Презентация "Классицизм как литературное направление"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Презентацию можно использовать как дополнительный материал на уроке литературы в 9 классе при изучении темы "Классицизм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassitsizm_kak_literaturnoe_napravlenie.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классицизм как литературное направление

Слайд 2

Жан — Марк Натье. Портрет Петра Первого. 1717 г.

Слайд 3

«Коронационный портрет Екатерины II» — Рокотов Ф. С. 1763 год

Слайд 4

Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века.

Слайд 5

Императорский Московский университет Императорская Академия художеств

Слайд 6

Академия наук в Петербурге

Слайд 7

Давид Жак-Луи «Клятва Горациев», 1784 год Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Слайд 8

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») – художественное направление в искусстве и литературе Х V ΙΙ – начала Х Ι Х века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, «образцу». Отсюда культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства. «Энциклопедический словарь юного литературоведа». М., 1998.

Слайд 9

Классицизм возник в Италии, достиг своего расцвета во Франции 17в. в эпоху Людовика XIV , в России стал развиваться с 1730-х гг. Теоретиком классицизма является Никола Буало (1636-1711), сформировавший основные принципы стиля в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674), который Пушкин назвал «кораном» французского классицизма. Основным принципом эстетического учения Буало является преклонение перед разумом: Любите ж разум вы; пусть он в стихах живет Один и цену им и красоту дает.

Слайд 10

Эстетика классицизма Основной лозунг классицизма XVII - XVIII веков — подражание природе , где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум). Основное свойство-обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

Слайд 11

Черты классицизма в литературе Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации; Обращение к образам античной культуры, которые считаются образцом для подражания; Принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено ( из принципа «подражания природе»); Культ разума; Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; Четкое разделение героев на положительных и отрицательных; Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; «Неизменность героя» (отсутствие внутреннего развития»)

Слайд 12

Классицизм Строгое деление жанров Высокие Низкие Трагедия Эпопея Ода Комедия Сатира Басня

Слайд 13

Высокие жанры К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях – трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров – это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. Они говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, высмеивать их недопустимо.

Слайд 14

Низкие жанры Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Было допустимо введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Слайд 15

Герои произведений классицизма Герои четко делятся на положительных и отрицательных . Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Правдин, Стародум у Фонвизина). Герои – чаще всего своего рода «шаблоны». Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые «типические образы».

Слайд 16

Система амплуа

Слайд 17

Для классицистических пьес характерна «система амплуа» Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» : героиня — герой-любовник — второй любовник В конце классицистической комедии порок всегда наказан , а добродетель торжествует .

Слайд 18

Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация , в четвертом развязка . Особенности экспозиции : пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Слайд 19

Особенности классицистической пьесы Система амплуа. Принцип трех единств: единство времени; единство места; единство действия.

Слайд 20

Правило «трех единств» Подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств »: времени, места , действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.

Слайд 21

Русский классицизм Историческая предпосылка возникновения классицизма в России – создание государства западноевропейского типа с четкой социальной иерархией и сильной властью монарха.

Слайд 22

Особенности русского классицизма Связь с современной действительностью; Сатирическая направленность; Преобладание национально-исторической тематики; Более тесная связь литературы и фольклора; Высокий уровень развития жанра оды.

Слайд 23

Русский классицизм Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Слайд 24

Русский классицизм Классицизм возникает в русской литературе в 1730-е гг., достигает своего расцвета в середине 18 века в творчестве Ломоносова и Сумарокова, позднее обогащается просветительскими идеями и сатирой в произведениях Фонвизина, Радищева, Крылова. В творчестве Державина классицизм меняется и начинает постепенно разрушаться. В 179-е гг. классицизм постепенно уступает место сентиментализму и раннему романтизму. Уже в 1810-1820-х гг. в круге Пушкина и близких ему поэтов классицизм ощущается как древнее, изжившее себя направление. Последние произведения в духе классицизма написаны в 1830-х – 1840-х гг.

Слайд 25

Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»). М. В. Ломоносов (1711-1765) Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 —1791) Александр Петрович Сумаро́ков (1717—1777) Гаврила Державин (1743 - 1816)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Классицизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс...

Презентация Реализм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой  подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как реализм.В презентации использована а...

Презентация Романтизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романт...

Презентация Сентиментализм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как сентиментализм, особенности русского с...

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Древнерусская литература. Литературные направления. 9-й кл

Контрольное  тестирование  9 кл. массовой школы...