Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав¬ственная проблема литературы.
план-конспект урока по литературе
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
(УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)
Тема: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Тип урока: Комбинированный урок
Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.
Задачи:
- образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;
- развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;
- воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.
Планируемые результаты:
Метапредметные: в результате проведенного урока ученики получили возможность научиться самостоятельно рассуждать и делать выводы.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Предметные: уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- доска, экран;
- Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2015 г.;
- дифференцированные задания (карточки);
- анкета для каждого ученика;
- план сочинения – рассуждения (на карточках).
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания | |
Регулятивные УУД самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Формирование восприятия текста как произведения искусства. | |||
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | ||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать. Давайте возьмем в руки учебник и познакомимся с этим «проводником в новое», который будет с нами на протяжении всего 7 кл. Знакомство с учебником – хрестоматией для 7 кл: Слайды 2-6
Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:
| ||
II.Актуализация знаний Работа по теме урока.
Подводится итог выступлениям. Стадия осмысления | Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова? Давайте сформулируем проблемный вопрос урока: Изображение человека – нравственная проблема литературы. Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры. Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок) Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский) Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев) Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. ) Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин) Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик) Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу) Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин) Слайд 16 Чтение на стр. 3 учебника «Читайте не торопясь…» Как вы понимаете слова С.Я. Маршака о том, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»? Слайд 17 В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..» Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству. Слайд 18 Давайте с вами составим для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы читателю. Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас. Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше. Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания. Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум. | Деятельность учеников Работа по группам Учитель раздает карточки сформированным группам. После обсуждения в течение 3-4 минут ученики выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами. Учащиеся предлагают свои советы для памятки. В беседе с учителем создаётся памятка для читателя. | |
Результат совместной деятельности: изучен учебный материал урока, проведена работа в группах, проведен фронтальный опрос по изученному материалу. | |||
Рефлексия деятельности | Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали? | Ученики отвечают. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Технология оценки учебных умений. |
Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке. | |||
IV. Домашнее задание. | Слайд 19 На стр. 3-5 учебника познакомиться с советами по чтению, выбрать самый интересный, написать сочинение-рассуждение по плану: Основная мысль высказывания. Позиция автора. Согласны ли вы с позицией автора ( Я согласен / я не согласен с позицией автора, потому что…) Аргументы (не менее двух): Во – первых,…. Во – вторых, … . В – третьих,… . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.
В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу....
Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....
Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личност...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав¬ственная проблема литературы
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы...
1. Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
1. Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы...