РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я ВЫБИРАЮ ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)
Сложен ли для девятиклассников ОГЭ по литературе? Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ. Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие. Поэтому различные методические пособия, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я ВЫБИРАЮ ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
Оглавление
- Введение ……………………………………………………………..1
- Основная часть………………………………………………………2-8
Глава 1. Специфика экзамена по литературе……………………………..2
Глава 2. Критерии оценивания ответов на экзамене по литературе……3
Глава 3. Лингвистический анализ стихотворения - закономерный подход на ОГЭ по литературе…………………………………………………………3-6
Глава 4. Образцы сочинений для демоверсии экзамена по литературе…………………………………………………………………...7-8
- Заключение ………………………………………………………9
- Литература………………………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
Сложен ли для девятиклассников ОГЭ по литературе? Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ. Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие. Поэтому различные методические пособия, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.
Цель исследования: выявить закономерности эффективной подготовки к сдаче ОГЭ по литературе.
Задачи:
- знакомство со спецификой экзамена по литературе;
- исследование критериев оценивания ответов;
- поиск закономерного подхода к анализу произведения;
- создание рабочей тетради для подготовки к ОГЭ по литературе.
Практическая значимость: «Формула успеха» при сдаче ОГЭ по литературе, безусловно, есть, но она у каждого своя, поскольку литература, как и любое гуманитарное знание, в значительной степени зависят от восприятия и особенностей личности. Для литературы главным было и остается — больше читать и стараться лучше понимать прочитанное. Остальное — приложится! Последние месяцы лучше посвятить повторению материала — например, написать планы и образцы сочинений, подготовить цитаты. Для этого я рекомендую использовать своё универсальное издание – рабочую тетрадь «Я выбираю ОГЭ по литературе».
Гипотеза: если использовать закономерный подход при подготовке к экзамену по литературе, то можно качественно к нему подготовиться.
Методы исследования: анализ, систематизация, выбор главного, конкретизация, синтез.
Объект исследования: демоверсия ОГЭ по литературе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Специфика экзамена по литературе
Экзаменационная работа по литературе — это, грубо говоря, четыре сочинения. Два мини-сочинения (письменный ответ в объеме трех-пяти предложений), сравнительный анализ двух фрагментов текста (пять-восемь предложений) и большое «традиционное» сочинение — такое, как пишут в школе. Задания охватывают огромный исторический период — от древнерусской литературы до литературы XX века. Не совсем понятно, почему это так — ведь полноценное знакомство со многими авторами (с теми же Тютчевым, Фетом, Достоевским, Блоком, Солженицыным, Шукшиным и др.) школьникам, сдающим ОГЭ, еще только предстоит в течение следующих двух лет.
Первые три задания ОГЭ основаны на предложенном фрагменте текста. [1]Из какого именно произведения будет этот фрагмент — неизвестно. Получается, что на экзамене девятиклассник получает «кота в мешке». Особенно это касается литературы второй половины XX века, о которой школьники имеют весьма смутное представление. В школе это вообще не проходят, а в рамках курсов или репетиторских занятий соответствующие произведения сложно охватить по времени. Да, в кодификаторе ФИПИ дается список фамилий авторов, произведения которых могут появиться на экзамене. Но какие именно стихотворения Евтушенко, Бродского или Самойлова там будут или какие произведения прозаиков (12-15 фамилий), никому заранее неизвестно. Экзамен предполагает начитанность и широкий кругозор ученика, что, как мне кажется, преждевременно требовать от каждого девятиклассника. Всегда хорошо, если школьник будет читать больше. Это несомненно расширит его кругозор, обогатит язык, улучшит речь. Но определенного списка, что именно нужно прочитать перед ОГЭ за рамками программы, не существует.
Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Здесь ученику дается на выбор два варианта, и можно выбрать для выполнения один из них. Но фактор неопределенности по произведениям на ОГЭ существует так же, как и на ЕГЭ.
Критерии оценивания ответов на экзамене по литературе
Наибольшее число баллов (13) дается за сочинение (задание № 4, часть 2), но в сумме три задания части 1 дают больше — всего 20 баллов (6+6+8).
Задания № 1, № 2
В этих заданиях школьникам предлагается ответить на вопрос по предложенному фрагменту произведения. Здесь требуется дать прямой и внятный ответ на поставленный вопрос в объеме трех-пяти предложений. Свою позицию необходимо аргументировать текстом. То есть в ответе нужно использовать цитаты из ключевых произведений. Задание оценивается в шесть баллов, и два из них школьник получает за своевременно и правильно употребленные цитаты.
Следовательно, отдельное внимание нужно уделять именно цитатам. Каждый ученик делает подбор цитат по ключевым произведениям и заучивает их наизусть. В итоге получается большой список цитат, которые можно использовать на экзамене.
Задание № 3
Здесь нужно сделать сравнительный анализ двух фрагментов произведений. Первый вариант предполагает сравнение двух прозаических текстов, второй — двух стихотворений. При выполнении этого задания необходимо уметь строить сравнительную характеристику, знать требования и отработать заранее этот навык, а также не забывать о цитировании.
Задание № 4
В этом задании необходимо написать полноценное сочинение объемом не менее 200 слов на одну из четырех предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать литературоведческую терминологию.
Во всех заданиях строго оценивается письменная речь — это слабое место современных школьников, поэтому необходима тщательная самопроверка.
Лингвистический анализ стихотворения - закономерный подход на ОГЭ по литературе
Как правило, девятиклассники хуже воспринимают поэтические тексты, совсем не умеют их анализировать. В школе этому уделяется недостаточно внимания. Особенно трудны Тютчев и Фет. Не случайно, именно стихотворение Ф.И. Тютчева помещено в демоверсию экзамена по литературе. Как помочь в этой ситуации? Можно посоветовать обратиться к нетрадиционному анализу произведения – лингвистическому. Тем более что в основе развёрнутых ответов на экзамене по литературе всё-таки лежит анализ. Предлагаю с него и начать.
Современные учёные утверждают, что любое поэтическое произведение – вещь уникальная, созданная талантливым человеком. Однако есть нечто общее, которое объединяет писателей и поэтов при работе над художественными произведениями – это богатое художественное своеобразие родного языка. По мнению современных лингвистов, невозможно постичь смысл произведения, особенно лирического, не исследовав его универсальные смыслы, т.е. средства художественной выразительности. [2]
Так в чём же главное отличие лингвистического анализа от традиционного? Исследование художественно-изобразительных особенностей - в первую очередь. Точка зрения учёных-приверженцев этого анализа - такова: нельзя говорить о смысле стихотворения, пока не исследовано его художественное своеобразие.
Схема лингвистического анализа текста
Универсальные смыслы
1. Художественное пространство.
воспринимаемое
- слова с пространственным значением;
- живые существа, предметы, растения, состояния природы;
- глаголы бытия, движения, зрительного и звукового восприятия.
умозрительное (тропы и фигуры)
- эпитеты;
- метафоры;
- сравнения;
- синекдоха;
- метонимия;
- оксюморон;
- стилистические фигуры (гипербола, перифраз, антитеза и т.д.).
2. Художественное время.
Содержание
историческое (удалённое в прошлое от времени жизни писателя)
- слова с темпоральным значением (миг, год, эпоха, зима и т.п.)
- темпоральные указатели (историзмы, архаизмы)
- номинации времён года (подснежник, опавшие листья и т.п.)
- исторические лица и события
презентивное (совпадающее со временем жизни писателя)
футуральное (время, которое моделирует писатель)
План изложения
основное (глаголы настоящего времени)
ретроспективное (глаголы прошедшего времени)
проспективное (глаголы будущего времени, условного и повелительного наклонений)
3. Художественное состояние.
мотивированное (обусловленное историческим событием или лицом)
немотивированное (не обусловленное историческим событием или лицом)
кратковременное
повторяющееся
длительное
4. Художественное событие.
реальное
ирреальное
Лингвистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
Ф.И. Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы. Он, как никто другой, умел улавливать в ней именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина.
Когда я читала стихотворение «Есть в осени первоначальной» впервые, я словно, преодолев зимние сибирские морозы, очутилась там, на лоне отдыхающей природы в одном из коротких, но дивных осенних дней. Закрыв глаза, я представила простор, увидела необъятное поле, по которому ещё недавно гулял серп, срезая колоски – последние ниточки, связывающие это бесконечное поле с летом, с движением, с жизнью. А сейчас жизнь ушла. Осталась только праздная борозда, затянутая паутиной. Немного жаль, что пусто в воздухе и не слышно птиц, но почему-то не грустно. Отчего-то свободно и легко дышится посреди тихого осеннего дня.
Я пытаюсь понять, почему, и читаю стихотворение во второй раз. Может быть, дело в эпитетах? Ведь одного точно найденного определения:
весь день стоит как бы хрустальный-
поэту достаточно, чтобы пробудить в нашем сознании целую гамму различных звуков. А такая мимолётная деталь, как лучезарные вечера, заставляет наполнить обычный осенний день палитрой чудесных и неувядающих красок. И вот уже чистая и тёплая лазурь проникает в моё сердце, заставляя его в волнении биться немного по-другому. И я уже не в обиде на бодрый серп, гуляющий по полям. Я ощущаю себя частичкой великого мира природы.
Поистине поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Мне близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту. Но сегодня я открыла для себя и другого Тютчева – чуткого тайновидца человеческого сердца, который сумел передать через время и расстояние тончайшие оттенки и глубокие отзвуки человеческих переживаний. Теперь лирика Тютчева для меня не просто пейзажная, она пейзажно-философская, потому что заставляет задуматься о мести человека в мире загадочной и неповторимой природы.
По сути, у нас получилась основа для всех сочинений демоверсии, касающихся лирического произведения Ф.И. Тютчева. Теперь можно ваять все развёрнутые ответы. Посмотрите, как это можно использовать.
Образцы сочинений для демоверсии экзамена по литературе
Задание 1.2.1 (3-5 предложений)
Ф.И. Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы. Он умел улавливать в ней не только краски, но и настроения. В его стихотворении «Есть в осени первоначальной» описан короткий, но «дивный» осенний денёк. Немного жаль, что пусто в воздухе и не слышно птиц, но почему-то не грустно: «и льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле». Свободно и легко дышится лирическому герою посреди тихого, «хрустального» осеннего дня – и это настроение передаётся нам.
Задание 1.2.2 (3-5 предложений)
В стихотворении «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев использует много эпитетов, у каждого из которых своя роль. Например, слова «хрустальный» поэту достаточно, чтобы пробудить в нашем сознании гамму различных звуков. А такая деталь, как «лучезарны» вечера, помогает заполнить обычный осенний денёк палитрой чудесных, неувядающих красок. И вот уже «чистая и тёплая» лазурь проникает в моё сердце, а «бодрый» серп дарит радость и уверенность в завтрашнем дне. Так, благодаря Ф.И. Тютчеву, я ощущаю себя частичкой великого мира природы.
Задание 1.2.3 (5-8 предложений)
Оба стихотворения русских поэтов 2 половины 19 века посвящены осени, но какие они разные. Ф.И. Тютчев любуется началом осеннего сезона, для него это «дивная пора», поэтому лирическому герою не грустно, он с удовольствием наблюдает за «праздной» бороздой поля, на которое льётся «чистая и тёплая» лазурь. Лирическому герою стихотворения Н.А. Некрасова, напротив, грустно и неуютно, поэтому ветер для него «заунывный», ель «стонет», а лес «глухо шепчет». Почему же такое разное отношение к природе? Мне кажется, Ф.И. Тютчев – поэт-философ, для него человек – часть великого мира природы, которая достойна восхищения и всеобщей любви. Н.А. Некрасов – поэт-гражданин, его волнует не только природа, но и отношения между людьми. Не случайно последняя строфа его стихотворения «После дождя» рисует реалистичную картину жестокого обращения жандарма к ямщику. Так в одном стихотворении Некрасова переплетаются две темы – природы и народа, а поскольку жизнь народа тяжела и бесправна, то она не может быть показана на фоне безупречной природы.
Задание 2.2 (не менее 200 слов)
Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?
Ф.И. Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы. Он, как никто другой, умел улавливать в ней именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина:
Пустеет воздух, птиц не видно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
Человек в представлении Тютчева составляет часть великого мира природы. Часто тютчевские стихи о природе не что иное, как выражение его дум о человеке. И тогда пейзажная лирика плавно переходит у него в философскую:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Что же волнует поэта-философа? Многие его стихи посвящены размышлениям о непознаваемости мира, о жизни и смерти, о роли человека во Вселенной, о судьбе.
Так, в стихотворении «День и ночь» поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. День – это иллюзия, лишь оболочка для истинного мира, который открывается ночью. Ночь – это символ хаоса, первородной стихии, откуда всё пришло и куда всё уйдёт. Её невозможно понять до конца, как и человеческую душу, но именно поэтому ночь, так пугая, одновременно и манит нас:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование помогло мне сделать следующие выводы:
-для успешной сдачи экзамена по литературе необходима специальная подготовка;
-в современном литературоведении имеет место лингвистический анализ произведения, который может стать закономерной основой для выполнения всех заданий ОГЭ по литературе;
-использование этой закономерности позволяет выработать определённый алгоритм подготовки к экзамену по литературе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- И. Андроников, Несколько слов о поэзии Тютчева. – В книге: М.Ю. Лермонтов, Лирика, "Художественная литература", Москва, 2013.
- Демоверсия ОГЭ по литературе, ФИПИ, Москва, 2019
- Н.К. Ерилова, Лингвистический анализ текста, Гослитиздат, Москва, 1985.
- С.А. Наровчатов - Лирика Тютчева, анализ стихотворений, "Художественная литература", Москва, 2007.
- Б.М. Эйхенбаум, Виды анализа лирического произведения, Изд-во АН РФ, Москва, 2011.
[1] Демоверсия ОГЭ по литературе, ФИПИ, Москва, 2019
[2] Н.К. Ерилова, Лингвистический анализ текста, Гослитиздат, М.,1985г, 260 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса (авторы учебника Полухина В.П., Коровина В.Я.)
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса имеет целенаправленный характер. Содержание тетради соответствует учебному плану и программе для общеобразовательных учреждений по литературе 5-9 классов под...
Рабочая тетрадь по развитию речи учащихся 10 класса(литература)
Автор указан в документе...
Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 класс
Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьн...
Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса (авторы учебника Полухина В.П., Коровина В.Я.)
Рабочая тетрадь по литературе адресована учащимся и является составной частью УМК по литературе для 6 класса авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.Все задания рабочей тетради структ...
Рабочая тетрадь "В мире литературы", 8 класс
Рабочая тетрадь по литературе (к учебнику-хрестоматии под редакцией А.Г.Кутузова), 8 класс...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...