Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?
методическая разработка по литературе (8, 9 класс)
В разработке раскрываются особенности организации проектной деятельности. Предназначена для молодых коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_luchshaya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тангутская средняя общеобразовательная школа
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА
«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
Номинация № 2
«Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»
Учебный проект
«Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?»
Выполнила: Адыкова Марина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
с.Тангуты, 2021 г.
Аннотация
В разработке раскрываются методические особенности организации проектной деятельности на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, социализации личности, формирования у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, совершенствовать умения по составлению деловых бумаг, создание методического пособия по написанию деловых бумаг для школьников.
Разработка предназначена учителям русского языка и литературы, руководителям методических объединений, студентам - практикантам педагогических учебных заведений.
Предметы: русский язык и литература
Направления развития и образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники: обучающиеся: 8-9 классов
Вид конечного продукта – материальный
Продолжительность: краткосрочный (недельный)
Цель педагогическая: создание методического пособия по написанию деловых бумаг для школьников.
Педагогические задачи:
-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;
-изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
-создать методическое пособие для школьников;
-повысить самооценку учащихся в результате достижения поставленной цели.
Предметные результаты, на которые опирается задача, отражены в таблице. (Приложение 1)
Личностные и межпредметные результаты, на которые опирается задача, показаны в таблице (Приложение 2)
Планируемый результат:
-ознакомление учащихся с официально-деловым стилем речи;
-формирование навыков делового письма;
-сотрудничество в составе группы с целью создания и представления «конечного продукта».
Оценивание результатов работы:
Оценивание проводится по разработанным критериям и оформляется «Критерий оценки содержания проекта» (Приложение 4), «Критерий оценки защиты проекта» (Приложение 5):«Экспертный лист оценки работ обучающихся» (Приложение 6).Лист самооценки личного вклада в работу группы( Приложение7)
Основной замысел проекта
В основе проекта лежит легенда: разрешение комической ситуации, сложившейся с Константином Печенкиным, героем рассказа Михаила Зощенко «Три документа». Участникам проекта необходимо выявить ошибки героя рассказа М.Зощенко в оформлении деловых бумаг, самостоятельно, в ходе возникшего устойчивого интереса в процессе целенаправленной работы освоить объем учебного материала по созданию деловых документов. В ходе работы над проектом участники обращаются к различным авторитетным источникам информации в библиотеке и сети интернет, создают «конечный продукт» - методическое пособие по оформлению деловых бумаг для учащихся.
Цель для участников проекта
По результатам работы над проектом участники создают «итоговый продукт» - методическое пособие по оформлению деловых бумаг для учащихся, презентацию в формате MSPowerPoint, а также статью в школьной газете о результатах работы над проектом.
Материально - техническое обеспечение
Для реализации проекта требуется подготовить следующие определенные условия:
- ресурсные условия: учебное помещение, оборудованное мультимедийной аппаратурой; помещение школьной библиотеки.
- кадровые ресурсы: учителя МБОУ Тангутская СОШ
- для участников проекта: портрет писателя сатирика М.М.Зощенко, распечатки текста рассказа Михаила Зощенко «Три документа», анкеты для проведения опроса среди учащихся, канцелярские принадлежности (бумага А4,папки – скоросшиватели, файлы для «итогового продукта»).
-для экспертов из числа учителей: пакеты документов «Экспертные листы» (Листы №1-№4)
Особенности организации и проведения проектной задачи
Формы организации – групповая. В работе над проектом принимают 2 группы учащихся:
-техническая (3-4 человека);
-информационная (5-6 человек).
Выполняя проект, обучающиеся из технической группы, должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.
Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.
Руководитель проекта организует деятельность учащихся, помогает им, направляет в течение реализации проектной задачи. Эксперт наблюдает за действиями учащихся и фиксирует в таблице (Приложение). Жюри оценивает «конечный продукт» (Приложение)
Ход работы:
Учитель: озвучивает ЛЕГЕНДУ с использованием Презентации MSPowerPoint:
Уважаемые ребята! Мы получили заявление от Константина Печенкина. (Слайд1)
Заявление
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.
Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики, — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога, как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Конст. Печенкин.
- Ребята, мы сейчас прочитали отрывок из рассказа, заявление Константина Печенкина, героя рассказа «Три документа» Михаила Михайловича Зощенко.(См. полный текст рассказа). Почему этот рассказ вызывает у нас улыбку?
-Ответы учащихся примерно следующего типа: в тексте заявления обороты речи, несвойственные официально-деловому стилю.
-Правильно. Вы убедились, что насколько важно знать и владеть навыками культуры общения, которые остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
Оканчивая школу, учащиеся бывают, не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию выбранного учебного заведения, а затем при устройстве на работу, оказываются в ситуации, подобной герою из рассказа. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, объяснительную записку, доверенность, расписку и т.д., поэтому каждому человеку нужно уметь это делать.
Цель нашего учебного проекта научиться создавать деловой документ-необходимое требование времени.
Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;
-изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
-создать методическое пособие для учащихся.
Я же буду вашим руководителем, помощником, консультантом. В течение работы над проектом буду помогать вам, направлять.
В начале нашей работы я предлагаю разбиться на 2 творческие группы, для этого учащиеся выбирают жетоны разных цветов по своему усмотрению (зеленые, желтые).
Получилось 2 группы:
- техническая;
- информационная.
Каждая группа получает свое задание. Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, т.е. отвечать за техническую сторону проекта.
Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.
Гипотеза: если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и учащимся изучать построение деловых бумаг. И наконец, поможем исправить текст заявления Константина Печенкина. Объект исследования: деловой стиль речи. Предмет исследования: учебники, справочная литература, специальная литература и интернет- ресурсы.
Инструкция для учащихся на период работы над учебным проектом:
Ребята! Вы, работая над учебным проектом, получаете итоговый продукт своей работы -методическое пособие по оформлению деловых бумаг для учащихся, презентацию в формате MSPowerPoint, а также статью в школьной газете о результатах работы над проектом.
В конце занятий над проектом вам необходимо:
1) подготовить методическое пособие по написанию деловых бумаг для школьников, используя свои уже готовые наработки.
2) использовать для изготовления необходимое для этого оборудование и канцелярские принадлежности;
3) начать подготовку защиты своего продукта( презентация)
Очень важно помнить, что работа в группе - это постоянная взаимовыручка, умение слушать и слышать друг друга.
Желаем удачи!
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
-Предварительный;
-Составление плана;
-Изучение литературы по теме;
-Сбор материала;
-Создание собственного текста;
-Выводы по теме;
-Защита(выступление и ответы на вопросы).
В начале работы над проектом был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов, результаты которого были неутешительны, Действительно, 69 % из 100 не смогут написать объяснительную записку; 67 % не знают, что такое протокол; 56 % не смогут написать заявление. Опрос показал, что учащиеся не умеют составлять деловые бумаги.
Использовали в работе над проектом «Мозговой штурм». Так был выбрано название темы проекта: «Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?»
На основе таблицы В.С. Кукушина нами был составлен план:
№ | Этапы | Деятельность руководителя | Деятельность учащихся | Содержание работы |
1 | Выбор темы проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует их. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся. | Принимают решение о выборе темы. Обсуждает тему проекта с руководителем, и получают при необходимости дополнительную информацию | Определение темы и целей проекта, его исходного положения с учетом рекомендаций учителя. |
2 | Планирование | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой. | Формирует задачи проекта. Вырабатывает план действий. Выбирает и обосновывает свои критерии успеха проектной деятельности. | 1.Определение источников необходимой информации. 2.Определение способов сбора и анализа информации. 3.Определение способа представления результатов (формы проекта). 3.Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. |
3 | Исследование | 1.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. 2.Заранее разрабатывает задания, вопросы проекта 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения) 2.Выявление («мозговой штурм»), подбирает литературу. 3.Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Поэтапно выполняет задачи проекта | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Выводы. Анализ. |
4 | Презентационный | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся. | Докладывает о результатах своей работы, представляет результаты проекта | Презентация |
5 | Рефлексия | Оценивает свою деятельность | Осуществляет рефлексию процесса. | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. |
Список литературы:
1. Акишина А.А. Формановская Н.И. Этикет русского письма.- М.: Русский язык, 1991.
2. Бондарева Т.Н.Секретарское дело. –М.: Высшая школа, 1998.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.-М.:Просвещение,2006.
4. Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе.-М.: Вербум-М, 2001.
5. Зощенко М.М. Избранное.- М.: Правда, 1990.
6. Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М.: Просвещение, 1993.
7. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2017.
8. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо.- Волгоград: Учитель, 2007.-143 с.
9. Кукушин В.С. Педагогические технологии/ Под общей ред. Кукушина В.С. – М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: изд. Центр "МарТ", 2006.
10. Ладыженская Т.А. Риторика.7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.
11. Ладыженская Т.А. Риторика.8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.
12. Ладыженская Т.А. Риторика.9 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.
13. Никитина Е.Н. русская речь.- М.: Просвещение, 1995.
14.Рахманин Л.В.Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета,1988.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации.-М.:Проспект, КноРус, 2013.-224 с.
16.Цветкова Г.В. Русский язык.6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2015.
17. Щепина К.П.Обучение деловому письму на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990.
В ходе работы учащиеся разбирают следующий материал по теме проекта:
1.Функциональные стили речи;
2.Официально-деловой стиль;
3.Особенности официально-делового стиля
4.Виды деловых бумаг (Автобиография; Акт; Доверенность; Договор; Деловое письмо; Заявление; Объявление; Объяснительная записка; Отчет о работе; Протокол; Расписка; Резюме; Справка; Характеристика.)
5.Требования к оформлению частных деловых бумаг.
Результаты проекта представляются в виде учебного пособия.
Процедура защиты проекта.
Рефлексия:
Какие трудности возникли у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены. При написании письменной части работы у учащихся особых трудностей не было, помог образец для написания, который выглядел в виде вопросов:
Введение
Тема моего проекта ……………………………………………………………………………
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………….
Цель моей работы –…………………………………………………………………………….
Проектным продуктом будет –…………….. …………………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• выбор темы и уточнение названия …………………………………………………………..
• сбор информации (где и как искал информацию) ………………………………………….
• изготовление продукта (что и как делал) ………………………………………………….
• написание письменной части проекта (как это делал) …………………………………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ……………………………………………………………..
Потом я приступил к ………………………………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ………………………………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я …………………………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы ………………………
План моей работы был нарушен, потому что…………………………………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …………………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что …………………………………
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например………………………………………………………………………………………..
Это произошло, потому что …………………………………………………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ………………………………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………..
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………………………….
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)…………………………………………………………………………………………
После окончания работы над проектом размещают статью в школьной газете о результатах своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе "Автобиография как жанр официально-делового стиля речи"
Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. Эта тема, на мой взгляд, является актуальной для старшеклассников. В рамках урока были поставлены следующие цели и задачи: цели: образовател...
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Уроки № 28-30. Официально-деловой стиль (11 класс, русский язык, А.И. Власенков)
Повторение и обобщение об официально-деловом стиле речи. Практическое овладение составлением деловых бумаг....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...
Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"
Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...