Вопросы к герою нашего времени (беседа)
картотека по литературе (9 класс)
Помощь учителю на уроках литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_k_geroyu_nashego_vremeni.docx | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема беседы: Вопросы к герою нашего времени
(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.7) Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета
.Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?5) Какова авторская оценка их поведения?6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества
«Журнал Печорина».Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»1)Зачем Печорин добивался любви Мери?2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?4) Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?5) Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?10) Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?3) Ищет ли Вулич смерти?4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?9) Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Беседа с учащимися на тему: "Герой нашего времени"
Беседа с учащимися на тему: "Герой нашего времени" содержит конспект мероприятия и мультимедийную презентацию....
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Проблемные вопросы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
В материале дается список проблемных вопросов по художественному произведению для подготовки к ОГЭ по литературе....
беседа "Герой нашего времени"(205 лет М.Ю.Лермонтову)
краткая биография М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...