Презентация интерактивная "Югра литературная"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс)

В презентации находятся материалы по литературе родного края, связанные с творчеством местных писателей югорчан.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 42 » г.Нижневартовска Машукова Е.В. « Югра литературная» ( интерактивное путешествие)

Слайд 2

Материалы для архивариуса 1 историческая справка В 1993 году Ханты-Мансийский автономный округ стал равноправной частью (субъектом) Российской Федерации и входит в состав нашего большого государства . Историческое название края – Югра . Полное название - Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ( ХМАО-Югра ). 2 историческая справка В Нижневартовском районе из коренных народов преобладает народ ханты. Югры , остяки,ханты – три названия одного и того же народа. Древнее самоназвание хантэ ( кантах), что означает и «народ» и «человек».

Слайд 3

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра Песня

Слайд 4

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА ХМАО-Югры

Слайд 5

Туристическая путевка Дорогой мальчик (девочка) ! Ешак пух ( эви ) ! Вы сегодня отправляетесь в путешествие ( куда ? ) ( с кем встретитесь, что увидите ) ( с какой целью?) для того , чтобы Еремей Юван Владимир по Ханты –Мансийскому автономному округу; встретимся с писателями и поэтами Севера, познакомимся с их произведениями; знать творчество тех писателей и поэтов на чьей земле мы проживаем Айпин Шесталов Волдин

Слайд 6

Юван Шесталов И тундра. И тайга. Земля и человек... Нерасторжима связь С тобою, белый снег! Как с нартами - олень, Как с тундрою - песец, Как со звездой - звезда. С творением - творец. Мы связаны с землёй Бессмертно, Навсегда: Как будто кровь моя, Течёт её вода. О чем это стихотворение?(тема). 2) Каков смысл этого стихотворения?( идея). 3) Какое образное сравнение использует поэт для того, чтобы показать неразрывную связь человека и природы?

Слайд 7

« Север мой…» Идейно-художественное своеобразие произведения Автор и произведение Тема Основная мысль Художественные средства Юван Шесталов Еремей Айпин Владимир Волдин Вывод

Слайд 8

Еремей Айпин Боль Земли ( отрывок из книги «У гаснущего очага») Когда Мама случайно задевала землю острием топора, она быстро ровняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил: то же самое делал и Отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. Я спросил у Мамы: - Что все это значит? - Это рана на теле Земли, - сказала Мама. - Рана? - Да, ни в коем случае нельзя оставлять раны. - Почему? Больно Ей... Больно? - удивился я. Да. Если случайно поранишь Землю - Сидящую Матерь, нужно сразу же полечить рану. Как же полечить? - Нужно заровнять порез, чтобы побыстрей заживал. - Ты мне раньше этого не говорила, Мама. -Я тебе еще о многом не говорила, Роман. - Расскажешь? - Конечно же - будет время , многое узнаешь . Я уже знал, что нельзя часто повторять священное имя Той, что держит нас : Земля!..Только в особо значительных случаях, на больших торжествах-праздниках, а также в критическую минуту, когда взывают о помощи, - вот тогда называют Ее этим высоким именем - Земля! А в повседневной жизни зовут просто Сидящей. Наверное, от частого употребления изнашивается имя, тускнеет, соображал я. Поэтому детям и не разрешают попусту повторять его. И сама Она, коль услышит, возможно, бывает недовольна этим... Я вспомнил слова Матери о том, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева. Есть душа у травиночки и цветка. Есть душа у Земли. А все, у кого есть душа, чувствуют боль . Сейчас меня интересовала Земля. Поэтому спросил у Мамы: - Ей очень больно? - Конечно. Помнишь, ты палец себе порезал? - Помню. - Помнишь боль? - Да, помню.

Слайд 9

Сейчас меня интересовала Земля. Поэтому спросил у Мамы: - Ей очень больно? - Конечно. Помнишь, ты палец себе порезал? - Помню. - Помнишь боль? - Да, помню. - Вот и Сидящей так же больно, - грустно проговорила Мама. -Только мы не чувствуем Ее боли... Я живо представил себе Сидящую: вот Она, величественная Женщина-Красавица, а мы, люди, живем и бегаем по Ее плечам. И, по неразумности своей, иногда причиняем Ей боль, приносим страдания. Но Она, казавшаяся мне одновременно и человеком, и Богиней , прощает нам многие обиды. Ведь Она такая же добрая и справедливая, как и моя Мама. И понимает, что дети могут и пошалить. Недаром называют Ее Сидящей Матерью. Стало быть, все люд и Земли-Ее дети... Я взглянул на свою Маму. И мне пришла мысль: моя Мама чувствует боль Сидящей Матери, боль Земли. Если и не до каждого человека доходит эта боль, то моя Мама наверняка чувствует ее. Когда она острием топора задевала Землю, я видел на лице Мамы боль. И поэтому спросил тихо: -Мама, а ты чувствуешь боль Сидящей? Она внимательно посмотрела на меня, помолчала немного, затем тихо и задумчиво сказала: Может быть, иногда и чувствую... Тогда мне еще неведома была чужая боль. Позже, размышляя об этом , я понял, что корень всех корней жизни находится в Земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек... Все взаимосвязано, все д ержится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший Землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество. Но боль изначальную чувствуют немно­гие, а конечную - почти все. Ибо каждый замах потом обязательно откликнется... Я слушал Маму. Потом в мою голову пришла другая мысль. И я спросил: - Мама, а разве лопатой мы не причиняем Ей боль? -Нет. - Отчего так - ведь лопата острая? - Когда для нужного дела мы копаем или строим - Земля только рада этому. - За это Она не сердится на человека? - Нет, не сердится. - Она умная?

Слайд 10

- Да, Она знает, если человек задумал разумное дело... Она все знает, все понимает!.. И я стал думать о разумном и неразумном в жизни Земли. А Мама стала мне объяснять, почему нельзя делать больно нашей Земле. Все люди-народы, все звери и птицы, деревья и травы на Зем­ле живут. Всех Земля держит. Всем дает жизнь Священная Земля... А если поранишь Ее и Она обидится насовсем - тогда где жить?! Как жить?! Не станет Земли - не станет жизни... Вот поэтому и нужно беречь Землю. Вот поэтому и нужно думать о Ней ежедневно, пом­нить о Ней до последнего мгновения... А вскоре пришло это последнее мгновение - и Мама ушла в Землю... После я с завистью смотрел на тех, у кого были мамы. Мне ка­залось, что в них не было того священного трепета, с каким нужно подходить к матери. Ибо они не знали, не представляли, каково это -остаться без матери в детстве. Расти без матери. Жить без матери... При Маме мир был одним, а без Мамы стал совсем другим... Мама ушла в Землю (…) с. Малый Яр, Апрель 2002 года Вопросы и задания О чем этот отрывок? В чем смысл заглавия ? Почему Мама закрывала « порез» от топора на земле щепками и хвоей? Почему нельзя было часто повторять имя Земля? Как по –другому именуют Землю в тексте ? Почему? Почему лопата не причиняет боли Земле? Индивидуальное задание. Перечитайте абзац, начинающийся со слов « Тогда мне еще…». Объясните смысл прочитанного. Индивидуальное задание. Найдите в тексте ответ на вопрос « Почему нельзя делать больно нашей Земле?» 7. В чем смысл этого произведения ? Ответ сформулируйте самостоятельно или найдите ответ в тексте.

Слайд 11

Владимир Волдин Сосновый бор Я люблю сосновый бор. Сосны в нем, как руки солнца. Песни сыплет птичий хор. Воздух сладок - пей до донца. Я люблю сосновый бор. Им лесные звери живы. Наши земли, наши воды Бережет он с давних пор. Ну а если жадный вор Или враг в него прорвется, Он обратно не вернется: Будет страшным приговор. Лось забьет его в упор, И олень пронзит рогами. Так ведет он речь с врагами Наш сосновый, гордый бор. Ты же, добрый человек, В бор иди, как к человеку, Как ручей впадает в реку, Или в море - воды рек. От дождя тебя шатром Он в ненастный день укроет, На поляне стол накроет, За добро платя добром. Перевод Л. Решетникова Вопросы и задания Индивидуальное задание. На какие три части можно разделить это стихотворение? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 1. За что лирический герой любит сосновый бор? ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………… Что ожидает врага, который с худыми намерениями проникнет в бор? …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… Как нужно вести себя в лесу ? …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. При каком условии сосновый бор от « дождя тебя шатром …укроет, на поляне стол накроет…». …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… 5. Приведите примеры художественно- изобразительных средств, используемых В. Волдиным : 1 ряд – сравнения……………………………………………….. 2 ряд- противопоставление( антитеза)……………………. -3 ряд- эпитеты…………………………………………………… -олицетворение ( индивидуальное задание )………………… …………………………………………………………………………

Слайд 12

Как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ. С мамы начинается Земля. В люльке просыпается Земля. В сказке продолжается Земля. А на Земле – песни. Юван Шесталов музыка

Слайд 13

Раскрась картинку. Рефлексия. 1.Что нового я узнал? 2. Понравилась ли презентация? 3.Будешь ли использовать полученные знания? 4. Какое участие принял ты на уроке? (активное, пассивное) …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации по литературному краеведению

Иллюстративный материал по литературному краеведению...

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Презентация к литературно-музыкальной композиции «Дорогие матери России».

Цели: воспитание уважительного отношения к женщине; воспитание чувства прекрасного, любви к матери  через призму литературы( творчество русских и российских писателей).  Составила...

"Uber allen Gipfeln ist Ruh..." презентация к литературному вечеру о Гёте

Данная презентация может быть использована для проведения литературного вечера, посвященному  И.Гете. Биографический материал учитель дополняет по своему  усмотрению, ориентируясь на своих у...

Презентация "Памятники литературным героям в Санкт-Петербурге"

Презентация знакомит с памятниками, которые установлены литературным героям в Санкт-Петербурге. В работе можно встретиться как с общеизвестными памятниками (например, памятник "Чижику-пажику" или ...

Презентация музыкально-литературного вечера посвященный дню рождения Габдуллы Тукая

На презентации были использованы отрывки из стихотворении великого поэта Габдуллы Тукая, а также фотографии детей выступавших на мероприятии....

Презентация к литературно-музыкальной композиции "A Song For You"

Презентация, иллюстрирующая ход мероприятия "Песня для тебя"...