Рабочая программа по литературе (к уч.Коровиной В.И.) 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа по литературе (к уч.Коровиной В.И.) 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_kl.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература»
для 8 класса
Количество часов – 68 часов
Учитель:Климина А.И.
Аннотация к рабочей учебной программе
основного общего образования
на 2020-2021 учебный год
8 класс.
Литература
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644), приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 (с изменениями от 26.01.2016г. № 38, от 31.03.2016г. № 253, от 21.04.2016г. № 459);
- Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2009;
Учебник: В.Я. Коровина и др. Литература. 8 класс. Учебник. В 2 ч. – М. Просвещение, 2018.
Курс рассчитан на 70 часов( 2 ч. в неделю). В связи с праздничными днями
и переносами выходных дней рабочая программа может быть сокращена до 68 часов.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализахудожественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество сочинений | Количество контрольных работ |
Русская литература и история | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | ||
Из литературы 18 века | 1 | 1 | |
Из литературы 19 века | 35 | 4 | 2 |
Из литературы 20 века | 22 | 1 | 1 |
Из зарубежной литературы | 4 | 1 | |
Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
График проведения контрольных работ и сочинений по литературе в 8 классе.
№ | Тип контрольной работы | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | РР. Сочинение | Домашнее сочинение-миниатюра « Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений) | ||
2 | РР. Сочинение | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | ||
3 | Контрольная работа №1 | Тест (викторина) по творчеству А.С.Пушкина. | ||
4 | РР. Сочинение | Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося). |
5 | РР. Сочинение | Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» | ||
6 | Контрольная работа №2 | Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина | ||
7 | Контрольная работа №3 | Викторина по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | ||
8 | РР. Сочинение-миниатюра | РР Классное сочинение-миниатюра «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» |
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач :
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.\
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество сочинений | Количество контрольных работ |
Русская литература и история | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | ||
Из литературы 18 века | 1 | 1 | |
Из литературы 19 века | 35 | 4 | 2 |
Из литературы 20 века | 22 | 1 | 1 |
Из зарубежной литературы | 4 | 1 | |
Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
График проведения контрольных работ и сочинений по литературе
в 8 классе.
№ | Тип контрольной работы | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | РР. Проверочная работа | Проверочная работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | ||
2 | РР. Домашнее сочинение | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | ||
3 | Контрольная работа №1 | Тест (викторина) по творчеству А.С.Пушкина. |
5 | РР. Сочинение | Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» | |
6 | Контрольная работа №2 | Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
7 | Контрольная работа №3 | Тест по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | |
8 | РР. Сочинение-миниатюра | РР Классное сочинение-миниатюра «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, , усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:формирование культуры чтения и мышления, применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; осмысление собственной национально-культурной идентичности как гражданина и патриота своей страны; понимание особенности литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
- формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве гармонизации отношений человека и общества;
- представление о богатстве культуры народов России и всего человечества; способность опознавать в художественных произведениях изображение иных этнокультурных традиций и укладов, замечать их сходство с родными традициями и укладом и различия между ними; сформированность представлений о национальных и общечеловеческих ценностях, воплощенных в фольклоре и художественной литературе, представление об эстетической значимости фольклора как способа отражения народного сознания и восприятие фольклора своего народа в сопоставлении с устным народным творчеством других народов;
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.-
1 час
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -2 часа
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).-
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 часа
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).-2 часа
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин.- 3 часа .
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов.- 1час.
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. - 1 час.
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление)
Александр Сергеевич Пушкин – 10 часов
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.-
Михаил Юрьевич Лермонтов – 4 часа.
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь – 6 часов.
Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.- 1 час
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. 1 час
Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой.- 2 часа.
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.-
Антон Павлович Чехов. .- 2 часа.
Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие предсавлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин.- 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. .
Александр Иванович Куприн. 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок – 2 часа
Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин.- 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев.- 1 час.
Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются – 2 часа
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин.- 1 час
Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский-3 часа
. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов – 1 час
Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 2 часа
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
Виктор Петрович Астафьев – 2 часа
Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе– 1 час
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 часа
Уильям Шекспир.
Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер.
Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения
Вальтер Скотт.
Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Итоги года и задание на лето – 1 час
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество сочинений | Количество контрольных работ |
Русская литература и история | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | ||
Из литературы 18 века | 2 | 1 | |
Из литературы 19 века | 35 | 4 | 2 |
Из литературы 20 века | 22 | 1 | 1 |
Из зарубежной литературы | 4 | 1 | |
Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
Срок реализации – 1 год
Календарно-тематический план
№ урока | Содержание урока | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Введение. Литература и история. | ||
2 | Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях. Лирические песни. «В темном лесе» и др. | ||
3 | Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. | ||
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком». | ||
5 | «Житие Александра Невского» (фрагменты). | ||
6 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | ||
7 | Д.И.Фонвизин - «Сатиры смелый властелин» «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | ||
8 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | ||
9 | Основные правила классицизма в драматическом произведении. Р/Р Проверочная работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | ||
10 | И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». | ||
11 | Из литературы 19 века К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. | ||
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ), « 19 октября». | ||
13 | Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) | ||
14 | А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | ||
15 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. | ||
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | ||
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина | ||
18 | Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. | ||
19 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». РР Подготовка к сочинению по роману . | ||
20 | Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина | ||
21 | Вн.чт. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | ||
22 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | ||
23 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | ||
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | ||
25 | РР Обучение выразит.чтению наизусть. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». | ||
26 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. | ||
27 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии . | ||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | ||
29 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | ||
30 | Особенности композиционной структуры комедии. РР Подготовка к домашнему сочинению | ||
31 | Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе . | ||
32 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).. Образы градоначальников. | ||
33 | РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к устному домашнему сочинению | ||
34 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина | ||
35 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | ||
36 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | ||
37 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | ||
38 | Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | ||
39 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. | ||
40 | Вн.чт.Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | ||
41 | Из литературы 20 века. И..А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | ||
42 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | ||
43-44 | А.М .Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». | ||
45 | Р.р.Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | ||
46 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». | ||
47 | Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». | ||
48 | С.А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. | ||
49 | Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. | ||
50 | М.А Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | ||
51 | И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | ||
52 | Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва | ||
53 | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | ||
54 | М.М. Зощенко. «История болезни» | ||
55 | А.Т Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | ||
56 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. | ||
57 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | ||
58 | А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | ||
59 | РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | ||
60 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | ||
61 | Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | ||
62 | РР Классное сочинение-миниатюра «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» | ||
63-64 | Русские поэты о Родине, родной природе. | ||
65 | Зарубежная литература У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | ||
66 | Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). | ||
67 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» | ||
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса
Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной...