Как написать сочинение
статья по литературе (9 класс)
Проверка сочинений не должна превращаться в наказание. Это интересный творческий процесс. Перед нами мысли детей. Я оцениваю сочинения не за правильность ответа. А за попытку самостоятельного прочтения и анализа текста. Но анализировать мы должны учить. Все сочинения ЕГЭ, ОГЭ привели нас к тому, что мы учим детей писать по шаблону. Это очень печально. Так мы губим критическое мышление. Сочинение превратилось в набор шаблонных фраз. Однажды во время подготовки к написанию сочинения к ЕГЭ ученица попросила: «Можно я напишу сама, не как для ЕГЭ. Можно я свои мысли выскажу? А на ЕГЭ напишу, как надо»
Я считаю, что сочинение - это великий труд. Как научить его писать?
Поделюсь своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pisat_sochinenie_po_literature.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы
Селезнева О.К.,
учитель русского языка и литературы
Как написать сочинение по литературе
Когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи.
- Ты будешь вечно юн, - так начала своё предсказание одна из них, - ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.
- Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, - продолжила вторая.
- Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, - пообещала третья.
Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:
- Ты будешь проверять тетради .
Вот такое наказание придумали нам. Но проверка сочинений не должна превращаться в наказание. Это интересный творческий процесс. Перед нами мысли детей. Я оцениваю сочинения не за правильность ответа. А за попытку самостоятельного прочтения и анализа текста. Но анализировать мы должны учить. Все сочинения ЕГЭ, ОГЭ привели нас к тому, что мы учим детей писать по шаблону. Это очень печально. Так мы губим критическое мышление. Сочинение превратилось в набор шаблонных фраз. Однажды во время подготовки к написанию сочинения к ЕГЭ ученица попросила: «Можно я напишу сама, не как для ЕГЭ. Можно я свои мысли выскажу? А на ЕГЭ напишу, как надо»
Я считаю, что сочинение - это великий труд. Как научить его писать?
Поделюсь своим опытом.
Составление плана
Когда суть дела обдумана заранее,
Слова приходят сами собой.
Гораций
«Рассказывают, как однажды в одном ответственном турнире известный шахматист Давид Бронштейн над своим первым ходом продумал … 40 минут! А ведь шахматную партию можно начать всего лишь восемнадцатью возможными способами. Так что вопрос «Как начать сочинение?» совсем не так прост: ведь перед учащимся не 18, а бесконечное множество слов, словосочетаний, фраз, с которых можно было бы начать сочинение».
«План – это последовательность ваших мыслей, это и ваши доводы и доказательства в работе, другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением».
Непосредственно сочинение складывается во время подбора мыслей и их расположения. Без плана может произойти смещение акцентов, нарушена последовательность в изложении материала, возможно необоснованное повторение одной и той же мысли. По плану, присутствующему в работе, учитель сразу видит преимущества и недостатки сочинения.
Считаю, что не следует от учащихся требовать «парадных» заголовков при составлении плана для написания сочинения. (Иное дело составление плана как самостоятельное задание. В этом случае надо учить формулировать мысли нестандартно). Я же говорю о плане для сочинения. Иначе для подбора нужного слова или его синонима (порой слова, не несущего для заголовка основной смысл) уходит очень много времени. Но план в черновике должен быть обязательно, он дисциплинирует ход мыслей.
Здесь можно вспомнить, что слово «сочинение» происходит от древнерусского «чин», порядок. Порядок в изложении мыслей, безусловно, необходим. А при переписывании работы на чистовик план всё время должен быть перед глазами.
Как писать вступление
Начало – полдела откачало.
Пословица
Вступление может:
- вводить в тему текста;
- сообщать об основной проблеме текста;
- быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;
- определять круг проблем, затронутых автором;
- содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.
Форма вступления
- лирическое размышление;
- ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)
- рассуждение о заглавии, которое ты бы дал этому тексту;
- ряд назывных предложений, создающих образную картину
- цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста (может быть выходом на проблему)
- ключевое слово (с комментарием)
- диалог с воображаемым собеседником
Примеры вступлений к сочинению:
1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается текст … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
Варианты зачинов | Примеры | Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический | «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» | Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» | «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» | Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» | «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» | Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый | «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» | Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный | «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» | Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
Введение в тему может осуществляться с помощью именительного темы, риторического вопроса и восклицания. Рассмотрим следующие примеры:
- «Счастье…Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».
- «Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!»
- «Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?»
- «Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?»
Варианты заключений.
Конец – всему делу венец.
Пословица
Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод и заключение-следствие.
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова, например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.
Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять 1/4 часть от всего сочинения.
Членение на абзацы. Варианты «мостиков»
- Когда речь заходит об абзацном членении текста, вспоминается история, поведанная нам К.Г. Паустовским, о старом корректоре, который сумел «раздёрганный спутанный» рассказ А. Соболя превратить в «прозрачную литую прозу». Что же он сделал? Расставил знаки препинания и выделил абзацы.
- От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика | Его характеристика | Примеры |
1. Риторический вопрос | Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора | «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» |
2. Прямая связь | Ребенок открыто говорит о своих дальнейших намерениях | «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…» |
3. Переход- соединение | Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… | «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» |
4. Переход- противопоставление | Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… | «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой» |
Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.
Выражение личной позиции
Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Порой у учащихся возникает недоумение: «Что мы можем сказать нового? Что мы умнее Пушкниа?» Ребята забывают о цели сочинения: «сердцу высказать себя», «предъявить личность». Учителя при проверке сочинения по литературе не интересуют мысли В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева… Интересуют мысли, взгляды, чувства ученика …
Необходимо помнить, что «своё» - всегда с издержками.
Но, своего бояться, – от «себя отказаться!».
Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений.
Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение. Своеобразием обладают и те работы, в которых ученик делает попытку сопоставить прочитанное и увиденное. Мы говорим о привлечении других видов искусства: живописи, музыки, кино. Такие включения в текст основного сочинения демонстрируют эрудицию автора, его желание глубоко проникнуть в суть проблемы.
Вот пример достаточно удачного, на наш взгляд, обращения к киноэкранизации.
Пример: «Я окончательно убедился в своей точке зрения, когда посмотрел фильм Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где есть такой эпизод: Обломова усаживают на велосипед, привезённый Штольцем из-за границы. Илья Ильич отказывается кататься, сопротивляется, но устоять перед жестокой настойчивостью друга не может. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее по кругу едет велосипед, на котором сидит Обломов. Он кричит, просит Штольца остановиться, умоляет, приказывает. Его слышат и не слышат. Слышат его голос, но не понимают, что Обломов не годится для быстрого бега жизни, для суеты и волнения. Нет такого эпизода в романе, но как верно эта езда на велосипеде передаёт характер героя. Смотрю фильм и убеждаюсь в том, что Обломов никогда не будет подобен суетливым Судьбинскому, Пенкину, Волкову, да и Штольцу тоже».
Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.
Работа над черновиком. Переписывание сочинения
Писать хорошо – это вычёркивать
плохо написанное.
А.П. Чехов
Ответственный момент – работа над черновиком. Писать его надо так, чтобы на полях, между строк или на одной стороне листа оставалось место для исправлений. Во время проверки черновика надо:
1. свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…,
2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение,
3. проверить, правильно ли выделены абзацы,
4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз),
5. сделать стилистическую и речевую правку,
6. сверить цитаты с текстом произведения,
7. проверить орфографию и пунктуацию.
При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются.
- Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.
Техника написания сочинения, о которой здесь шла речь, думается, позволит учителю облегчить его труд. И злое предсказание феи «Ты будешь проверять тетради» потеряет своё коварство и приобретет радостный характер нетерпеливого ожидания, чтобы слова из знаменитой песни «А у нас стряслась беда: сочиненье скоро!» потеряли свою актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)
Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...
Как написать сочинение? Описание игрушки.
1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...
Как написать сочинение
Презентация для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ....
Элективный курс "Как написать сочинение на ЕГЭ"
Программа курса «Как написать сочинение на ЕГЭ» предназначена для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному тексту, которое предлагается написать в час...
Как написать сочинение
Как написать сочинение (этапы работы, рекомендации)Сочинение по картинеСочинение - описаниеСочинение-миниатюраСочинение-рассуждение части «С» ЕГЭ по русскому языку...
Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"
В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....
Как написать сочинение С 2,1. (ГИА 9 кл 2013 г)
Презентация содержит пошаговые инструкции для написания сочинения-рассуждения на гиа в 9 классе 2013 г. Презентация создана с учётом изменений в проведении экзамена и в выполении заданий части С, прои...
- Мне нравится (1)