Урок литературы "Бренная пена морская" (по лирике М. Цветаевой
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Цель урока: познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и с особенностью поэтической манеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetaeva_urok.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. 1892 - 1941
ЦЕЛЬ УРОКА : познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и с особенностью поэтической манеры. Ход урока
Рождение Сборник Ее песни Любовь Возвращение Эмиграция Дети Кумир Рождение Сборник Ее песни Любовь Возвращение Эмиграция Дети Кумир
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя Марина, Я- бренная пена морская. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
РОДИТЕЛИ ПОЭТЕССЫ Профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств. «Талантливая пианистка, она открыла глаза детям на вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.» Ариадна Эфрон
Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) «Надпись в альбом» Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из Ее первого сборника «Вечерний альбом» (1910г.) Понравились Максимилиану Волошину, который стал другом на всю жизнь.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА И СЕРГЕЙ ЭФРОН. Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя «Марина». Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге…
«МНЕ КАЖЕТСЯ…» Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной- Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе.. Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня – не зная сами!- Так Любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не – гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы – не вами! Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
КУМИР ЦВЕТАЕВОЙ Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… «Стихи к Блоку» Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века, но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, свое преклонение она пронесла через всю свою жизнь…
1913 – 1915 ГОДЫ. «Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что – то колдовское…» Подарю тебе, дружочек, гребешок. Чтобы помнили подружек мил –Чтобы помнил не часок, не годок – дружки – Есть на свете золотые гребешки. Чтоб дружочку не пилось без меня- Гребень, гребень мой, расческа моя! Нет на свете той расчески чудней: Струны – зубья у расчески моей. Чуть притронешься – пойдёт трескотня Про меня одну, да всё про меня. Чтоб дружочку не спалось без меня- Гребень, гребень мой, расчёска моя.
ТОСКА ПО РОДИНЕ… Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Ты, в погудке дождей и бед – То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции…
ВОЗВРАЩЕНИЕ… В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю… Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались…
Учащиеся разделены на три группы: задание к уроку получены заранее. 1 группа учащихся – ведущие готовят к уроку сообщения о жизни М.Цветаевой.) 2 группа учащихся – Чтецы (учат к уроку наизусть стихи М. Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений.) 3 группа учащихся – «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке).
Ход урока: Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Чтец1:Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Ведущий 1 Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.
Чтец 2 Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. «Красною кистью» Вед2: ( Рассказывает о родителях поэтессы.) Вед 3:(Из воспоминаний М. Цветаевой) «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным… словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Чтец 3 Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полёте Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская!
Вед 4: После смерти матери интерес к музыке У Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «Быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Вед 1: Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Цветаевой из сборника «вечерний альбом»(1910г.) понравились взыскательным Валерию Брюсову и Максимилиану Волошину .
Чтец 4: Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (Ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) Пусть я лишь стебель, в светлый миг Тобой, желающим, не смятый; (Ты для меня цветник богатый, Благоухающий цветник!) Пусть так. но вот полуистоме Ты над страничкою поник… Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик… -Пусть я лишь стих в твоем альбоме! «Надпись в альбом»
Вед. 5: Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда. Привычные к степям глаза, Привычные к слёзам глаза. Зеленые – солёные – Крестьянские глаза. « Глаза» Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?» Милый читатель! Смеясь, как ребёнок, Весело встреть мой «Волшебный фонарь». Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчетен, как встарь.
Вед 6:Как поэт и личность марина Цветаева развивалась стремительно. За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный фонарь»(1912г.) и «Из двух книг» (1913г.), созданные при содействии Сергея Эфрона. Чтец 5: Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз. Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны!- Под крыльями раскинутых бровей- Две бездны. В его лице я рыцарству верна, -всем вам, кто жил и умирал без страху!- Такие в роковые имена – Слагают стансы и идут на плаху.
Вед 2: В стихах Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично. Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам,- Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром,- И какой героический пыл На случайную тень и на шорох… И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох. О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале… Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы – если б знали, - Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы,- Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой. «Вы, идущие мимо меня…»
Вед 3: Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой. Среди них стихотворение «Бабушке». Сестра Анастасия вспоминает:»В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»
Чтец 6: вот как об этом говорит Марина Цветаева. Бабушке. Продолговатый твёрдый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! - Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица - Локоны в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей – сколько? - В ненасытную прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж, Темные звёзды погасли. -Бабушка! - Этот жестокий мятеж В сердце моём – не от вас ли?..
Вед. 4: Стихи Цветаевой мелодичны… Вед. 5: Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало её любимым. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» Чтец 7: Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям - Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам – Жандармские груди и рожи. Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего мужа России. « Поэт и царь»
Вед 6: ( Рассказывает о друзьях – поэтах начала XX в.) Чтец 1: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовет его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё – ах, нельзя! - Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. «Стихи к Блоку»
Вед.1:(Рассказывает о детях поэтессы) Исполняется или прослушивается в записи песня «Гребешок» Вед.2 : В 1922 году Цветаева вместе дочерью уезжает… Эмиграция встречает её как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «… Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи… не доходят…» ( Из воспоминаний Цветаевой.) Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. И не спасут ни стансы, ни созвездья. А это называется – возмездье За то, что каждый раз, Стан разгибая над строкой упорной, Искала я над лбом своим просторным Звёзд только, а не глаз… «И не спасут ни стансы…»+
Находясь 17 лет в эмиграции, Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине». Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… Чтец 2: В стихи, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти: Русской ржи от меня поклон…
Вед.4: Тяжёлые удары судьбы… Начало войны… Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года. (В исполнении А.Пугачёвой звучит « Уж сколько их упало в эту бездну…» Марина Ивановна Цветаева – поэт «предельной правды чувства».Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Методические рекомендации по литературе. 9-11 классы; А.А. Саакьянц. Марина Цветаева. Автобиографическая проза; Журнал «Литература в школе» №5 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."
Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...
Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...
Презентация к открытому уроку по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репртуар ранней лирики М. Цветаевой
Материалы к открытому уроку по творчеству М.И. Цветаевой (8 класс)...
УРОК ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ (2 ЧАСА)
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметит...
Урок-литературно-музыкальная композиция по лирике М.Цветаевой.
Конспект можно использовать на уроках литературы в 11 классе....
Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"
Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...
Конспект театрализованного урока по лирике М. Цветаевой.
Школьная программа по литературе для 11-ого класса в теме «Русская литература в 20-40-е годы» включает изучение поэзии А.А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама,М. Цв...