Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав¬ственная проблема литературы.
план-конспект урока по литературе

Дряева Дарья Александровна

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

(УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)

Тема:  Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Тип урока: Комбинированный урок

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

Задачи:

  1. образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;
  2. развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;
  3. воспитательные:  воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Планируемые результаты:

Метапредметные: в результате проведенного урока ученики получили возможность научиться   самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга,  с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Предметные: уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • доска, экран;
  • Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина.  М.: Просвещение, 2015 г.;
  • дифференцированные задания (карточки);
  • анкета для каждого ученика;
  • план сочинения – рассуждения (на карточках).

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные УУД

уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир  произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать.

Давайте возьмем в руки учебник и  познакомимся с этим «проводником в новое», который будет с нами на протяжении всего 7 кл.                              Знакомство с учебником – хрестоматией для 7 кл:

Слайды 2-6

  1. Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание.
  2. Справочный аппарат учебника, словари.
  3. Блоки вопросов и заданий.

Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:

  1. Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).
  2. Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?
  3. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

II.Актуализация знаний

Работа по теме урока.

 

Подводится итог выступлениям.

Стадия осмысления

Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова?

Давайте сформулируем проблемный вопрос урока:

Изображение человека – нравственная проблема литературы.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите  в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры.

Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.  (А.Блок)

Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)

Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик)

Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

Слайд 16 Чтение на стр. 3 учебника  «Читайте не торопясь…»

Как вы понимаете слова С.Я. Маршака о том, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»?

Слайд 17 В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..»

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Слайд 18 Давайте с вами составим для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы читателю.

Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.

 Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

Деятельность учеников

Работа по группам

Учитель раздает карточки сформированным группам. После обсуждения в течение 3-4 минут ученики выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами.

Учащиеся предлагают свои советы для памятки. В беседе с учителем создаётся памятка для читателя.

Результат совместной деятельности:  изучен учебный материал урока, проведена работа в группах,  проведен фронтальный опрос по изученному материалу.

Рефлексия деятельности

Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

Ученики отвечают.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Технология оценки учебных умений.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Слайд 19 На стр. 3-5 учебника  познакомиться с советами по чтению, выбрать самый интересный, написать сочинение-рассуждение  по плану:

Основная мысль высказывания.

Позиция автора.

Согласны ли вы с позицией автора ( Я согласен / я не согласен с позицией автора, потому что…)

Аргументы (не менее двух):

Во – первых,….

Во – вторых, … .         В – третьих,… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал  писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу....

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....

Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личност...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав¬ственная проблема литературы

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы...

1. Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1. Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы...