Конспект урока по литературе "Шаг в бездну"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок внеклассного чтения в 10-11 классах
На примере произведений А. Куприн «Гранатовый браслет», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н. Островского «Гроза» показать учащимся, что человеческая жизнь – это истинная ценность, ею нужно дорожить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_bezdnu._otkrytyy_urok.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф. Фомченкова»
Урок внеклассного чтения в 10-11 классах
Предмет: литература
Учитель: Серкова Наталья Александровна
Тема: «Шаг в бездну»
Цель деятельности учителя: на примере произведений А. Куприн «Гранатовый браслет», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н. Островского «Гроза» показать учащимся, что человеческая жизнь – это истинная ценность, ею нужно дорожить.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип урока: урок с включением морально-этической проблемы.
Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация, распечатка с текстом задания, листы формата А 4.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; проблемный диалог, активизирующий впечатление от прочитанного и услышанного текста, кейс-технология.
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Оргмомент.
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас такими красивыми, здоровыми, жизнерадостными. Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать в парах. Откройте тетради, запишите число. (Слайд 1)
Работа по теме урока.
1. Я предлагаю вам послушать притчу Андрея Журавлёва.
Встретились как-то Жизнь и Смерть.
Смерть недовольно сказала:
— Опять ты впереди! Мой урожай всегда меньше твоего посева.
Жизнь удивлённо спросила:
— А как же те добровольцы, которые сами решают покинуть меня?
— Если бы ты знала, как я ненавижу внеурочную работу! Пусть на хорошее место не рассчитывают… (слайд 2, 3)
- Скажите, пожалуйста, о каких добровольцах здесь идёт речь? (О самоубийцах»)
- Что такое самоубийство? (Ответы детей?)
В жизни не всегда всё складывается так, как нам хочется. Мы совершаем ошибки, сбиваемся с истинного пути, и самое главное в таких обстоятельствах найти в себе силы вернуться на правильную дорогу, не отдалиться от неё дальше, не упасть в бездну.
Давайте посмотрим, что означает слово бездна (слайд 4):
Толковый словарь Даля
БЕЗДНА
Неизмеримая глубина; бездонная пропасть; крутой, глубокий обрыв, яма, круть. Никто не измерил бездны океана. В горах Уральских есть пропасти и бездны, в которые луч солнца не проникает.
Ад, преисподняя, кромешная. Грехи любезны доводят до бездны. Бездонный, у чего нет дна; весьма глубокий; ничем не наполнимый.
Толковый словарь Ушакова
БЕ́ЗДНА
1. Пропасть неизмеримой глубины. «Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.» Лермонтов.
Википедия.
Бе́здна — в религиозно-мифологическом миропонимании мрачный потусторонний мир. В славянском переводе Библии бездной обозначен хаос, который был прежде творения мира. В книге Иова бездна сравнивается с водной стихией, поскольку указывается, что её поверхность может замерзать. В псалмах Давида бездна описывается как пространство вокруг земли, которое характеризуется отсутствием света. Далее в книге Откровения упомянут «кладязь бездны», из которого выходит дым и саранча, ведомая «ангелом бездны» Аваддоном.
- Итак, исходя из данных определений дайте своё определение слову «бездна» и запишите его». (3-5 минут)
Ответы детей.
Мы можем сказать, что самоубийство - это шаг в бездну. Запишите, пожалуйста тему урока «Шаг в бездну» (слайд 5).
Что можно и нужно сделать, чтобы не шагнуть в никуда?
- Посмотрите, что пишется в Библии о самоубийстве (слайд 6).
Самоубийство есть самый страшный из всех грехов совершённых против шестой заповеди, так так в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается ещё тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.
Все мировые религии одним из страшнейших грехов, которые способен совершить человек, считают суицид. Это преступление против человеческой души, Бога, природы.
- Что же толкает людей на этот страшный грех? Давайте попробуем в этом разобраться?
Из полицейской хроники… (На слайдах 7, 8, 9 представлены портреты и краткое описание гибели героев).
Итак, они покончили жизнь самоубийством, шагнули в бездну, исчезли навсегда. Почему? Что их толкнуло на этот страшный шаг? Я предлагаю Вам побыть детективами и разобраться в причинах ухода из жизни данных людей? Кто подтолкнул их к «бездне? или что? Перед вами уголовные дела. Проведите своё частное расследование. (Задание 1. Прочитайте текст, установите причины, побудившие героя к суициду, заполните 1 колонку таблицы)
Приложение 1, 2
- Расследование завершено. Ваши отчёты по расследованию данных уголовных дел готовы. Пожалуйста, озвучьте причины, толкнувшие данных людей на самоубийство.
Обучающиеся зачитывают свои ответы.
- А теперь зачитайте, пожалуйста, как герои провели последние минуты жизни (слайд 10).
Приложение № 3
- Какое чувство они испытывали перед смертью? (Ответы детей)
-Что можно было сделать, чтобы герои не «сделали шаг в пропасть»? Заполните, пожалуйста вторую часть таблицы. Приложение 2. (Дети заполняют таблицу и зачитывают ответы).
3. Связь с современностью (Слайд 11, 12)
Во все времена, во всех странах без исключения люди совершают самый страшный грех – самоубийство. XXI век не является исключением из правил.
По данным нового исследования, проведенного Центром по контролю заболеваний (CDC), самоубийство является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте от 15 до 34 лет. В докладе выявлено увеличение количества самоубийств почти в каждом стране с 1999 по 2018 год.
Каждый год заканчивают жизнь самоубийством около миллиона человек во всем мире. Но так как статистика ведется по явно выраженным случаям суицида, реальное число при подсчете оказывается в 2-3 раза больше. Сделать официальный подсчет людей, которые покончили с собой невозможно, так как судмедэксперты не признают отравления лекарственными препаратами, аварии и многое другое суицидом.
- Я предлагаю вашему вниманию видеоролик (слайд 13).
(После просмотра видеоролика детям раздаются памятки с телефоном доверия)
Рефлексия (слайд 14).
- Теперь я предлагаю Вам взяться за руки и громко сказать: «Я выбираю жизнь, потому что…» Поочереди назвать, что в жизни для вас представляет наибольшую ценность.
Д.з. (одно из задания на выбор) (слайд 15)
1. Заполнить таблицу «Жизнь как зебра»
Чёрная полоса | Белая полоса |
2. Записать 10 причин, почему мы не должны сделать «шаг в бездну», даже если кажется, что весь мир против тебя и что иного выхода нет.
Приложение 1
Задание 1. Прочитайте текст, установите причины, побудившие героя к суициду, заполните 1 колонку таблицы
А. Куприн «Гранатовый браслет»
Г-н Желтков
Имя главного героя неизвестно (возможно, его зовут Георгий). Это можно объяснить незначительностью человека в глазах общества.
Желтков был высок ростом, худощавого телосложения. Лицо его больше похоже на девичье: мягкие черты, голубые глаза и упрямый подбородок с ямочкой. На вид ему было 30-35 лет. Во всех его движениях проглядывало нервическое: пальцы беспрестанно теребили пуговицы, а сам он был бледен, что указывает на его сильное душевное волнение.
Небогатое убранство комнаты подчеркивает его общественное положение. Ведь причиной того, что он не мог открыто общаться с Верой, было социальное неравенство. Вся обстановка говорит о том, что квартиру занимает человек совсем небогатый. Комната - это отражение существования главного героя. У него в жизни было мало радостей, она полна трудностей и единственным светлым лучом для несчастного была Вера.
Мужчина служил чиновником в какой-то палате. О том, что у него было денег, сообщается читателю из письма, в котором Желтков пишет, что не смог бы подарить Вере подарка, достойного ее, из-за ограниченности в средствах.
Для хозяйки комнаты, которую он снимал, Желтков стал как родной сын - таким учтивым и добросердечным было его обхождение. Муж Веры разглядел в нем благородную и честную натуру, которая не способна на обман.
Готовность довольствоваться малым, способность к бескорыстной любви, выдает благородство его души. Он впервые увидел Веру 8 лет назад и сразу понял, что она - та самая, просто потому, что нет на свете женщины лучше. И все это время Желктов продолжал ее любить, не ожидая никакой взаимности. Он следил за ней, писал письма, но не с целью преследования, а просто потому что искренне любил. Желтков не желал ничего для себя - для него важнее всего было благополучие Веры. Мужчина не понимал, чем заслужил такое счастье - светлое чувство к ней.
Но Вера попросила больше ее не беспокоить. Ей очень не нравилась его назойливость. Вместо ответного чувства в женщине поднималась волна раздражения. На какое-то время он замолчал, ни чем, не напоминая о себе, пока не подошло время празднования именин у Веры. На празднике она получает дорогой подарок, отправителем которого был безнадежно влюбленный Желтков. Своим подарком он показал, что чувства не остыли. Только сейчас он все понял и осознал, что письма были глупыми и дерзкими. Он раскаивался и просил простить. Вера стала для него смыслом жизни. Он не мог дышать без нее. Она единственная радость, скрашивающая серые будни. Его письмо прочитали муж и брат Веры. На семейном совете было решено остановить его любовные порывы, вернув браслет и попросив больше не беспокоить их семью. Вера сама сказала ему об этом по телефону. Для бедняги это стало тяжелым ударом. Он не смог перенести его, решив навсегда уйти из жизни, выбрав для этого страшный способ – самоубийство.
Задание 1. Прочитайте текст, установите причины, побудившие героя к суициду, заполните 1 колонку таблицы
Н. Островский «Гроза»
Катерина Кабанова
Совсем юной ее отдали в чужую семью. Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы. В доме мужа о таких понятиях не ведали.
Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела. Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.
Катерина свободолюбива. Решительна. Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние поездки по купеческим делам. Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.
Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем. Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду. Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.
Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило, слишком сильно оказалось чувство. Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать. Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы. Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.
Задание 1. Прочитайте текст, установите причины, побудившие героя к суициду, заполните 1 колонку таблицы
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Свидригайлов
«...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»
Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.
Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.
Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.
Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.
Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний. Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:
«Так не любишь? И не можешь? Никогда?».
Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он сотворил. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может. А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.
Приложение № 2
Ф.И. героя ________________________________________________________
Причины, толкнувшие героя на самоубийство | Пути решения проблемы |
Приложение № 3
Г-н Желтков. Последние минуты жизни
Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого.
— Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме…
— Вы позволите мне отлучиться на десять минут? Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной. Уверяю вас, что все, что возможно будет вам передать, я передам.
— Идите, — сказал Шеин.
Через десять минут Желтков вернулся. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом. И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин.
— Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие — это я вам говорю, князь Василий Львович, — видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать еще последнее письмо княгине Вере Николаевне?
— Хорошо, пишите, — сказал Шеин.
— Вот и все, — произнес, надменно улыбаясь, Желтков. — Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю. Кажется, я сделал все, что мог?
Г-н Свидригайлов. Последние минуты жизни
Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. Богатый, роскошный деревенский коттедж, в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз; светлая, прохладная лестница, устланная роскошным ковром, обставленная редкими цветами в китайских банках. Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось, но он поднялся по лестнице и вошел в большую, высокую залу, и опять и тут везде, у окон, около растворенных дверей на террасу, на самой террасе, везде были цветы. Полы были усыпаны свежею накошенною душистою травой, окна были отворены, свежий, легкий, прохладный воздух проникал в комнату, птички чирикали под окнами, а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками. Но распущенные волосы ее, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал ее голову. Строгий и уже окостенелый профиль ее лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах ее была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца — утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…
Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Он приставил револьвер к своему правому виску… Свидригайлов спустил курок.
Катерина Кабанова. Последние минуты жизни
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Презентация к уроку: "Дорога, ведущая к бездне..."
- профилактика вредных привычек у учащихся 5 класса;- разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей...