Рабочая программа по литературе, 5 класс (ФГОС-21)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе разработана для 5 класса с учетом требований обновленного ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_5klass_fgos-21.docx | 57.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: русский язык и литература
Учебный предмет: литература
5 класс
2022-2023 учебный год
г. Ханты-Мансийск, 2022 год
Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы . Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной
сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII—XIX ВЕКОВ
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен). Русские баснописцы XVIII века (обзор).
Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о поэте.«Кокушка». Высмеивание незаслуженно высокого представления о себе и своих способностях.
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о поэте.«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о поэте.
Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков (лесть, глупость, хитрость ради корысти, лицемерие). Образы животных. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как произведение о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. Крылатые выражения в баснях И. А. Крылова.
Теория литературы .Мораль в басне, аллегория (развитие понятий). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной волшебной сказки. Особенности сюжета. Различия героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы .Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учёбы).
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы .Стихотворная и прозаическая речь.
Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка, стихотворная литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы Литературная сказка (развитие представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы . Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы . Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного
человека.
Теория литературы .Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
«Чудная картина», «Весенний дождь» — радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы .Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;
А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);
И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);
А. Н. Майков. «Ласточки».
Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В деревне». Воспоминания о первых детских впечатлениях от пребывания в русской деревне. Радость познания мира.
«Лапти». Подвиг простого человека ради больного мальчика и его безутешной матери. Рассказ о горячем сердце русского человека.
«Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»;
Н. Рубцов. «Родная деревня»;
Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы . Художественная деталь (начальные представления).
Теория литературы .Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения о животных
Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, художнике, зоологе. «Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого.
Использование сравнений для характеристики героя.
Современная зарубежная и отечественная литература для детей
Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребёнка и мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров.
Ая эН (И. Б. Крестьева). Краткий рассказ о творчестве современной писательницы.
Рассказ «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с Дедом Морозом». Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе.
Теория литературы Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения. «Рассказ в рассказе» как композиционный приём.
Писатели улыбаются
Ю. Ч. Ким. Рассказ о писателе.«Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел /тема урока | Количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы | ЭОР и ЦОР | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Введение | 1 | Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; | ||
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/subject/14/5/ | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 8 | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; | ||
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | библиотека РЭШ | ||
Малые жанры русского фольклора. Урок- проект | 1 | |||
Сказка как особый жанр фольклора | 1 | библиотека РЭШ | ||
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1 | |||
Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | 1 | |||
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | |||
Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке народа. | 1 | |||
Сказка о животных. Бытовая сказка | 1 | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII—XIX ВЕКОВ | 46 | Инициирование обучающихся обучению, к обсуждению , высказыванию своего мнения , к выработке своего отношения по поводу полученной на уроке социально-значимой информации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; создание условий для развития умений устанавливать причинно-следственные связи; создание условий для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделяя главное и характерное; содействие развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях; создание на уроке ситуаций рефлексии; создание условий для развития конструктивных способностей ученика; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; содействие формированию научного мировоззрения на основе изучения материала урока; содействие овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; | ||
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | 1 | библиотека РЭШ | ||
А.П. Сумароков ""Кокушечка". И.И. Дмитриев "Муха" | 1 | |||
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | |||
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица» | 1 | |||
Р/р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1 | |||
Урок-проект. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Инсценирование. | 1 | |||
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | библиотека РЭШ | ||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | |||
Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1 | |||
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество | 1 | библиотека РЭШ | ||
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки . Характеры, их судьба. | 1 | |||
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | |||
Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | 1 | |||
Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | 1 | |||
Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | |||
А.Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | |||
р/р Сочинение. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | |||
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место» | 1 | |||
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | |||
р/р Обучение выразительному чтению. | 1 | библиотека РЭШ | ||
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | |||
Герасим и его окружение. История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | |||
Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | |||
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | |||
Р/р. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению | 1 | |||
Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». | 1 | библиотека РЭШ | ||
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | |||
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | |||
Дружба Жилина и Дины. | 1 | |||
Р/р. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | 1 | |||
Р/р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | |||
Р/р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | |||
Контрольная работа №1 | 1 | |||
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев "Весенние воды", А.А. Фет "Весенний дождь" | 1 | |||
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. | 1 | |||
"Образ лета. Ф.И.Тютчев "Как весел грохот летних бурь" | 1 | |||
Р/р Анализ поэтического текста | 1 | |||
Образ осени. Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..." , А.Н.Майков "Ласточки". | 1 | |||
Образ зимы. А.А. Фет "Чудная картина...", Тютчев "зима недаром злится..." И.С.Никитин "Зимняя ночь в деревне" | 1 | |||
Р/р. Анализ стихотворения. | 1 | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ | 30 | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. содействие развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; | ||
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «В деревне» как поэтическое воспоминание о детстве | 1 | библиотека РЭШ | ||
И.А.Бунин. Рассказ «В деревне» -воспоминания о первых детских впечатлениях от пребывания в русской деревне. Радость познания мира | 1 | |||
И.А. Бунин. Рассказ "Лапти". Подвиг простого человека ради больного мальчика и | 1 | |||
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Понятие о повести. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | |||
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Отношения в семье пана судьи, отношения в семье пана Тыбурция. Путь Васи к правде и добру | 1 | |||
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1 | |||
Р/р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | |||
Р/р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | |||
П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | |||
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1 | |||
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события. | 1 | |||
Р/р. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | 1 | |||
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | |||
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Роды и жанры литературы. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | библиотека РЭШ | ||
Герои пьесы-сказки. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом | 1 | |||
А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | |||
В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 1 | библиотека РЭШ | ||
Человек и природа в рассказе. Я заблудился ! | 1 | |||
Человек и природа в рассказе. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | |||
Человек и природа в рассказе. Встреча с Енисеем. Спасение. | 1 | |||
Р/р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» | 1 | |||
Р/р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» | 1 | |||
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | |||
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | |||
Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Анализ поэтического текста | 1 | |||
Н.М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | |||
Контрольная работа №2 ( по произведениям писателей 20 века (за 2 полугодие ) | 1 | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 17 | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; содействие освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста , овладению письменной и устной речевой культурой , воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей, формирование самостоятельности в познавательной деятельности; создание условий для развития внимательности, наблюдательности. | ||
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | библиотека РЭШ | ||
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Роман о силе человеческого духа. Характер героя. | 1 | |||
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | |||
Два мира в сказке «Снежная королева». | 1 | |||
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 | библиотека РЭШ | ||
Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | |||
Том Сойер и его друзья | 1 | |||
Джек Лондон. Слово о писателе . «Сказание о Кише»-сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | 1 | |||
Э. Сетон-Томпсон "Арно".Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. | 1 | библиотека РЭШ | ||
Э. Сетон-Томпсон "Арно".Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Использование сравнений для характеристики героя. | 1 | |||
Ульф Старк "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" Тема милосердия в рассказе. Уважительное отношение к старшим. | 1 | |||
Ульф Старк "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" Мир ребёнка и мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров. | 1 | |||
Ая эН (И.Б. Крестьянова) "Как растут елочные шары, или моя встреча с дедом Морозом". Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе. | 1 | библиотека РЭШ | ||
Ая эН (И.Б. Крестьянова) "Как растут елочные шары, или моя встреча с дедом Морозом". Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения. «Рассказ в рассказе» как композиционный приём. | 1 | |||
100 | В/ чтение. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения. | 1 | ||
101 | Контрольная работа. /Промежуточная аттестация/ | 1 | ||
102 | Путешествие в страну Литературы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...