"Необходимо верить в чудеса…" (по феерии А.Грина "Алые паруса").
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Полякова Татьяна Алексеевна

Конспект урока по книге А. Грина "Алые паруса". Удивительная книга, герои, мысли и вера в прекрасное!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Делать чудеса своими руками.21.9 КБ

Предварительный просмотр:

"Необходимо верить в чудеса…"

(по феерии А.Грина "Алые паруса").

Цели:

  • способствовать формированию интереса к чтению , пробуждению “дара воображения”, рождению вопросов о роли мечты в жизни человека и писателя; обучать анализу текста, интерпретации текста;
  • развивать творческие способности обучающихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;
  • воспитывать духовно- нравственные качества:  любовь к ближнему, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

Задачи:

  • актуализация полученных знаний;
  • развитие творческого воображения;
  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека; открытие в учащихся желания разобраться в жизни, полной риска, отваги, любви и доброты.

Методы и формы: объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, творческий;  работа в группах.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • мультимедийный проектор;
  • экран для показа презентации;
  • колонки для воспроизведения мр3 файлов;
  • творческие работы учащихся (плакаты, рисунки).

Эпиграфы (на доске).  

   Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты…  И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.        В. Кетлинская                                  

…Благодаря ей,  я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.                                              А. Грин                                                                                                                          

  Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.          Платон

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

   «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве». Эти слова принадлежат писателю Даниилу Гранину...

      Сказки нужны всем: детям и взрослым. Они не дают нам успокоиться, притерпеться, смириться с убогим, бесцельным подчас существованием. Книги А. Грина заставляют проникнуться обаянием жизни, поверить в нее, найти «зерно» существования. Желание разумного и прекрасного, надежду и любовь к людям – это нам дарят его книги.

       Сегодня мы с вами отправимся в путешествие под парусами мечты.

      В путешествие мы возьмем с собой удивительную книгу Александра Грина «Алые паруса». Эта история о мечте, которая осуществилась.

III. Знакомство с биографией А. Грина.

1. Слово учителя. Вся жизнь Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) была подчинена мечте, он остался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней.

2. Сообщение биографии автора (презентация).

    Александр Степанович Грин (псевдоним, настоящее имя Александр Стефанович Гриневский, 23.8.1880 - 8.7.1932) - русский писатель, автор знаменитой повести "Алые паруса", классик отечественной литературы.

  Родился в г. Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Гриневского. В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, мыл золото на Урале, служил в армии, где вступил в партию социалистов-революционеров.

   В Севастополе вел социалистическую агитацию, за что был арестован и осужден. Наказание отбывал в тюрьме и трех ссылках.

   Публикуется с 1906 года. Первый рассказ - "Заслуга рядового Пантелеева" - носил агитационный характер, за что тираж брошюры был конфискован жандармами. Вскоре Грин отходит от непосредственной политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор. В 1912 году приезжает в Петербург. В это время Грин пишет в основном рассказы. После революции, которую Грин пережил очень болезненно, что видно по его произведениям 1918-1919 годов, главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923),  "Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога в никуда" (1930). Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923).

     В 1924 Грин переезжает в Феодосию. Постепенно его творчество входит в явный конфликт с идеологическими установками партии и Грина почти перестают издавать.

   В 1930 году писатель перебирается в Старый Крым, где два года спустя умирает от рака легких.

IV. Работа по теме урока. Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

  Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

1. Отрывок из стихотворения Михаила Гринина «Александру Грину»

Волшебник милый, сказочник туманный,
Свою страну создавший в мире зла.
Ты был угрюм, порой казался странным,
Судьба твоя горька и тяжела.

Ты мог красивым и не показаться,
Но были полны жгучей красоты
Глаза, умевшие так ярко загораться
Прекрасною голубизной мечты.


Ты столько славных сказок и историй
Мне подарил, войдя в судьбу мою,
Поэт мечты, романтики и моря,
Задумчивый волшебник из Гель-Гью.

М. Гринин, отрывок из стихотворения которого вы сейчас услышали, назвал Александра Грина «поэтом мечты».

2.  Ребята, а что такое – мечта? Дайте толкование этому слову. (Работа с «Толковым словарем» С.И. Ожегова).

Словарная работа

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;

          2 – предмет желаний, стремлений

- Какое прилагательное вы употребили бы со словом «мечта»? (Голубая, розовая, хрустальная).

- Можно употребить в словосочетании со словом «мечта» прилагательные «серая», «черная», «тяжелая»? Почему? (Мечта – это что-то светлое, доброе).

- А хорошо ли быть мечтателем? Что дает мечта человеку? Может быть, это бесполезное занятие?  Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты? (Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые самолеты).

- Возможно ли было это без мечты? (Нет)

- Значит, мечта материализуется в конкретные дела, она создает жизнь. Не зря говорят, что человек без мечты, что птица без крыльев. Если человек о чем- то мечтает, то говорят, что он окрылен. У человека, не умеющего мечтать, душа бескрыла.

- Это ваше восприятие слова «мечта». Сегодня  мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово Александр Грин в феерии «Алые паруса».

Словарная работа

- Что такое феерия?

1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2. Волшебное, сказочное зрелище.

- В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия? (Действительно, это что-то сказочное, волшебное).

   В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

- Что же напоминает нам о сказке в повести?  (Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.  Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

2. Анализ произведения.

а) Анализ композиции.

Определите элементы композиции повести: завязка действия, развитие действия,  кульминация, развязка действия.

б)  Давайте вспомним главных героев.

в)  Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».

V. Подведение итогов урока.

- Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

   (По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.)

- В чем смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).

   Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

- Как эпиграфы к уроку связаны с образом алых парусов? Что хотел сказать автор своим произведением? Сформулируйте идею.

   (А. Грин напоминает читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, а это сделает счастливыми нас самих.)

VI. Домашнее задание.

1. Сочинение. Поделитесь своими мыслями о прочитанном. Продолжите фразу: «Из этой книги я узнал(-а) одну истину...» (чудеса можно делать своими руками, нужно верить в любовь и мечту, мечта поможет победить обыденность жизни)

2. Составьте синквейн.  Темы: Ассоль, Грэй, «Алые паруса», Александр Грин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здесь вера творит чудеса..." (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова "Соборяне").

Урок по теме «Здесь вера творит чудеса…» (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова «Соборяне») дается по программе "Русская литература XI - XX вв." Н.Н.Костанян и ориентирован на ...

Сценарий последнего звонка: "Ребята,давайте верить в чудеса..."

Сценарий последнего звонка: "Ребята,давайте верить в чудеса..."...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

урок "Ребята, надо верить в чудеса..."

Интересный замысел одноименного произведения А.Грина, традиционный корабль-мечта в Санкт-Петербурге и другое дали отличную идею подачи известного произведения....

Необходимо верить, что счастье есть, или Как получать удовольствие от работы

рекомендации психологов, как превратить в удовольствие даже самую неприятную работу...

Социальный проект "Время верить в чудеса"

Цель проекта: создание единой социально-развивающей среды посёлка, где школа является  социокультурным центром.Задачи:·        создание благоприятного ми...

Сценарий Новогоднего праздника для 5-6 классов "Кто верит в чудеса"

Новогоднее праздничное путешествие для учащихся среднего звена (5-6 классы) с элементами театрализации....