Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: литература Класс: 10
Учитель Бесолова Рита Казбековна
Тема: Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.
Задачи урока:
1.Продолжить знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, пробудить у них интерес к судьбе Тютчева. 2.Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, раскрыть духовный мир поэта.
3.Обобщить знания о мотивах творчества Тютчева 4.Раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева.
Планируемые результаты образования:
- Личностные:
- формирование российской гражданской идентичности, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной гордости за свой край, прошлое и настоящее своей страны;
- воспитание интереса к поэзии, трепетного и бережного отношения к природе.
2.Метапредметные:
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные: самостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебника; определять основную и второстепенную информацию;
Регулятивные: - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их решения.
-планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;
3.Предметные:
- знание содержания текстов стихотворений Ф.И.Тютчева, формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русскогоязыка, формирование умения учитывать контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Материально-техническое обеспечение:1) учебники «Литература, 10 класс», автор Ю.В.Лебедев, «Просвещение», 2014; портрет Тютчева, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_tehnologicheskie_karty_urokov.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 им.К.Хетагурова
Технологическая карта
урока литературы
в 10 классе
Составила
Бесолова Рита Казбековна,
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока
Предмет: литература Класс: 10
Учитель Бесолова Рита Казбековна
Тема: Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.
Задачи урока:
1.Продолжить знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, пробудить у них интерес к судьбе Тютчева. 2.Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, раскрыть духовный мир поэта.
3.Обобщить знания о мотивах творчества Тютчева 4.Раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева.
Планируемые результаты образования:
- Личностные:
- формирование российской гражданской идентичности, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной гордости за свой край, прошлое и настоящее своей страны;
- воспитание интереса к поэзии, трепетного и бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные: самостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебника; определять основную и второстепенную информацию;
Регулятивные: - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их решения.
-планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;
Предметные:
- знание содержания текстов стихотворений Ф.И.Тютчева, формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русскогоязыка, формирование умения учитывать контекст творчества поэта в процессе анализа художественного произведения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Материально-техническое обеспечение:1) учебники «Литература, 10 класс», автор Ю.В.Лебедев, «Просвещение», 2014; портрет Тютчева, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, приложения.
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | Приветствие учителем учеников. Проверка готовности обучающихся к уроку. Настрой на общение. | Готовность к уроку. |
2. | Стадия вызова Формулировка темы урока. Целеполагание. Актуализация знаний | Учитель читает стихотворение «Весенняя гроза».
-Хотите ли вы узнать больше?
| Обучающиеся слушают стихотворение, называют его автора. Определяют тему урока, записывают ее в рабочие тетради. Ученики пробуют определить цели своей работы на уроке. Обучающиеся делятся своими знаниями о жизни поэта. Обучающиеся слушают индивидуальные сообщения одноклассников об основных этапах жизни Тютчева. |
Постановка проблемного вопроса Стадия осмысления. | наиболее интересным?
Аксакова) (приложение № 1) ????? Какая мысль является ключевой в этом высказывании? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ???? В чем же необычность духовной натуры Ф. И. Тютчева?
-Послушайте стихотворение «Silentium!» (приложение № 2) Как оно иллюстрирует противоречия в душе поэта? ???? - И еще один проблемный вопрос: как черты личности и особенности мировоззрения поэта отразились в его лирике? Для того чтобы ответить на него, обратимся к поэзии, к стихотворениям Ф.И.Тютчева. | Отвечают на данные вопросы. Слушают отрывок из «Биографии Ф.И.Тютчева» И.С Аксакова, определяют главную мысль - о двойственности , отличавшей натуру поэта, являвшейся источником трагизма его существования и преодолевавшейся только в поэзии. Обучающиеся фиксируют в рабочие тетради основные тезисы. Ученики слушают стихотворение (читает заранее подготовленный ученик). Ученики записывают данный вопрос в тетрадях. |
Работа в группах. Самостоятельная работа в группах. Исследование |
общение с читателем имело меньшее значение. Сегодня вам предложено для чтения несколько стихотворений поэта. Давайте прочитаем их. После прочтения стихотворения объясните, какая тема отражена в том или ином стихотворении. ВЫВОД: Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы, в гражданской и любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» ???? Определите, основные темы и мотивы лирики Тютчева. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА
| Дети читают предложенные стихотворения, делятся своими впечатлениями, определяют темы стихотворений. Ученики оформляют данную информацию в виде кластера. Ученики работают в группах, проводят анализ |
текстов Обобщение учителя | проанализируем его и сделаем выводы.
-Понравилось ли вам чтение?
красота природы, особое всемирное предназначение России, единение человеческих душ. Эти же поэтические строки позволяют нам увидеть и трагическое основание тютчевской философии. В каждом стихотворении звучит мотив непознаваемости, загадочности мира для человека. Особенно горестными оказываются размышления поэта о человеческих взаимоотношениях. Учитель предлагает учащимся посмотреть | стихотворения по предложенным вопросам. Стихотворения и вопросы для анализа на партах. 1 группа - «Не то, что мните вы, природа…»
(приложения № 3) Слушают аудиозапись стихотворения. Делятся своими впечатлениями. От каждой группы выступает один ученик, подводит итоги совместной работы. |
Творческое задание Этап рефлексии | небольшую презентацию о теме природы и гражданской лирике поэта. - Я предлагаю вам выполнить творческое задание- составление акростиха из букв имени поэта и слова «природа», отразив в ней философию, поэтику его стихов) - Давайте прочитаем ваши акростихи.
| Смотрят и обсуждают презентацию. Ученики составляют акростих (например, Торжественность Юность и зрелость Творчество Чувственность, человек Естественность, единство, единение Величественность, восхищение Переменчивость, подвижность Романтический образ Искренность, изумление Родина Олицетворение, обожествление Динамичность, диалектика, душа Ассоциации с душой человека |
Домашнее задание (разно- уровневые) | творчестве Тютчева, прочитать его стихотворения? - Удалось ли нам доказать правоту слов А.Фета о поэзии «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной мысли цвет!»? - Достигли ли вы поставленных в начале урока целей? -Дома я предлагаю вам задания на выбор:
мните вы, природа…», провести его письменный анализ;
«Литературоведческий практикум» в разделе учебника «Ф.И.Тютчев». И еще одно задание будет общим: прочитать и подготовить пересказ статьи учебника «Любовь в лирике Тютчева». Индивидуальные задания:
- Спасибо большое за работу на уроке. Я надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Я довольна вашей работой на уроке. До свидания! | Ученики отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями и новыми знаниями. Ученики соотносят поставленные в начале урока цели и результаты своих действий. Ученики записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути достижения планируемых результатов обучения на уроках физкультуры в 1 классе по ФГОС»
доклад по наработанной теме...
Триединая цель современного урока и планируемый результат обучения
Статья о составных современного урока в соответствии ФГОС....
Выступление на тему: "Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения"
"Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения».Как подготовить победителей и призеров к олимпиадам?...
Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения
В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...
«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....
Итоговая работа достижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы: «Неравенства с одной переменной и их системы»
Итоговая работадостижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы:«Неравенства с одной переменной и их системы»...
Система оценки достижения планируемых результатов обучения математике при освоении ООП ООО: Портфолио обучающихся
Выступление на РМО учителей математике...