Презентация Секреты сочинения
статья по литературе

Селезнева Ольга Константиновна

Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней  - царственное слово.

А.Ахматова

Приемы работы со словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_sochineniya.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное методическое объединение учителей русского языка и литературы Секреты сочинения

Слайд 2

Когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи. - Ты будешь вечно юн, - так начала своё предсказание одна из них, - ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых. - Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, - продолжила вторая. - Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, - пообещала третья. Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла: - Ты будешь проверять тетради .

Слайд 3

План – это последовательность ваших мыслей, это и ваши доводы и доказательства в работе, другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Когда суть дела обдумана заранее, Слова приходят сами собой. Гораций Составление плана Нет на свете мук сильнее муки слова; Тщетно с уст порой безумный рвётся крик, Тщетно душу жечь порой любовь готова, Холоден и жалок нищий наш язык! Надсон

Слайд 4

Вступление Начало полдела откачало пословица Вступление может: вводить в тему текста; сообщать об основной проблеме текста; быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать; определять круг проблем, затронутых автором; содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. Форма вступления лирическое размышление; ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста) рассуждение о заглавии, которое ты бы дал этому тексту; ряд назывных предложений, создающих образную картину, цитата, пословица , поговорка, содержащая основную мысль текста (может быть выходом на проблему) ключевое слово (с комментарием) диалог с воображаемым собеседником

Слайд 5

В арианты зачинов Варианты зачинов Примеры Плюсы и минусы названного варианта 1.Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости 2. От «я» «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции 3. «Киношный» «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции 4. Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу 5. Цитатный «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Слайд 6

Варианты заключений Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод и заключение-следствие. Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая. Конец – всему делу венец. пословица

Слайд 7

Варианты «мостиков» Тип мостика Его характеристика Примеры 1. Риторический вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» 2. Прямая связь Ребенок открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…» 3. Переход- соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» 4.Переход- противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»

Слайд 8

Выражение личной позиции « Я окончательно убедился в своей точке зрения, когда посмотрел фильм Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где есть такой эпизод: Обломова усаживают на велосипед, привезённый Штольцем из-за границы. Илья Ильич отказывается кататься, сопротивляется, но устоять перед жестокой настойчивостью друга не может. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее по кругу едет велосипед, на котором сидит Обломов. Он кричит, просит Штольца остановиться, умоляет, приказывает. Его слышат и не слышат. Слышат его голос, но не понимают, что Обломов не годится для быстрого бега жизни, для суеты и волнения. Нет такого эпизода в романе, но как верно эта езда на велосипеде передаёт характер героя. Смотрю фильм и убеждаюсь в том, что Обломов никогда не будет подобен суетливым Судьбинскому , Пенкину, Волкову, да и Штольцу тоже».

Слайд 9

Работа над черновиком 1. Свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…, 2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение, 3. проверить, правильно ли выделены абзацы, 4. постараться избежать общих фраз, 5. сделать стилистическую и речевую правку, 6. сверить цитаты с текстом произведения, 7. проверить орфографию и пунктуацию. Писать хорошо – это вычеркивать плохо написанное. А.П.Чехов

Слайд 10

Посмотрите, с каким уважением говорит Анна Ахматова о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся слово. Я желаю всем успехов в познании великого русского слова., умении выражать свои мысли. Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

э/презентация "Секреты педагогического мастерства"

Э/презентация содержит аннотацию на проект "Книги в нашей зизни" Участники проекта учащиеся 9 класса, которые работали по группам, с разной целью: установить количество читающих в школе или в своём кл...

Презентация "Секреты грамотного письма"

Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы ученики, изучая...

Презентация «Секреты продуктивного общения»

  Презентация «Секреты продуктивного общения» является сопровождением родительского  собрания.  В ходе выступления раскрываются некоторые способы и приемы конструктив...

Презентация "Секреты здорового питания"

Презентация к устному журналу "Секреты здорового питания"...

Презентация "Секрет 3D"

Презентация "Секрет 3D"...

Презентация "Секреты сочинения - описания картины"

Данная презентация поможет учителю провести урок по обучению написания сочинения по картине...