В гостях у сказки. Самые красивые сказки Г. Х. Андерсена.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Знакомство с «великим сказочником» и его творчеством. Воспитание нравственно-этической культуры . Формирование стремления к самореализации личности через творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_andersen.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: В гостях у сказки.

                        Самые красивые сказки Г.Х.Андерсена.

Цель урока: Знакомство с «великим сказочником» и его творчеством.

                        Воспитание нравственно-этической культуры .

                        Формирование стремления к самореализации личности  через творчество.

Оборудование : Презентация, диск с фильмами « Сказки Андерсена»,книги «Сказки Андерсена».

Эпиграф к уроку.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало.

Г.Х.Андерсен

Ход урока:

1. Слово учителя.

Книга Андерсена.

Чтение текста сказки «Гадкий утенок».

«Стояло лето. И особенно хорошо было за городом. Утка ждала седьмого, последнего утенка. Но яйцо было больше других. И она была уверена, что из него вылупится настоящий богатырь. И вот в один прекрасный момент яйцо под ней треснуло , и из него с писком вывалился долгожданный птенец. Он был большой, серый и какой-то неказистый.

 -Какой гадкий! – разом воскликнули утята.

И все обитатели птичьего двора стали толкать и клевать его.

Бедный утенок в одиночестве, осень и зиму провел в голоде и холоде.

Наступила весна. По озеру плавали сказочные белые птицы.

И утенок отважился: - Поплыву – ка я к ним.

Пусть они заклюют меня за то, что я такой безобразный, пусть!

И он устремился навстречу прекрасным птицам.

-Кто ты? Откуда ты взялся? – спрашивали они.

-Никогда мы не видели такого красивого лебедя!

Утенок склонил голову и увидел в блестящей и гладкой как зеркало воде, свое отражение.

Это был вовсе не он, гадкий утенок. Это был прекрасный белый лебедь!»

-Вы узнали сказку?

Сюжет сказки «Гадкий утенок» очень похож на биографию писателя.

Все горести Гадкого утенка, которого клевали и щипали самодовольные обитатели птичьего двора, - это страдания, которые выпали на долю Андерсена.

«Сначала надо много-много пережить», - с грустью признавался он, - и верил в себя, свои силы, в торжество добра над злом.

50 лет писал Андерсен свои сказки для детей. В историях, которые придумывал писатель, Андерсен представлял себя неизменно красивым, юным, оживленным, им владела чудесная сила воображения.(Звучит музыка. Входит сказочник Андерсен).

-Добро пожаловать, добрый сказочник Андерсен.

2.Творческая лаборатория. Инсценировка эпизодов любимых сказок Г.Х.Андерсена.

 -Дорогие друзья! Приглашаю Вас совершить «путешествие» в сказочную страну Андерсена.

А нашим проводником будет Оле-Лукойе. (Просмотр фрагмента сказки «Снежная королева». Эпизод Оле-Лукойе.

- Одной из самых поэтических и красивых была сказка «Снежная королева».

1) Просмотр фрагмента сказки «Санки Снежной королевы».

 Первая творческая группа.

 Сценка 1 « Снежная королева».

Кай и Герда

2) Просмотр фрагмента « Разбойница».

 Сценка 2 « Разбойница».

-Дорогие друзья! Вы узнали героев сказки?

- Вывод: Несомненно, в сказке добро одерживает победу над злыми силами.

Как говорил сказочник, в «Снежной королеве», «дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь».

Доброта и самоотверженность обладают огромной притягательной силой

Вторая творческая группа.

 Сказка «Соловей».

- Сказочник однажды признался: «Я стремился обратить как можно больше внимания на богатейший источник моего творчества - природу». « В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы. В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

 Сценка 1 «Император и Соловей».

 Вывод: Соловей помог императору увидеть, что в мире много несчастных и обездоленных; Маленькая птичка научила императора ценить добро.

Третья творческая группа . Презентация «Русалочка».Памятник в Копенгагене.

- Темно-голубое море с белыми парусниками у берегов Дании. У кромки воды, окутанная светлой печалью, сидит Русалочка, - знаменитая героиня сказки Андерсена.

Вывод: «Русалочка» - одна из самых лиричных, гуманных, добрых сказок Андерсена. Образ Русалочки стал символом Копенгагена, столицы Дании.

Четвёртая творческая группа.

-Считается, что «любовь побеждает зло».

О великой силе любви сказка «Дикие лебеди».

-Сценка «Дикие лебеди».

Вывод:  Андерсен учит светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

Пятая творческая группа.

-В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен замечает: «Из действительности – то и вырастают чудеснейшие сказки!».

-  Другую интересную историю поведали нам герои сказки …

1) сценка из сказки «Свинопас».

-Дорогие друзья! Вы узнали  сказку?

Шестая творческая группа.

- Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость и прелестная балерина.

1) сценка из сказки «Стойкий оловянный солдатик».

- Спасибо замечательным  персонажам сказок Г.Х.Андерсена. Великий сказочник  Ганс Христиан Андерсен – величайший мастер изумлять людей полетом воображения. Сила воображения помогла ему увидеть в обычной вещи необыкновенный сказочный образ.

Просмотр эпизода  «Чернильница».

4. Определение домашнего задания: Творческая работа.

«Когда Андерсен поселился в гостинице, то в чернильнице оставалось еще немного чернил. Он начал писать ими сказку. Но с каждым часом сказка бледнела на глазах, потому что Андерсен несколько раз разбавлял чернила водой. Так ему и не удалось окончить ее – веселый конец сказки остался на дне чернильницы.

Андерсен решил, что следующую сказку он так и назовет: «История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы».

-Попробуйте и Вы, дорогие друзья, сочинить небольшую историю, «оставшуюся на дне высохшей чернильницы», а главным героем пусть  станет самая обычная вещь.

5. Подведение итогов урока:

 Рефлексия.

- Герои каких сказок Андерсена были у нас в гостях ?

1. « Стойкий оловянный солдатик».

2. « Свинопас».

3.  «Гадкий Утенок».

4.  «Снежная Королева».

5. « Русалочка».

6. « Дикие лебеди».

7. « Соловей».

6.Оформляется выставка книг « Сказки Г.Х.Андерсена».

(Персонаж Андерсен благодарит детей за знание сказок и желает вдохновения и творческих успехов). Звучит песня «Дорогою добра».

Литература:

1. Грёнбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. - М.: Прогресс, 1979.

2. Ганс-Христиан Андерсен. Сказки и истории. -М.: Поматур,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

«Сказки моей жизни» Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать любовь к чтению;развивать навыки коммуникативного общения....

Сценарий праздника "Наши мамы самые-самые красивые"

привитие уважительного отношение к маме;развитие творческих способностей учащихся;содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и результатам коллективного творчества....

Сказка о самом красивом городе

В сказочной форме представлена встреча известных памятников Санкт-Петербурга для решения вопроса, какой.же город самый красивый....