Подготовка к написанию сочинения по литературе
статья по литературе (8 класс)
Нет на свете мук сильнее муки слова;
Тщетно с уст порой безумный рвётся крик,
Тщетно душу жечь порой любовь готова,
Холоден и жалок нищий наш язык!
Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Селезнёва Ольга Константиновна
Русский язык и литература
Тема «Подготовка к написанию сочинения»
Нет на свете мук сильнее муки слова;
Тщетно с уст порой безумный рвётся крик,
Тщетно душу жечь порой любовь готова,
Холоден и жалок нищий наш язык!
Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.
Сегодня мы будем говорить о трудностях, которые возникают при подготовке к написанию сочинения.
Работе над словом мы с ребятами уделяем особое внимание. Совместно определяем темы, обсуждаем основную мысль, выдвигаем тезисы, подбираем доказательства, составляем планы, учимся цитировать. Но несмотря на все эти усилия добиться написания грамотных сочинений у меня долгое время не получалось. Поэтому после проверки тетрадей я всегда проводила урок коррекции ученических работ. Но всё быстро забывалось, и ошибки повторялись вновь из сочинения в сочинение. Тогда я кардинально изменила методику подготовки к сочинениям. Я задумалась: а что если работу над ошибками проводить до написания сочинения? Ведь если ученик знает ошибки в лицо, он их сможет избежать. Выписав основные речевые и грамматические ошибки из ученических сочинений, пересмотрев работы Дмитрия Розенталя, Стеллы Цейтлин, Григория Солганика, я определила основные виды ошибок, допущенных учащимися, а во время урока подготовки к сочинению отрабатывала навыки по их определению и устранению. Когда были написаны черновые варианты сочинений, то каждая работа корректировалась индивидуально, один на один с её автором. Чистовые сочинения были написаны с минимумом ошибок. Это очень трудоёмкая работа, но она незамедлительно даёт положительные результаты.
И сейчас я представлю вам один из приёмов работы над речевыми ошибками, который я назвала: «Давай знакомиться. Я твоя ошибка». Перед вами основные виды речевых ошибок в школьных сочинениях.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
1.Эвфемизмы – неправильный выбор слов с целью «скрасить» свою речь. Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий. В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 2.Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий. Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества. 3. Лексическая несочетаемость. Гения признали заживо. Он был назначен директором по собственному желанию. 4. Тавтология – употребление однокоренных слов. Можно спросить вопрос? Умножить во много раз. 5. Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов. Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню. |
Стремясь скрасить свою речь, ученики подбирают выражения, смягчающие грубый смысл высказывания. В этом случае и идёт речь об эвфемизмах. Уважаемые коллеги, обратите внимание на пример №1. Прошу вас прочитать предложения и исправить их.
Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.
В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
Такие эвфемистические выражения засоряют нашу речь, мешают точно, ярко, образно выразить мысль.
Ещё Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Если употребить неверное слово, может возникнуть алогизм.
Обращаю ваше внимание на пример №2. Прочитайте и исправьте данный алогизм:
Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.
Правильно сказать преклонить колени
склонить голову.
Если мы скажем наоборот, то нарушим лексическую сочетаемость
Этот приём часто используют юмористы. Вот пример №3
Гения признали заживо.
Он был назначен директором по собственному желанию.
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок – тавтология,
То есть употребление рядом однокоренных слов. Найдите и исправьте тавтологию в примере №4.
Можно спросить вопрос?
Умножить во много раз.
Плеоназм – это употребление ненужных уточняющих слов.
Обратимся к примеру №5 . прочитайте и найдите многословие.
Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.
Эта работа кропотливая, трудоёмкая, но она даёт свои результаты. На всех олимпиадах, в которых участвуют мои воспитанники, они занимают призовые места. Не стал исключением и этот учебный год: 2 место по литературе в 9 классе и 3 по русскому языку в 10 классе.
А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами выдержки из ученических сочинений. Определите вид ошибки и исправьте её.
1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
3. В прошедшие дни прошли снегопады.
4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.
5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.
6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.
Познакомившись со своими ошибками поимённо, ребята начинают более грамотно писать, а самое главное они с большим уважением начинают относиться к СЛОВУ
Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит Анна Ахматова о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся слово. Я желаю всем успехов в познании великого русского слова.
Перед вами 4 слова, без которых не может быть работы учителя литературы. В них зашифровано понятие, определяющее нашу с вами совместную работу.
Прочтите его. Сотрудничество у нас с вами получилось. Благодарю вас.
Примеры речевых ошибок
1.Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.
В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
2.Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.
3.Гения признали заживо.
Он был назначен директором по собственному желанию.
4.Можно спросить вопрос?
Умножить во много раз.
5.Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ
1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
3. В прошедшие дни прошли снегопады.
4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.
5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.
6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.
Т3 Р4 У5 Д6
С1 Л О2 В13 О14
Ч9 Е10 С11 Т12 Ь
К Н7 И8 ГА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация к уроку по литературе в 8 классе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка"...
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем)....
Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Направления и аргументы для подготовки к написанию сочинения по литературе 2018г
Направления и аргументы. Большой материал...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...