Литература народов России
рабочая программа по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Литература народов России
Пояснительная записка
Данный курс позволит расширить и углубить знания учащихся по литературе и истории, сформировать навык творческого создания художественных текстов, воспитать уважение к слову.
В основу данного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.
Особенности класса - класс общеобразовательный.
Цель курса – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи курса:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. – 1 час в неделю и предусматривает устный зачёт по итогам изучения каждого учебного полугодия.
Информация об используемых технологиях обучения.
Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.
Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (конференция, путешествия, учебно-познавательная игра, викторина, творческая работа, презентация).
Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).
Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
4. Содержание учебного курса
№ | дата | тема | Форма деятельности | Форма контроля |
1 | Введение. Россия – многонациональная страна. | Проблемная беседа , лекция. | Конспект. | |
2 | Писатели и поэты Белоруссии. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
3 | Чтение и анализ произведений белорусских авторов( Янка Купала, Василь Быков, Якуб Колас, Алесь Адамович). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
4 | Писатели и поэты Украины. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
5 | Чтение и анализ произведений украинских авторов ( Тарас Шевченко, Иван Франко,Леся Украинка ) | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
6 | Писатели и поэты Молдовы. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
7 | Чтение и анализ произведений молдавских авторов ( Владимир Бешлягэ, Виеру, Григоре Павлович). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
8 | Писатели и поэты Таджикистана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
9 | Чтение и анализ произведений таджикских авторов ( Рудаки, Фирдоуси, Мирзо Турсун – заде) | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
10 | Писатели и поэты Узбекистана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
11 | Чтение и анализ произведений узбекских авторов ( Алишер Навои, Надира). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
12 | Писатели и поэты Казахстана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
13 | Чтение и анализ произведений казахских авторов. | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
14 | Писатели и поэты Татарстана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
15 | Чтение и анализ произведений татарских авторов( Айдар Халим, Адель Кутуй). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
16 | Писатели и поэты Армении. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
17 | Чтение и анализ произведений армянских авторов ( Мовсес Хорекаци, Давид Грамматик) | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
18 | Писатели и поэты Азербайджана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
19 | Чтение и анализ произведений азербайджанских авторов ( Физули, Самед Варгун). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
20 | Писатели и поэты Грузии. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
21 | Чтение и анализ произведений грузинских авторов ( Шота Руставели). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
22 | Писатели и поэты Дагестана. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
23 | Чтение и анализ произведений дагестанских авторов (Анвар Аджиев, Фазу Алиева) | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
24 | Писатели и поэты Эстонии. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
25 | Чтение и анализ произведений эстонских авторов ( Аугуст Гайлит, Марис Ундер). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
26 | Писатели и поэты Латвии. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
27 | Чтение и анализ произведений латвийских авторов (Вилис Лацис, Гунтис Беренис). | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
28 | Писатели и поэты Литвы. | Лекция с показом презентации. | Конспект. | |
29 | Чтение и анализ произведений литовских авторов ( Юозас Балтушинс, Костас) | Чтение и анализ произведений. | Письменная работа. | |
30 | Представление и обсуждение проектных работ. | Проблемная беседа. | Зачет. | |
31 | Представление и обсуждение проектных работ. | Проблемная беседа. | Зачет. | |
32 | Представление и обсуждение проектных работ. | Проблемная беседа. | Зачет. | |
33 | Представление и обсуждение проектных работ. | Проблемная беседа. | Зачет. | |
34 | Представление и обсуждение проектных работ. | Проблемная беседа. | Зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. 6 класс.
Презентация по учебнику под ред. Коровиной.Тема: Литература народов России.Поэты: Кайсын Шуваевич Кулиев, Габдулла Тукай....
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Литература народов России
(выступление на методическом объединении)...
Рабочая программа по учебному предмету "Литература народов России" 5 класс
Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадле...
Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)
Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...