Конспект урока "Чехов"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и угодничества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А. П. Чехова как выдающегося русского писателя; анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. П. Чехова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;
- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
- эстетическая сфера: определять роль художественной детали в тексте.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Форма урока: заседание «ученого совета», урок аналитического чтения.
Теория литературы: речевая характеристика; художественная деталь; юмор; сатира.
Оборудование: презентация к уроку, портрет писателя, выставка книг А.П.Чехова; «Табель о рангах»; Толковый словарь.
Ход урока:
- Оргмомент. Приветствие. Представление гостей.
- «Вхождение» в тему урока. Создание условий для осознанного восприятия учебного материала.
“...Среди людей нужно сознавать своё достоинство”.
А.П. Чехов
- Разгадайте кроссворд:
Ч | И | Н |
е | р | а |
х | о | ф |
о | н | а |
в | и | н |
я | а | |
и | ||
л |
- Назовите фамилию писателя, автора рассказов «Тостый и тонкий», «Смерть чиновника». (Чехов)
- Как называется выражение насмешки (разновидность смеха)? (Ирония)
- Назовите имя сына Порфирия из рассказа «Толстый и тонкий». (Нафанаил)
- Какое слово получилось в верхней (горизонтальной) строке кроссворда? (Чин)
- Каково значение этого слова? (Чин – степень служебного положения лица на придворной, гражданский и военной службе в Русском царстве и Российской империи.)
- Подберите однокоренные слова к слову чин, объясните их значение. (Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. Чинопочитание (устар. и ирон.) – почитание старших младшими по службе.)
С 1882 по 1887 гг. в петербургском юмористическом журнале «Осколки» печатались рассказы А.П.Чехова о чиновниках. Среди них «Толстый и тонкий» - произведение, о котором сегодня на уроке пойдет речь.
А.П.Чехов пишет о человеке социальном, особым образом трансформируя анекдот и используя этот безобидный жанр для постановки серьезных общественных вопросов (чинопочитания, угодничества).
Определение темы урока.
- Ребята, сформулируйте тему урока. («Чиновники в рассказе «Толстый и тонкий»; «Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Рассказы А.П.Чехова о чиновниках»)
Запись на доске: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и угодничества.
- Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи (выдвижение гипотез).
Определение задач урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
1). Определить, почему и ради чего человек идет на самоунижение.
2). Доказать, что самое страшное, что может произойти с человеком, - это потеря им чувства собственного достоинства.
3). Раскрыть художественные особенности рассказа.
- А что надо сделать, чтобы достичь цели? (Обратиться к анализу рассказа.)
- Для того чтобы решить задачи урока, предлагаю разделить класс на группы – литературоведы (текстологи), искусствоведы (театралы), историки (архивариусы), языковеды – и провести заседание «ученого совета».
- Некоторым из вас предлагалось предварительное задание, в ходе урока вы представите свою работу.
- Работа над произведением.
- Инсценирование рассказа «Толстый и тонкий» (группа искусствоведов (театралов)).
Действующие лица: рассказчик, толстый, тонкий, жена тонкого Луиза, сын тонкого Нафанаил.
Декорации: вывеска «Вокзал», колокол на веревке, чемоданы, котомки, узлы.
- Ребята, вы посмотрели инсценировку рассказа. Кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть?
2) Совместное обсуждение произведения (анализ).
- А.П.Чехов, удивительный мастер слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание. Как же это удавалось Антону Павловичу?
– Откройте текст рассказа. Приступаем к обсуждению вопроса: на чем держится юмористический рассказ?
Обратите внимание на ключевые слова, записанные на доске, которые вам помогут правильно выстроить свой ответ. (Ключевые слова: диалог, художественная деталь, речь героев, случай.)
Аналитическая беседа:
- Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)
- А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).
- А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)
- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)
- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)
- Кто первый бросается к другу? (Толстый)
- Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)
- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)
- Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как ябедничать любил»)
- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)
- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)
- Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)
- Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)
- Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
- Найдите гротеск в этой сцене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
- Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме ввиде многоточий; речь прерывиста)
- Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)
- Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?
- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)
- Почему стало противно и кому? (Толстому)
- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)
- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)
- Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)
- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце - семья тонкого)
- Почему «все трое приятно ошеломлены»?
- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
- Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира:
Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех веселый, доброжелательный.
Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.
- Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают)
- А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)
- Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический)
- Какой порок он бичует? (Он осуждает порок общества - чинопочитание)
Словарная работа: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.
- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)
3) Задания группам:
- Языковедам: к каждому слову, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее ему лексическое значение, указанное в правой колонке.
СЛОВО | ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА | ||
Николаевская железная дорога | А | Глубочайшее почтение (т.е. глубокое уважение) | |
Подёрнутый | Б | Покрытый легким слоем чего-нибудь, ка бы пеленой | |
Херес | В | Настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький его плод с твердой кожурой) | |
Флёрдоранж | Г | В старое время: знатный и богатый сановник (т.е. крупный чиновник, занимающий высокое положение) | |
Гуща | Д | В царской России и некоторых других странах: отдел министерства высшего государственного учреждения | |
Душонок | Е | Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт (франт – человек, любящий наряжаться) | |
Щёголь | Ж | Относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение | |
Лютерантка | З | Первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом | |
Казённый | И | Милый, приятный человек | |
Приватно | К | Сорт крепкого виноградного вина | |
Департамент | Л | Почитание старших по чину, по служебному положению | |
Мундир | М | Проявляющий, выражающий милость (благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны низшего) | |
Вельможа | Н | Последовательница лютеранства (крупнейшего направления протестантизма, возникшего в XVI в. на основе учения Лютера и распространенного в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США) | |
Чинопочитание | О | Густой осадок в жидкости | |
Милостивый | П | Государственный | |
Живительный | Р | Укрепляющий силы, оживляющий | |
Благоговение | С | Военная или гражданская форменная одежда | |
Почтительный | Т | Частно, неофициально |
Ответы запишите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
- Литературоведам (текстологам):
Художественная деталь - выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку.
- Опираясь на текст рассказа, заполните таблицу (выпишите слова, словосочетания, фрагменты предложений, являющиеся художественной деталью):
Перемены в Порфирии | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | ||
Интонация | ||
Поведение | ||
Вещи |
Предполагаемый ответ:
Перемены в Порфирии | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | «Глаза, полные слез» | «Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры» |
Интонация | «Милый мой!» «Вот не ожидал! Вот сюрприз!» | «Я, ваше превосходительство...Очень приятно-с!» «Помилуйте... Что вы-с...» |
Поведение | «Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез» | «Сам он сморщился, сгорбился, сузился» «Было... столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» «Пожал три пальца, поклонился всем туловищем» |
Вещи | «Навьючен чемоданами, узлами и картонками» | «Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» |
- Историкам (архивариусам): по приведенным ниже определениям вспомните названия чинов и орденов, упомянутых в рассказе.
А. В царской России: гражданский чин восьмого класса, а также лицо, имеющее этот чин. Пользовался титулом «ваше высокоблагородие».
Это _________________________________________________________
Б. Один из младших российских орденов. Делился на три степени. Его знаками были: крест, звезда и лента. Орден служил наградой для младших офицеров и чиновников невысоких рангов.
Это _________________________________________________________
В. В дореволюционной России: чиновник, начальник стола (стол – отделение в учреждении или учреждение, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел).
Это _________________________________________________________
Г. Чин 5-го класса, равняющийся бывшему бригадиру.
Это _________________________________________________________
Д. Гражданский чин 3-го класса Табели о рангах. Пользовался титулом «ваше превосходительство».
Это _________________________________________________________
Е. Бытовое название любого ордена 1-й, иногда 2-й степени, к знакам которых принадлежала Звезда. Так как высшими степенями награждались в основном генералы, подразумевалось, что человек, награжденный этим орденом имеет чин не ниже 4-го класса Табели о рангах.
Это _________________________________________________________
Справка: Служебный или имущественный статус предстает как суть человека, автор с первых строк указывает: «это мелкий чиновник», а это «генерал». Но так видят героев не только автор и читатели, так оценивают себя и другого сами персонажи. И потому для них так важны внешние социальные знаки – ордена, звания, форменная одежда, и прежде всего – ЧИН согласно Табели о рангах (учитель демонстрирует Табель на слайдах).
Класс | Чины гражданские | Чины военные и флотские | Некоторые должности, соответствующие этим чинам на гражданской службе |
1-й | Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса | Генерал-фельдмаршал | Наиболее крупные санвники, пожалованные высшим чином именным указом императора |
2-й | |||
3-й | Тайный советник | Генерал-лейтенант, вице-адмирал | Товарищи министров, сенаторы, посланники |
4-й | |||
5-й | Статский советник | Вице-директоры департаментов в министерствах | |
6-й, 7-й | |||
8-й | Коллежский асессор | Майор, капитан, капитан-лейтенант | Младшие столоначальники в департаментах министерств, младшие секретари в Сенате и др. |
9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й |
Введенная Петром I, эта Табель предусматриавала три вида государственной службы: военную, гражданскую и придворную. Чин давал все: гарантированный оклад жалованья, положение в обществе, личное и потомственное дворянство для тех, у кого его не было по рождению.
- Искусствоведам: рассмотрите иллюстрации художников, обращавшихся к рассказу А.П. Чехова.
- На какие детали обратил внимание художник Б.Калаушин? А С.Алимов? Какую особенность героев отразил О.Ю.Яхнин?
- К рассказу обращались и скульпторы. В городе Таганроге в Гоголевском переулке около музея «Лавка Чеховых» появилась скульптурная композиция Давида Бегалова «Толстый и тонкий». Чеховские герои будто только что сошли с поезда и неожиданно встретились. Какие детали характеризуют героев?
Б. Калаушин С. Алимов О.Ю.Яхнин Давид Бегалов
Группы готовятся и представляют выполненные задания.
- Связь с другими произведениями русской литературы XIX века.
- Тема чиновника в русской литературе не нова. К ней обращались русские писатели XIX века.
- Н.В.Гоголь о толстых и тонких: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие... - …и живет, и хорошо живет». («Мертвые души»)
- Чин чина почитай. Устар. Ирон. О соблюдении почтения к вышестоящему по должности.
«В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай?» (А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»).
5) Работа с эпиграфом.
- А.П.Чехова в рассказах о чиновниках интересовал только один вопрос: внутренняя свобода человека. И в рассказах о «маленьких людях» он демонстрировал ее противоположность – внутреннее рабство.
- Писатель был убеждён, что “... среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. Как вы понимаете эти слова? Подберите синонимы к слову Достоинство. (Честь, самоуважение)
- Это качество отличало и самого А.П.Чехова, всю свою жизнь соблюдавшего неписаные правила морального кодекса.
- Представление полученных результатов, их проверка и коррекция.
- Как язык рассказа помогает понять идею произведения? Какие художественные особенности рассказа А.П.Чехова вы запомнили?
Отсутствие описания
Диалог
Яркие художественные детали
Речевая характеристика
Юмористическая ситуация
Объявляю о закрытии заседания ученого совета.
- Ребята, завершая работу на уроке, прошу вас заполнить таблицу:
+ | ! | … | ? |
уже знал | новое | думал иначе или не знал | не понял, есть вопросы |
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Чего добивался А.П.Чехов своим смехом? (С помощью смеха можно заставить человека задуматься над своими поступками, поднять важные темы и проблемы. Смех – дело серьезное именно потому, что обладает великой силой, он может помочь изменить мир и людей, в нем живущих.)
- Ребята, в современной жизни взрослые люди имеют не чины, но должности в какой-либо профессии, специальности. Вы, когда вырастите, приобретете профессию, будете работать, не забывайте главного: надо уважать старших, но не терять собственного человеческого достоинства.
Оценивание работы детей на уроке. Самым активным – в подарок рассказы А.А.Чехова.
Д/з: прочтите рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Подумайте, что сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий». Выясните, что такое «говорящие фамилии».
Использованные литература и Интернет-источники:
- Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1./[В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. — 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. — 303 с.: ил. Ч 2//[авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. — 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. — 287 с.: ил.
- Литература. 6 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. А.Н.Замышляева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 324 с.
- Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч./Р.Г.Ахмадуллина – М.: Просвещение, 2016.
- Смерть чиновника: рассказы / Антон Чехов. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 256 с.
- https://perova.jimdo.com/такие-разные-уроки/чехов-а-п/
- http://nsportal.ru/Urok_literatury__6_klass_1422179802_52401.rar\Урок литературы. 6 класс
- ru.wikipedia.org Скульптурная композиция «Толстый и тонкий» (Таганрог) — Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...