РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе
Литература,как школьная дисциплина,формирует духовный мир и ценностые ориентации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
"Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
Сейчас учителя признают тот факт, что современные дети крайне мало читают, совершенно не интересуются книгами. В связи с этим ребята имеют низкий уровень эрудиции.
К счастью, всё в наших руках. Любовь к чтению можно привить. С.Я. Маршак писал: «Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как и любой талант (а он спрятан в каждом),его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве»
Любовь к чтению, действительно, зарождается в детстве, и, конечно, немало важная роль здесь отводится родителям. Но многие современные родители заняты карьерой, домом, чем угодно, и не всегда могут на собственном опыте продемонстрировать своим чадам любовь в книгам. Поэтому одной из задач учителя является приобщение детей к прочтению книг, ведь важнейшая задача современной школы - воспитание высоконравственной личности, способной мыслить, адекватно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор, руководствуясь высокими идеалами. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина, формирующая духовный мир и ценностные ориентации учащихся
Чтение- это труд, делающий человека мыслящим. Нельзя сказать, что дети не читают вообще. Конечно, это не так, но делают это они не потому, что у них возникает потребность в чтении, а потому что это нужно, чтоб не получить плохую оценку. Ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь наставника, которую выполняет учитель. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека является определяющей.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.
На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.
Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.
Считаю, что от учителя зависит очень много. Для того чтобы школьники полюбили предмет, учителя они должны ждать с нетерпением, их уроки должны не только открывать учащимся много нового в творчестве писателей, но и способствовать реализации нераскрытых возможностей детей. Учитель должен иметь творческий подход. Такой педагог никогда не стремится сам сделать все на уроке, он рассчитывает на сотворчество со своими учениками. Кто-то из них заранее до урока подготовят инсценировку отдельных отрывков произведений, кто-то - эмоциональный рассказ о писателе, интересные рефераты, сообщения.
Литератор должен понимать, что хороший урок - как интересная недочитанная книжка. Он не должен заканчиваться вместе со звонком, он должен продолжается, в мыслях ученика. Литература - это искусство слова, и это требует особого подхода к ее изучению, своеобразного эмоционального и интеллектуального фона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫОдна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих урока...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Ли...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья предназначена для коллег...
Статья на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"
Автор Шукшина Мария Федоровна...
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках....