Урок с использование кейс-технологии « Жизненные уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
В последнее время ученикам приходится выполнять на государственных экзаменах творческие работы: сочинение, изложение. На устном собеседовании подготовить за 1 минуту устное сочинение по выбранной теме. Кейс-технология на уроках помогает ученикам в развитии навыков составления текстов- ответов на поставленные учителем вопросы. Групповая работа способствует понять трудные моменты темы, позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с членами группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konspekt_po_proizvedeniyu_evgeniy_onegin.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использование кейс-технологии
« Жизненные уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
План- конспект урока по теме « Жизненные уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Цель. Понять, что этот роман современен. Он «дает уроки» современному читателю. Выяснить, в чем они заключаются.
Задачи. Показать, какие жизненные уроки можно получить, читая роман,
раскрыть значение характеров, формировать коммуникативные и информационные компетентности;
способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
развивать у обучающихся умение рассуждать и критически мыслить;
привить навыки самообразования.
Формируемые УУД: Личностные: развивать стремление к совершенствованию своих умений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах; излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ход урока.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтобы вам было легче определить тему урока, я подготовила вам такую подсказку: слушают песню И.Шаферана в исп. А. Пугачевой «То ли еще будет…». Определяют, о чем песня. Дают название теме. Запись в тетради. Вы распределены по группам. Вам надо выбрать спикера. У каждой гр. кейсы с заданиями. (5 мин.)
2. Повторение.
1) Сейчас вспомним, что такое композиция? Что такое сюжет?
Это необходимо знать, чтобы правильно выполнить следующее задание. Смотрим на презентацию. В ней представлены иллюстрации к произведению «Ев. Онегин», все ли там правильно распределено по сюжету. ( Идет ученик исправлять ошибки).
2) В это время ребята в группах работают по составлению синквейна на тему: « Урок». (5 мин.)
3) Проверяем выполненное задание по презентации. (1мин.)
4) Спикер каждой гр. читает синквейн. (3 мин.)
3. Новая тема. Работа в группах. Чему учит роман? Каковы уроки его? Составить комикс по выбранной главе. Выступить, аргументируя свой ответ, привлекая пример из текста. (10 мин.)
4. Слушаем подготовленные ответы. (6 мин)
Ответ.
Прочитав произведение, каждый сделает для себя определённый нравственный вывод. Чему же учит нас горький опыт Онегина? Современный литературовед Д. Быков говорит, что мораль «Евгения Онегина» можно уложить в одну русскую половицу «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Это, пожалуй, и есть главный урок романа. Если бы Онегин вовремя понял и оценил душевную красоту и глубину уездной барышни, ему не пришлось бы остаться в одиночестве потом, когда Татьяна вышла замуж за другого. Пушкин подсказывает нам: всё нужно делать вовремя, ведь, говоря его же строками: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел…».
Слушаем выразительное чтение: письмо Татьяны к Онегину (чит. Яковлева Аня)
Ответ:
Ещё одно трагическое последствие внутренней пустоты Онегина – гибель Ленского. Евгений убивает его на дуэли, а ведь дуэль – чистая условность, пережиток рыцарского этикета. Для соблюдения приличий можно было принять вызов Ленского, но не доводить дело до убийства. Соперники имели право решить дело миром, Онегину лишь стоили извиниться перед оскорблённым юношей, и тот непременно бы его простил. Но гордость не позволила «страдающему эгоисту» сделать этого. Его неудачная шутка, затеянная от скуки, обернулась преступлением против совести.
Урок, очевидно, таков: человек должен быть выше условностей, всегда следует поступать по правде и любви, а не по лукавой подсказке собственного тщеславия.
Ответ.
Много думая об Онегине, Татьяна понимает, что человек этот лишён корней, не создан для счастья, опустошён. Его запоздавшее ответное признание трогает её, но вынуждает дать герою отпор: «Но я другому отдана; // Я буду век ему верна». Татьяна не может предать семейные узы. Личное счастье, отдельное от счастья окружающих, для неё не существует. Это урок верности. Так Пушкин даёт нам урок сострадания и любви к людям, противопоставляя эти качества безрассудному эгоизму, порождающему сиюминутные страсти.
В романе «Евгений Онегин», как и в других своих произведениях, Пушкин защищает идеалы чести, добра и правды.
Учитель: может, еще уроки можно извлечь из этого произведения?
У нас еще есть задание создать комикс по главе, выбранной вами, 2-3 эпизода.
Ответы: 1гр., 2гр., 3гр. (6 мин.)
Работа экспертов (оценки за работу:) (3 мин.)
Оценить урок:
Рефлексия: у вас, ребята, на столах лежат цветные прямоугольники. С их помощью дайте оценку уроку: все понравилось – зеленый прямоугольник, не все – желтый цвет, не понравился – красный
Поднимите прямоугольники.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Современно ли произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Задания в кейсе
1 гр.
Вопросы.
1.Составить синквейн.
Пример синквейна.
Любовь
Большая, сильная, красивая
Окрыляет, очищает, пугает
Делает тебя счастливым
Радость.
2.Ответить на вопрос: чему учит роман? (См. в кейс)
3. Составить комикс
Роман в стихах «Евгений Онегин» Главные герои: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, … Автор: А.С.Пушкин Время: начало 19 века Глава … | ||
4. Дать объяснение комиксу. Что хотели показать? Почему?
Материал для экспертов
1.Проверка презентации. Последовательность слайдов.
Последовательность иллюстраций:
1. Онегин следит за красотой ногтей.
2. В гостях у Лариных.
3. Разговор с няней.
4. Татьяна пишет письмо.
5. Встреча с Татьяной. Проповедь Онегина.
6. Евгений в доме замужней Татьяны.
2. При проверке синквейна надо обратить внимание на следующие моменты:
грамотность (нет ошибок орф., пункт., грамматических, речевых);
нет тавтологии (т.е.- рядом однокоренные слова);
все 5 строчек записаны.
Критерии:
«5»- нет ош, все 5 строчек написаны;
«4»- 1-2 ош., все 5 строчек написаны. Или 1строчка из пяти отсутствует.
«3»- много ошибок (всяких), не закончен синквейн, есть пропуски строчек.
Мы проверили синквейны, все справились очень хорошо.
Орфографические ошибки допустили…..
Тавтологии не было (были случаи)…
Все пункты синквейна были раскрыты….(всеми учениками, не все это сделали)
Можно поставить оценки:
Примерные ответы обучающихся .
1 гр.
Прочитав произведение, каждый сделает для себя определённый нравственный вывод. Чему же учит нас горький опыт Онегина? Современный литературовед Д. Быков говорит, что мораль «Евгения Онегина» можно уложить в одну русскую половицу «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Это, пожалуй, и есть главный урок романа. Если бы Онегин вовремя понял и оценил душевную красоту и глубину уездной барышни, ему не пришлось бы остаться в одиночестве потом, когда Татьяна вышла замуж за другого. Пушкин подсказывает нам: всё нужно делать вовремя, ведь, говоря его же строками: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел…».
2гр. Ещё одно трагическое последствие внутренней пустоты Онегина – гибель Ленского. Евгений убивает его на дуэли, а ведь дуэль – чистая условность, пережиток рыцарского этикета. Для соблюдения приличий можно было принять вызов Ленского, но не доводить дело до убийства. Соперники имели право решить дело миром, Онегину лишь стоили извиниться перед оскорблённым юношей, и тот непременно бы его простил. Но гордость не позволила «страдающему эгоисту» сделать этого. Его неудачная шутка, затеянная от скуки, обернулась преступлением против совести.
Урок, очевидно, таков: человек должен быть выше условностей, всегда следует поступать по правде и любви, а не по лукавой подсказке собственного тщеславия.
3 гр. Много думая об Онегине, Татьяна понимает, что человек этот лишён корней, не создан для счастья, опустошён. Его запоздавшее ответное признание трогает её, но вынуждает дать герою отпор: «Но я другому отдана; // Я буду век ему верна». Татьяна не может предать семейные узы. Личное счастье, отдельное от счастья окружающих, для неё не существует. Это урок верности. Так Пушкин даёт нам урок сострадания и любви к людям, противопоставляя эти качества безрассудному эгоизму, порождающему сиюминутные страсти.
В романе «Евгений Онегин», как и в других своих произведениях, Пушкин защищает идеалы чести, добра и правды.
Композиция- это построение произведения, из каких частей состоит произведение.
Сюжет- это изображение событий, последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нем отношений персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок литературы для 9 класса....
Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала проход...
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
Разработки уроков по изучению романа А.С.пушкина "Евгений Онегин"
Уроки, направлены на реализацию деятельностного подхода в обучении. Прилагаются презентации....
Презентация к уроку "История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин. Онегинская строфа....
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения...