта и слова «природа», отразив в ней философию, поэтику его стихов)

- Давайте прочитаем ваши акростихи.

  • Какие новые знания вы открыли для себя сегодня на уроке?
  • Что показалось вам особенно интересным?
  • Что осталось непонятным?
  • Захотелось ли самостоятельно что-то прочитать о

Смотрят и обсуждают презентацию.

Ученики составляют акростих (например,

Торжественность Юность и зрелость Творчество Чувственность, человек

Естественность, единство, единение

Величественность, восхищение

Переменчивость, подвижность

Романтический образ Искренность, изумление Родина

Олицетворение, обожествление Динамичность, диалектика, душа Ассоциации с душой человека

Домашнее задание (разно-

уровневые)

творчестве Тютчева, прочитать его стихотворения?

- Удалось ли нам доказать правоту слов А.Фета о поэзии «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной мысли цвет!»?

- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?

-Дома я предлагаю вам задания на выбор:

  1. выучить наизусть стихотворение «Не то, что

мните вы, природа…», провести его письменный анализ;

  1. выполнить задание рубрики

«Литературоведческий практикум» в разделе учебника «Ф.И.Тютчев».

И еще одно задание будет общим: прочитать и подготовить пересказ статьи учебника «Любовь в лирике Тютчева».

Индивидуальные задания:

  1. сообщение «Адресаты любовной лирики Тютчева»
  2. сообщение о «Денисьевском цикле».

- Спасибо большое за работу на уроке. Я надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Я довольна вашей работой на уроке. До свидания!

Ученики отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями и новыми знаниями.

Ученики соотносят поставленные в начале урока цели и результаты своих действий.

Ученики записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Триединая цель современного урока и планируемый результат обучения

Статья о составных современного урока в соответствии ФГОС....

Выступление на тему: "Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения"

"Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения».Как подготовить победителей и призеров к олимпиадам?...

Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения

В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного  подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

Итоговая работа достижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы: «Неравенства с одной переменной и их системы»

Итоговая работадостижения планируемых результатов обучения по алгебре  при изучении темы:«Неравенства с одной переменной и их системы»...