Урок по рассказу "Хамелеон" А.П. Чехова в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Антона Павловича Чехова "Хамелеон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 67 КБ |
ambulatornaya_karta.doc | 27.5 КБ |
pravda_ili_lozh.doc | 29.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Задачи урока:
Образовательные: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке;
Развивающие: познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, фильм.
ХОД УРОКА
Слайд 1: Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности (не читаю).
- Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна, я учитель русского языка и литературы из Заиграевского района. На ближайшие 30 минут я стану и вашим учителем литературы. Просьба пока не обращать внимания на карточки, лежащие на ваших партах, к ним мы обязательно обратимся, но чуть позже. А пока их предназначение пусть остаётся загадкой.
- Ребята, а вы любите играть? А как часто вы играете на уроках? Предлагаю вам сейчас поиграть, а заодно и потренировать вашу память. Игра называется «Видимо-невидимо» (слайд 2). На экране появятся разные слова, все они каким-то образом связаны с нашим сегодняшним уроком. Ваша задача – за 30 секунд запомнить как можно больше слов и попробовать самим догадаться, опираясь на эти слова, какова же тема нашего урока, и какую же цель мы поставим сегодня перед собой. Готовы? Время пошло (слайд 3).
- Время вышло (слайд 4).
- Какие слова вы успели запомнить? (перечисляют)
- Так что же и кого же мы будем с вами сегодня изучать?
- Правильно, творчество замечательного писателя Антона Павловича Чехова (слайд 5). А конкретно: его рассказ «Хамелеон» (слайд 6). Это и будет нашей темой.
- Исходя из темы нашего урока, какие перед нами будут стоять цели? Вспоминаем слова, которые вы запоминали (определить художественные особенности рассказа, раскрыть смысл названия) - слайд 7.
- А подскажите, пожалуйста, вы уже знакомы с Антоном Павловичем? А хорошо ли вы знаете его биографию? А рассказ «Хамелеон»?
- Предлагаю снова поиграть (слайд 8), слышали про игру «Правда или ложь»? (либо сами рассказывают правила, либо я). Играть вы будете в парах, для этого вам понадобятся карточки на ваших столах. По очереди задавайте друг другу вопросы, написанные в них, а отвечать вы должны «правда» или «ложь». У вас будет минута, а потом мы проверим все вместе ваши ответы.
- Время вышло!
- Ну, что, поиграем? (слайд 9 – 3 вопроса, слайд 10 – 3 вопроса)
Последний вопрос о профессии писателя: правда или ложь, что Чехов по профессии – врач?
- Что обычно лечит врач? Удивительно, но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. А как? (Своими произведениями)
- И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все - главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души - А.П. Чехова.
- Перед вами лежит «Амбулаторная карточка» – слайд 11. И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
1. Определить симптомы.
2. Поставить диагноз.
3. Выписать рецепт.
Слайд 12
А для начала определим тех, кого мы будем лечить - наших «пациентов» Я предлагаю их отгадать:
1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин);
4. Фамилия генерала (Жигалов).
- Если вы не против, то давайте остановимся на больном Очумелове, он у нас в центре рассказа.
- Где происходит действие? Где у нашего пациента проявились симптомы болезни? (слайд 13)
- Кто идет по площади?
- Что нарушает тишину? Найдите и зачитайте этот отрывок.
Прослушивается отрывок, читаемый учеником:
«- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа».
- Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
- Посмотрите на график (слайд 14). Как это у нас, у врачей, называется? (Кардиограмма).
- Вот здесь отражается состояние героев. Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении).
- Запишем в симптомы.
- А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
Посмотрим фрагмент фильма – слайд 15.
- Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым? Какие симптомы проявляются?
(Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними-ка, Елдырин, с
меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»)
- Как меняется его взгляд на справедливость?
(Взгляд на справедливость меняется в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»!)
- Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
(При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит его дальнейшая карьера)
- В симптомы допишем: бросает то в жар, то в холод - озноб; смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого).
- Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Как мы называем таких людей? Двуличными. Двуличие - оба лица лживы. Это тоже запишем в симптомы – слайд 16.
- В «Амбулаторной карте» вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
- По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения. Автор дает нам подсказку.
- Почему такое странное название – «Хамелеон»? Кто такой хамелеон? (слайд 17)
- Запишем диагноз – хамелеонство.
- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположные)
- А сколько раз меняет Очумелов свое мнение? (шесть)
- С чем это связано?
- Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз (мини-вывод):
- кто болен?
- какие симптомы?
- каков диагноз?
- А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?? (слайд 18)
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная». Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней, потому что было очень заразным)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- А как избавиться от этого страшного недуга – хамелеонства? Даёт ли Чехов рецепт прямо? (нет)
- Попробуем это сделать сами. Мы же с вами сегодня врачи!
- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я», он подстраивается под обстоятельства)
- Хамелеонство – это болезнь тела или души?
(Болезнь души, нравственная болезнь)
- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, саморазвитием, осуждением пороков)
- Вот вы сами прописали лечение и героям Чехова, и, на всякий случай, себе.
!!!Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…».
- Только настоящий человек и внимательный читатель обращает внимание на особенности рассказа. Думаю, и мы сможем разобраться с этими особенностями чеховского произведения.
Слайд 19
- Вспомним, что же такое стиль писателя?
(стиль писателя - особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих именно данному писателю)
- Я для вас подготовила несколько, как мне кажется, чеховских особенностей, а вы докажете, что они верны или опровергнете, если эта художественная черта Чехову не подходит. Договорились?
Слайд 20: яркое, короткое, точное название.
Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.
Слайд 21: «говорящие фамилии».
- Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает представляет собой сжатую характеристику персонажа - его сущность.
Очумелов:
- Фамилия образована от глагола «очуметь» - потерять соображение.
- Корень слова «чума» – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)
- Есть ли в рассказе ещё говорящие фамилии?
(Хрюкин – свинья, хрюкать)
Слайд 22: диалоги.
- В рассказе практически нет описания и повествования, но много диалогов? Почему? (его рассказы короткие, места для длинных описаний, рассуждений, повествований – нет, а через диалоги можно и рассказать о происходящем, а читатели понимают характеристику героя через его речь – речевая характеристика).
Слайд 23: художественная деталь.
- Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев?
- Очень часто Чехов заменяет подробное описание «художественной деталью».
Шинель означает символ власти. В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто». Определите лексическое значение этих слов.
Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
Слайд 24: сатира.
- Какие человеческие качества высмеивает А.П. Чехов? Как он это делает по-доброму или всё-таки с усмешкой? В этом отличие юмора (доброго смеха) от сатиры (усмешки).
- Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
- М. Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?
Слайд 25: притча.
Однажды спросили птицу:
«Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?».
«Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!».
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
Рефлексия
- Дорогие друзья, а вы действительно стали мне уже друзьями, подошёл к концу наш разговор. Мы с вами славно потрудились, а достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? (да, уточнить)
Слайд 26
- Был ли для вас этот разговор интересен?
- Какой фрагмент урока запомнился больше всего?
- Что полезного вынесли с сегодняшней встречи?
Домашнее задание: да/нет.
Если да, то:
- Подготовить вопросы для интервью с А.П. Чеховым.
- Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?
Предварительный просмотр:
АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА
Фамилия пациента:__________________________________________________________
Профессия:________________________________________________________
Симптомы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецепт врача:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Правда или ложь?
Правда или ложь?
- Один из псевдонимов А.П. Чехова «Человек без селезенки».
2. В рассказе «Хамелеон» за палец укусили Очумелова.
3. Во время своего путешествия на Сахалин А.П. Чехов произвел перепись населения острова.
- Фамилия генерала из рассказа «Хамелеон» - Хрюкин.
- Очумелов – полицейский надзиратель.
3. Чехов по профессии – врач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поиграем? ВИДИМО-НЕВИДИМО
Художественные Особенности НАЗВАНИЕ Хамелеон писатель Антон Павлович СТИЛЬ РАССКАЗ Раскрыть ОПРЕДЕЛИТЬ СМЫСЛ Выявить
ВРЕМЯ ВЫШЛО!
Антон Павлович Чехов
Тема урока: рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Цели урока: раскрыть смысл названия; определить его художественные особенности; выявить стиль писателя.
Правда или ложь?
Правда или ложь? Один из псевдонимов А.П. Чехова «Человек без селезенки». В рассказе «Хамелеон» за палец укусили Очумелова. Во время своего путешествия на Сахалин А.П. Чехов произвел перепись населения острова.
Правда или ложь? Фамилия генерала из рассказа «Хамелеон» - Хрюкин. Очумелов – полицейский надзиратель. Чехов по профессии – врач.
Амбулаторная карта
Алгоритм лечения 1. Определить симптомы. 2. Поставить диагноз. 3. Выписать рецепт.
Двуличие
Хамелеон
Кто ещё болен хамелеонством?
Чеховский стиль ?
Чеховский стиль Яркое, короткое, простое заглавие.
Чеховский стиль Короткое, простое заглавие. «Говорящие фамилии».
Чеховский стиль Короткое, простое заглавие. «Говорящие фамилии». Диалоги.
Чеховский стиль Короткое, простое заглавие. «Говорящие фамилии». Диалоги. Художественная деталь.
Чеховский стиль Короткое, простое заглавие. «Говорящие фамилии». Диалоги. Речевая характеристика. Сатира.
Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?». «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!».
Был ли для вас этот разговор интересен? Какой фрагмент урока запомнился больше всего? - Что полезного вынесли с сегодняшней встречи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в Лавке Чехова
исследовательская работа учащихся...
ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)
Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"
Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...
Урок литературы в музее Чехова
Отчёт об интерактивном уроке литературы по рассказу "Мальчики" в музее А. П. Чехова...
Открытый урок. «Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористическая пьеса (для изучения в 8-м классе)». Евдокимов О.В.
Мягкий юмор, беззлобная ирония, грустная улыбка, а иной раз самокритичная горькая усмешка - все это разновидности психологических переживаний чеховских героев, которые не мо...
Урок-викторина по творчеству А.П.Чехова, 9 класс (у/о)
Заключительный урок по изучению творчества А.П.Чехова в 9 классе (у/о)...