Рабочая программа
рабочая программа по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования Каратузского района
МБОУ "Таятская ООШ им. Героя России И. Корпачева"
| РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4544180)
учебного предмета
«Литература»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шмелева Марина Ивановна
Учитель русского языка и литературы
село Таяты 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Античная литература
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».
Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и др.
Литература второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова.
Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и др.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др.
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».
Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
- определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Античная литература (2ч.) | ||||||||
1.1. | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать фрагменты произведений; Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей; Сопоставлять литературные произведения с мифологической основой, а также на основе близости их тематики и проблематики; сравнивать персонажей произведения по сходству или контрасту; сопоставлять с эпическими произведениями других народов; Владеть умениями анализировать произведение, различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий). | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 2. Фольклор (7ч.+2ч. Р.Р.) | ||||||||
2.1. | Былины (не менее двух). «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». | 4 | 0 | 0 | Выразительно читать былины, пересказывать, передавая языковые и интонационные особенности этого жанра. Работать со словом, с историко-культурным комментарием. Отвечать на вопросы, составлять развёрнутый план, определять идейно-тематическое содержание былин. Определять особенности былины как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины. Характеризовать героев былин, оценивать их поступки. Сопоставлять былины с другими известными произведениями героического эпоса. Определять роль гиперболы как одного из основных средств изображения былинных героев. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
2.2. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
2.3. | Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады). «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.. | 3 | 0 | 0 | Читать выразительно фольклорные произведения. Определять художественно-тематические особенности народных песен и баллады. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru |
2.4. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 9 | |||||||
Раздел 3. Древнерусская литература (2ч.+1Вн.чт.) | ||||||||
3.1. | «Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега». | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра; Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека; Определять с помощью учителя роль и место древнерусских повестей в истории русской литературы; Характеризовать образ рассказчика и главных героев; Выявлять средства художественной выразительности, анализировать идейно-тематическое содержание повести. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
3.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 3 | |||||||
Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13ч.+1ч.Р.Р.+1ч.ВН.чт.) | ||||||||
4.1 | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский». | 8 | 0 | 0 | Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы. Определять общее и особенное в подаче сюжета. Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей. Составлять развёрнутый план, пересказывать фрагменты текста. Аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
4.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
4.3. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др. | 3 | 0 | 0 | Выразительно читать стихотворение. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Заучивать по выбору стихотворение/я наизусть. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
4.4. | А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). «Косарь», «Соловей» и др. | 2 | 1 | 0 | Выразительно читать поэтический текст; Определять идейно-художественное содержание текста, выявлять средства художественной выразительности; Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека; Характеризовать лирического героя; Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; Читать одно из стихотворений наизусть; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
4.5. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 15 | |||||||
Раздел 5. Литература второй половины XIX века (16ч.+2ч.Р.Р+1ч.Вн.чт.) | ||||||||
5.1. | Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…». | 2 | 0 | 0 | Читать выразительно стихотворение. Определять его тематическое содержание и эмоциональный настрой. Выявлять средства художественной выразительности. Читать одно из стихотворений наизусть. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.2. | А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…». | 2 | 0 | 0 | Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), определять их роль в создании поэтических образов. Читать одно из стихотворений наизусть. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.3. | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | 2 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту, пересказывать. Составлять план (простой, подробный). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Определять тему, идею. Характеризовать главных героев рассказа. Определять роль пейзажных описаний в произведении. Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств. Составлять отзыв на рассказ. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.4. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.5. | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». | 3 | 0 | 0 | Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный). Характеризовать героя, его поступки. Определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства изобразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к герою произведения. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.6. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Создавать аннотацию на прочитанное произведение. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.7. | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль, определять особенности композиции. Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и творчества писателя; формулировать свою точку зрения и корректно передавать своими словами смысл чужих суждений. Определять особенности автобиографического произведения. Характеризовать главного героя, его поступки и переживания. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.8. | А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника». | 3 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать близко к тексту, владеть художественным пересказом. Определять роль названия в литературном произведении. Выявлять жанровые отличия рассказа, определять его проблематику. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Писать мини-сочинение. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.9. | А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». | 2 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности. Определять тему, идею произведения, своеобразие композиции. Характеризовать главных героев, основные события. Описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
5.10. | Внеклассное чтение. | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 19 | |||||||
Раздел 6. Литература ХХ века (17ч.+3ч.Р.Р.+2ч.Вн.чт.) | ||||||||
6.1. | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др. | 3 | 0 | 0 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Отвечать на вопросы, анализировать стихотворение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности авторского языка. Характеризовать лирического героя. Устно или письменно отвечать на вопросы. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.2. | Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова. | 3 | 0 | 0 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.3. | Внеклассное чтение. | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.4. | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»; А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») | 2 | 0 | 0 | Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Определять характер главного героя, его взаимоотношение с окружающими. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Оценивать художественное своеобразие произведения. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Создавать аннотацию на прочитанное произведение. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.5. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Писать сочинение с опорой на одно из произведений. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.6. | В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». | 2 | 0 | 0 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Отвечать на вопросы и уметь формулировать вопросы к тексту. Определять тему, идею, характеры главных героев, мотивы их поступков. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведению. Выявлять авторскую позицию. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.7. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Писать сочинение на одну из предложенных тем. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.8. | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» | 3 | 0 | 0 | Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, давать их словесный портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими произведениями. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.9. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.10. | Произведения современных отечественных писателей- фантастов (не менее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др. | 4 | 0 | 0 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства их создания. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
6.11. | Развитие речи. | 1 | 0 | 1 | Писать сочинение на литературную тему или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. Создавать аннотацию на прочитанное произведение. | Практическая работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 22 | |||||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации (2ч.+1ч.Вн.чт.) | ||||||||
7.1. | Стихотворения (два по выбору). М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…». | 2 | 0 | 0 | Читать выразительно и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Сопоставлять произведения, определяя общность темы и её художественное воплощение. Выявлять художественные средства выразительности. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
7.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 3 | |||||||
Раздел 8. Зарубежная литература (11ч.+ 1ч.Вн.чт.) | ||||||||
8.1. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). | 2 | 0 | 0 | Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главу повести. Уметь характеризовать героев повести. Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам. Определять художественные средства выразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения. Составлять отзыв на произведение. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
8.2. | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) | 2 | 0 | 0 | Читать произведение, отвечать на вопросы, анализировать отдельные фрагменты. Определять жанровую особенность произведения. Характеризовать главного героя, выявлять своё отношение к нему. Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Составлять письменный отзыв на произведение. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
8.3. | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др. | 4 | 0 | 0 | Читать, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа. Владеть разными видами анализа. Выявлять сюжет, композицию произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
8.4. | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др. | 3 | 0 | 0 | Читать выразительно литературное произведение, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы. Определять жанровую особенность произведения. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу. Создавать аннотацию на прочитанное произведение. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
8.5 | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обогащать словарный запас учащихся; работать над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; обучать связной речи; работать над выразительностью речи. | Устный опрос; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 12 | |||||||
Раздел 9. Итоговый контроль (2ч.) | ||||||||
9.1 | Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | 0 | Выявлять уровень правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получать информацию о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, формировать у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления. | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru | |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Резервное время | 15 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Введение. Античная литература. Поэма «Илиада» (фрагменты). | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос; выразительное чтение; |
2. | Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагменты). | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Русские былины: жанровые особенности и система образов. Сюжет. Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Былины Киевского и Новгородского циклов. | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
6. | Былина «Садко». Контрольная работа по теме "Былины". | 1 | 1 | 0 | 14.09.2022 | Тестирование; анализ произведения; |
7. | Развитие речи. Былина«Вольга и Микула Селянинович». | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Практическая работа; |
8. | Русская народная песня (лирические и исторические песни). Календарно-обрядовые песни. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Народные песни и баллады народов России и мира. «Песнь о Роланде» (фрагменты). | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Народные песни и баллады народов России и мира. «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). Жанр баллады в мировой литературе. Баллада "Аника-воин". | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Устный опрос; |
11. | Развитие речи. Итоговый урок по теме «Жанр баллады в мировой литературе». Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд». | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Практическая работа; |
12. | Древнерусская литература: основные жанры и особенности. | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
13. | Древнерусские летописи. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». Контрольная работа по теме "Древнерусская литература". | 1 | 0.5 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос; Тестирование; |
14. | Внеклассное чтение. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет»: «Сказание о юноше Кожемяке». РК. Миф в литературе. «Языческая поэма» Ю. Шесталова. | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
15. | А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
16. | А.С. Пушкин. «Узник», «Туча». Двусложные размеры стиха. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устный опрос; |
17. | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»: история создания; тема, идея романа. | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Устный опрос; |
18. | А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский старший и Троекуров. Сопоставительная характеристика; система образов. | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный опрос; |
19. | А.С. Пушкин. «Дубровский»: образ главного героя. РК. Сильный характер в произведениях сибирских писателей. Г. Сазонов, А. Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания). Леонид Лапцуй «Дедовский мотив», «Перед порогом». | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
20. | А.С. Пушкин. Владимир и Маша: история любви. | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
21. | А.С. Пушкин. «Дубровский»: второстепенные персонажи в романе. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос; |
22. | А.С. Пушкин. «Дубровский»: финал романа. Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Устный опрос; |
23. | Итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 24.10.2022 | Письменный контроль; |
24. | Развитие речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина "Дубровский". | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Письменный контроль; |
25. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Устный опрос; |
26. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Листок». | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
27. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утёс». Трёхсложные размеры стиха. | 1 | 0 | 0 | 9.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
28. | А.В. Кольцов. Стихотворения «Песня пахаря», «Косарь». | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устный опрос; |
29. | А.В. Кольцов. Стихотворение "Соловей". | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
30. | Внеклассное чтение. А.В. Кольцов. Стихотворение «Не шуми ты, рожь…». РК. Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края. М. Лесной. | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Практическая работа; |
31. | Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устный опрос; |
32. | Ф.И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; |
33. | А.А. Фет. Стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…». | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
34. | А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». РК. В родном краю. И.Ермаков. «О чем шептал олененок». | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Практическая работа; |
35. | Сборник И.С. Тургенева «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг»: образы и герои. | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
36. | И.С. Тургенев. «Бежин луг»: портрет и пейзаж в литературном произведении. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
37. | Развитие речи. Народные поверья и предания в рассказах крестьянских ребятишек (по рассказу "Бежин луг"). | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Практическая работа; |
38. | Н.С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
39. | «Левша»: художественные и жанровые особенности произведения. | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос; |
40. | Н.С. Лесков. «Левша»: авторское отношение к герою. | 1 | 0 | 0 | 8.12.2022 | Устный опрос; |
41. | Контрольная работа по сказу "Левша". | 1 | 1 | 0 | 12.12.2022 | Тестирование; |
42. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по сказу "Левша". | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Практическая работа; |
43. | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Уроки доброты и сострадания. Образ Николеньки Иртеньева. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
44. | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы): образы Карла Иваныча и Натальи Савишны. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
45. | Итоговая контрольная работа за 1-е полугодие. | 1 | 1 | 0 | 21.12.2022 | Контрольная работа; |
46. | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: юмор, ирония, источники комического. | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Устный опрос; |
47. | А.П. Чехов. «Хамелеон»: художественные средства и приёмы изображения. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос; |
48. | А.П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
49. | Итоговый урок по произведениям А.П. Чехова. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 29.12.2023 | Тестирование; |
50. | А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. | 1 | 0 | 0 | 9.01.2023 | Устный опрос; |
51. | А.И. Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Устный опрос; |
52. | Внеклассное чтение. А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Устный опрос; |
53. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. А.А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное…». | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
54. | С.А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом…». | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
55. | В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Письменный контроль; Тестирование; |
56. | Стихотворения отечественных поэтов XX века. Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние». РК. Мир человека и мир природы. Юван Шесталов «Когда качало меня солнце» (главы из повести), «Тайна Сорни-най» (отрывок). | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; |
57. | Стихотворения отечественных поэтов XX века. Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой….», «Гроза идёт». | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Устный опрос; |
58. | Песни на стихи русских поэтов XX века (на примере стихотворений «Русское поле» И.А. Гоффа, «По смоленской дороге» Б.Ш. Окуджавы, «Доченьки» А.Н. Вертинского, «Кони привередливые» В.С. Высоцкого). | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Устный опрос; |
59. | Итоговый урок по теме «Русская поэзия XX века». Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 30.01.2023 | Тестирование; |
60. | Внеклассное чтение. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие». | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Практическая работа; |
61. | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. Б.Л. Васильев. «Экспонат№». | 1 | 0 | 0 | 2.02.2023 | Устный опрос; |
62. | Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 | 0 | 0 | 6.02.2023 | Устный опрос; |
63. | А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год»). | 1 | 0 | 0 | 8.02.2023 | Устный опрос; |
64. | Развитие речи. В.О. Богомолов. «Иван»: изображение событий военного времени в повести. | 1 | 0 | 0 | 9.02.2023 | Практическая работа; |
65. | В.Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. РК. Отражение в повести В.П. Крапивина "Реквием" мира военного и послевоенного детства. (Отрывок из "Летящей сказки"). | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устный опрос; |
66. | В.Г. Распутин. «Уроки французского»: образ главного героя рассказа. | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; |
67. | В.Г. Распутин. «Уроки французского»: смысл названия рассказа. Контрольная работа по рассказу. | 1 | 0.5 | 0 | 16.02.2023 | Устный опрос; Тестирование; |
68. | Развитие речи. В.Г. Распутин. «Уроки французского»: нравственная проблематика. | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Письменный контроль; |
69. | Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный опрос; |
70. | Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
71. | В.М. Шукшин. «Критики»: образ странного героя в рассказе. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
72. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. | 1 | 0 | 0 | 2.03.2023 | Устный опрос; |
73. | Внеклассное чтение. Ю.И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире». | 1 | 0 | 0 | 6.03.2023 | Устный опрос; |
74. | Произведения современных отечественных писателей- фантастов. А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее». | 1 | 0 | 0 | 9.03.2023 | Устный опрос; |
75. | А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак. «Время всегда хорошее». | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
76. | С.В. Лукьяненко. "Мальчик и Тьма". | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос; |
77. | С.В. Лукьяненко. "Мальчик и Тьма". | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Устный опрос; |
78. | Развитие речи. С.В. Лукьяненко. "Мальчик и Тьма". Ответ на проблемный вопрос. | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Письменный контроль; |
79. | Литература народов Российской Федерации. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный опрос; |
80. | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Устный опрос; |
81. | Внеклассное чтение. М. Карим. "Бессмертие" (фрагменты). РК. Тема патриотизма в лирике сибирских поэтов. Андрей Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических поэм). | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
82. | Произведения зарубежных писателей. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
83. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Устный опрос; |
84. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
85. | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
86. | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устный опрос; |
87. | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
88. | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
89. | Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Устный опрос; |
90. | Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
91. | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 4.05.2023 | Устный опрос; |
92. | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
93. | Д. У. Джонс. «Дом с характером». | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос; |
94. | Д. У. Джонс. «Дом с характером». | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
95. | Внеклассное чтение. Дж. Родари. Рассказ «Сиренида»: фантастическое в произведении. | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
96. | Итоговая контрольная работа за 2-е полугодие. | 1 | 1 | 0 | 18.05.2023 | Письменный контроль; |
97. | Повторение и обобщение изученного. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
98. | Повторение и обобщение изученного. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный опрос; |
99. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 25.05.2023 | Контрольная работа; |
100. | Контрольные вопросы и задания. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | 29.05.2023 | Устный опрос; |
101. | Обобщение изученного: мой читательский опыт. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | 30.05.2023 | Устный опрос; |
102. | Задание на лето. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 9 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 6 класс /Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Челышева И.Л. Литература 6 класс: планы-конспекты. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru
Всероссийская олимпиада школьников по литературе http://lit.rusolymp.ru
Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru
Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» http://www.vehi.net
Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru
Журнальный зал в Русском Журнале:
Электронная библиотека современных литературных журналов http://magazines.russ.ru
Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук http://www.imli.ru
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук http://www.pushkinskijdom.ru
Информационно-справочный портал «Library.ru» http://www.library.ru
Классика русской литературы в аудиозаписи http://www.ayguo.com
Лауреаты Нобелевской премии в области литературы http://www.noblit.ru
Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете http://www.lito.ru
Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru
Национальный сервер современной прозы http://www.proza.ru
Портал Philolog.ru http://www.philolog.ru
Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт http://www.poezia.ru
Проект «Площадь Д.С. Лихачева» http://www.lihachev.ru
Проект «Русская планета» http://www.russianplanet.ru
Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века» http://slova.org.ru
Российская Литературная Сеть http://www.rulib.net
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
Русская литературная критика http://kritika.nm.ru
Русский филологический портал http://www.philology.ru
Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы http://www.netslova.ru
Собрание классики в Библиотеке Мошкова http://az.lib.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya
Филологический сайт Ruthenia.ru http://www.ruthenia.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Словари. Художественные тексты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...