Проект "Загадочная книга"
проект
Проект «Загадочная книга» как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и приобщения
к истокам русской культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №57»
Проект «Загадочная книга»
как интегративное дидактическое средство
познавательно – речевого развития и приобщения к истокам русской народной культуры дошкольников
(срок реализации 1 учебный год )
Составитель:
учитель-логопед Рожина У.В..
Вологда
2021
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (в течении учебного года).
Руководитель проекта: Рожина У.В.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Принцип построения: интегративный.
Охватываемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Актуальность темы:
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение). В ходе логопедической работы достаточно часто у детей возникают трудности при составлении загадок, а так же при их разгадывании.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Цель: Исследование происхождения загадок и их видов, учить разгадывать загадки, придумывать свои.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
- Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание загадок.
- Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.
- Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников через изготовление страницы из книги загадок.
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».
2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
3. Цикл мероприятий по обучению составления загадок.
4.Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационный ресурс
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9
Кадровый ресурс - воспитатели –Красова Т.В., Якушева Н.С., дети, родители.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности:
-Изготовление «Загадочной книги»
- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Структура проекта
Этапы реализации проекта
План работы по реализации проекта
Результат:
Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды , проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению страниц для «загадочной книги» по различным лексическим темам, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в составлении и презентации «Загадочной книги».
КОНСПЕКТ
Логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
«Помощница загадка»
Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества –
загадке.
Задачи:
- Уточнить представление детей о жанрах русского народного творчества.
- Закрепить знания детей о разных видах загадок.
- Развивать связную речь дошкольников упражняя в составлении и отгадывании загадок.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: Знакомство с историей возникновения загадки, разучивание загадок, чтение русских народных сказок, разучивание русских народных игр, д/упр. «Подбор эпитетов к предмету».
Словарная работа: Жанры, виды загадок: загадки описания, сравнения, отрицания, рифмы, складки, обманки, русское народное творчество, Красны девицы, Добры молодцы,
Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация, русские народные костюмы, эмблемы «Солнышко», веревочка с узелком, маски луны и солнца, картинки с изображением зайца и петуха.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы работы: Речевое общение, беседа, , словесная игра, подвижная игра, упражнение в составлении и отгадывании загадок.
Интеграция областей: Коммуникация, познание ,социализация, музыка.
Методика проведения организованной деятельности:
Слайд 1(на фоне русской народной мелодии появляются русские пейзажи)
1 Организационный момент.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал под русскую народную мелодию ( по выбору педагога ) и встают в круг. Мелодия приглушается, воспитатель читает четверостишие:
- Вот выходим мы на луг,
Ты мой друг и я твой друг.
К солнцу дружно потянулись,
Обнялись и улыбнулись.
- Мы подарили свое тепло и хорошее настроение друг другу, а теперь давайте подарим гостям.
Дети подходят к гостям, дарят им эмблемы «Солнышко», здороваются. Возвращаются на место.
- Ребята, вы у меня спрашивали, зачем мы надели русские народные костюмы. Пришло время вам рассказать. Мы сегодня будем добрыми молодцами и красными девицами.
- А где встречаются красны девицы и добры молодцы?
- В русских народных сказках.
- А вы хотите попасть в сказку? (хотим)
- Сначала скажите, какие еще жанры русского народного творчества вы знаете?
- Русские народные песни, хороводы, игры, прибаутки, потешки, загадки.
- Хоровод мы уже водили, в игры еще предстоит поиграть, а вот в сказку вы попадете, если отгадаете загадку.
Слайд 2 ( на экране книга, в ней «спряталась» загадка, когда дети отгадают, книга открывается из нее появляется Баба Яга)
- Сколько лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос – крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом ее на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко.
(Баба Яга)
- О ком загадка? Объясните, почему вы так думаете.
Слайд 3(появляется Баба Яга из мультфильма «Гуси-Лебеди»)
2 Речевое общение.
- Вот и попали мы с вами в сказку. И сразу Бабу Ягу встретили. А из какой же она сказки?
Дети отгадывают.
- Унесли Гуси-Лебеди Братца. Плачет Девочка. Жалко Братца. Давайте Девочке поможем его спасти. Не зря мы сегодня красны девицы и добры молодцы.
- Скажите, как в р.н.сказках измерялась сила добра молодца и мудрость красной девицы?
- С помощью загадки.
- Какие вы знаете сказки, в которых встречаются загадки?
- «Дочь - семилетка», «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный и др.».
- Как помогли загадки в этих сказках?
- В сказке «Дочь - семилетка» помогли дочери стать царицей.
- В сказке «Мудрые ответы» помогли солдату разбогатеть.
- Да, ребята, знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению наших далеких предков, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным и мудрым. Знание и умение их разгадывать приносило человеку счастье, а незнание гибель. Так в р.н. сказках загадки считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний – царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки или герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
3 Мотивация на деятельность.
- Давайте и мы с вами с помощью умения отгадывать и составлять загадки, поможем Девочке спасти Братца. По мере того, как мы будем выполнять задания, Девочка с Братцем будут все ближе и ближе к спасению.
- Готовы? Тогда первое задание.
Слайд 4 (книга, в которой задание, после его выполнения книга открывается и показывает отрывок из мультфильма)
4 Актуализация темы.
- Нужно рассказать, что такое загадка и как она появилась.
- Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки.
- Загадка – это жанр русского народно творчества.
- О чем рассказывается в загадке?
- В загадке дается описание какого-то предмета или явления, которое нужно отгадать.
- Откуда появились загадки?
- Загадки появились в древнерусском языке.
- Слово «гадать» означало «думать», «размышлять» - отсюда и пошло слово загадка.
- Для чего древние люди использовали загадки?
- Сначала древние люди использовали иносказательную речь, чтобы обмануть животных, растения, злых духов, которые, якобы, понимали человеческий язык.
- Для чего им это нужно было?
- Чтобы воздействовать на природу, обеспечить удачную охоту. Древние люди думали, что используя иносказательную речь, они скрывают приготовления к охоте, рыбалке и звери не почувствуют опасность.
- Да, ребята, древние люди называли например, медведя – «шикуша», коня – «домохвостый». Вот из этой загадочной речи и родились загадки. Люди думали, что при помощи загадочной речи можно отвести от себя беду. Давайте покажем как это было.
5 Инсценировка. (Два ребенка)
1 ребенок:
- «Пошел я по тух-туху. Взял с собой тав-таву, нашел я храп-тахту. Кабы не тав-тава, съела бы меня храп- тахта».
2 ребенок:
- «Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей. Если бы не собака, съела бы меня медведица».
6 Продолжение беседы.
А как еще использовали загадки на Руси?
- Несколько позже, когда из иносказательной речи родились загадки, люди стали их использовать для отдыха. Когда заканчивался хозяйственный год, природа засыпала, люди тоже отдыхали от трудов и устраивали посиделки с песнями, хороводами, и конечно же с загадками.
- А зачем мы отгадываем загадки в наше время?
- Чтобы развивать ум, создавать хорошее, веселое настроение.
- Молодцы! Я думаю, вы справились с первым заданием. Давайте проверим.
Слайд 5 (книга открывается и показывает отрывок из мультфильма – Девочка с Братцем прячутся у речки)
Слайд 6 (книга с заданием)
7 Закрепление знаний детей о разных видах загадок.
-Нужно выполнить следующее задание. Отгадайте, о чем я говорю.
- Дерево волшебное
С яблоками спелыми,
Если съешь его плоды –
От врага упрятан ты.
(Яблоня)
Дети отгадывают, доказывают ответ.
- Вы знаете разные виды загадок. Какая прозвучала только что?
- Загадка – рифма.
- Что такое загадка – рифма?
- Это загадка, похожая на стихотворение.
- Послушайте еще загадку.
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышь)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков.
- Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением.
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – отрицание – это загадка, в которую включено отрицательное сравнение.
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все ж попался … (колобок)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой.
- Кто грызет на ветке шишку?
Ну, конечно, это … (белка)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой.
- Молодцы! Вот сколько видов загадок вы знаете. Напомните мне, с какой целью мы отправились в сказку и зачем отгадываем загадки?
Ответы детей.
- Давайте проверим, справились ли мы с заданием.
Слайд 7 (книга открывается и показывает отрывок из мультфильма – Девочка прячется с Братцем под Яблоней)
8 Игровая деятельность (словесная игра).
- И с этим заданием вы справились. А вот следующее.
Сейчас мы проверим, могут ли дети загадывать загадки. Чтоб нам было веселее, мы поиграем в р.н. игру «Ты веревочка кружись…».
- «Ты, веревочка, кружись,
Ты, веревочка, вертись,
Узелок остановись
И в ладошке притаись.
Может быть у Маши,
Может быть у Саши.»
Дети стоят в кругу, в руках веревочка с узелком. Передавая узелок друг другу по кругу проговаривают слова игры. У кого узелок остановился, тот загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
- Молодцы! Я думаю, что и с этим заданием вы справились. Давайте проверим.
Слайд 8 (книга открывается и показывает отрывок из мультфильма – Девочка прячется с Братцем в Печке)
9 Двигательная активность (физкультминутка).
- Долго ли, коротко ли, добрались вы, ребята, до последнего задания – испытания. Если справитесь с ним, то поможете Девочке спасти Братца. Но сначала я вам предлагаю поиграть еще в одну р.н.игру «Золотые ворота».
Из детей выбираются «Луна» и «Солнце». Они берутся за руки и поднимают их вверх образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота, проговаривая слова:
- «Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанные дети выбирают, на чью сторону они хотели бы встать: луны или солнца. Встают позади соответствующего игрока образуя ворота. Так до тех пор, пока все дети не будут пойманы. В итоге получится две команды.
10 Упражнение в составлении и отгадывании загадок.
- А вот и следующее задание.
Командам нужно придумать загадки – отрицания про животных. А про каких, вы увидите на картинках.
Командам даются картинки с изображением зайца и петуха. Дети расходятся в разные концы зала и составляют загадку. Затем договариваются, кто из них будет ее загадывать противоположной команде.
Заяц:
- Маленький – но не мышка.
Пушистый – но не мех.
Быстрый – но не стрела.
Короткохвостый – но не медведь.
Живет в лесу - но не волк.
Белый - но не снег.
Петух:
- Домашний – но не кот.
Разноцветный – но не радуга.
Звонкий – но не колокольчик.
Всех будит – но не будильник.
- И с этим заданием, я думаю, вы справились. Давайте проверим.
Слайд 9 (книга открывается и показывает отрывок из мультфильма – Девочка с Братцем дома)
11 Рефлексия.
- Вот какие вы молодцы!
Скажете, как вам помогла ваша мудрость, смекалка и знания?
Ответы детей:
- Мы помогли Девочке спасти Братца.
- Значит мы какие?
- Умные, смелые, сильные.
- Да, ребята, в знании сила. С помощью знаний , мудрости и смекалки можно многого добиться и преодолеть трудные испытания.
- Понравилось вам наше путешествие в сказку?
Ответы детей.
- А теперь я предлагаю вам пройти в группу и свои впечатления от путешествия передать в рисунке.
Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008
Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...
О женщина! Ты книга среди книг
Звёздный час к 8 марта...
Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"
Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...
Сценарий праздника посвященный Неделе детской и юношеской книги “С книгой весело шагать (Книжкин калейдоскоп)”
2 апреля Международный День Детской Книги.Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY) 2 апреля, в день рожд...
Откуда есть пошла книга. Общие представления об истории книги.
ТЕМА: ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА КНИГА.ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КНИГИ. Цель: познакомить учащихся с историей книги, об изобретении книгопечатания, привить любовь к книге, культурно...
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....