Царевна-лягушка
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Конспект урока "Царвна-лягушка", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tsarevna-lyagushka_5_klass.docx | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок 6
Тема: Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Народные идеалы.
Предмет: литература
Тема: Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Народные идеалы.
Класс: 5
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: рассказ учителя с элементами беседы
Цели:
- Обучающие: прививать умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность.
- Развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником.
- Воспитательные: поспособствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Оборудование: учебник, иллюстрации, презентация.
Деятельность на уроке: Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Нахождение фрагментов, читающихся ритмично, как стихотворение. Объяснение их роли в сказке. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки.
ЭПИГРАФ УРОКА:
А.С. Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы переходим к изучению устного народного творчества, а именно: поговорим о сказках.
II. Тестирование по теме «Мифология»
- Но для начала мы проведем небольшую проверочную по мифам. Итак, я раздала вам карточки, на выполнение которых вам отводится 5-7 минут.
Тест по разделу «Мифология»
Ф.И. ______________________________________________________
1. Дайте определение следующим понятиям
Главный бог Древней Греции –
Циклоп –
Миф –
Род –
Тартар –
Олимп –
Сварог -
2. Согласно славянской легенде, земля была рождена (подчеркните правильный ответ): а) из воды, б) из облака, в) из молока, г) из масла.
3. Чего не увидел Сварог в поднебесье? (подчеркните ответ): а) Солнца, б) Месяца, в) Океана, г) Земли.
4. Род – отец и мать всех богов славян. Составьте ряд однокоренных слов со словом «род»: _________________________________________________________
____________________________________________________________________
III. Слово учителя
- Устное народное творчество – это творчество народа. Его еще называют фольклор. В далекие времена, когда не было письменности, народ создавал пословицы, поговорки, сказки и загадки, передавал их из уст в уста. Сегодня мы поговорим о сказке. Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о животных (ст. учебника 34 – 36).
- А как появились литературные сказки?
(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм, по Франции – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, АлександрАфанасьев и многие другие. А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).
IV. Анализ сказки (презентация)
- К сегодняшнему уроку вы прочли сказку «Царевна-лягушка». Кто знал эту сказку раньше? Как вы о ней узнали?
(Дети говорят, как правило, что она была им прочитана ещё до изучения в классе.)
- А какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек.
…И начну у бабки
Сказку я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал… —
писал поэт Иван Суриков.
Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба — важный момент в жизни человека. В далёком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.
“Жениться — с людьми расплатиться”, — говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.
Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь “ни роду, ни племени”. К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему научили).
В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше — значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдением этих правил строго следили.
Хранительницей очага и семейных преданий (мудрости) была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина — добытчик — понимал, что содержанием семьи и дома он был обязан женщине. Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины.
Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки, пословицы, поговорки.
Запишем пословицы и поговорки о семье.
- Не красавицей дом держится, а умницей.
- В единстве сила.
- Вся семья вместе — и душа на месте.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
- Доброй женой и муж будет славен.
- Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать.
- Лучший клад — когда в семье лад.
Вопросы для беседы
— Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью? Найдите нужные эпизоды.
(“Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорит:
— Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там и ищите себе жену”.)
- Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не хотят жениться. Они понимают, что создание семьи — необходимость.
— Как в сказке отражено уважение к старшим?
(“Иван-царевич… завернул хлеб в полотенце и понёс к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.
Царь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Иван-царевич…”)
— Сказка повествует о появлении трёх молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой?
(Именно эта семья предстаёт перед нами примером семейного уклада. А Василиса Премудрая — это образ идеальной жены. Она приветливо встречает мужа, когда он приходит домой (“Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль услышал от отца слово неприветливое?”); помогает Ивану-царевичу во всех его трудностях (“Не тужи, царевич, не горюй! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!”); она хорошая хозяйка, да и в обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу можно только позавидовать.)
Читаем сцену пира, обращаем внимание на антитезу (противопоставление), использующееся при описании Василисы и жён старших братьев.
Как хороша сказочная царевна в своём древнерусском уборе с разлетающимися от движения тёмно-зелёными, по-старинному свободными рукавами! Всё в движении, всё в лад её смелому танцу!
— Что можно сказать о муже Василисы Прекрасной — Иване-царевиче?
(Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью, погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя! В любом сложном положении, которых немало в жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его причины, не рубить сплеча.)
- Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка? (ответы детей).
Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всем отцу и матери мужа подчиняться.
- Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?
(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).
- Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.
- Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
Выводы:
- Какие человеческие качества отражены в сказке? Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость). Эти качества являются народными идеалами.
V. Домашнее задание
- Дома вам нужно прочитать бытовую сказку «Чего на свете не бывает?».
VI. Итоги урока
- Итак, ответьте на вопрос: Чему на учит эта сказка? (доброте, справедливости, трудолюбию, любви к окружающим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий сказки для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" на английском языке
Сценарий для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" написан на английском языке в доступной и стихотворной форме для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Можно разучить и использовать на ...
Сказка "Царевна-лягушка" в 5 классе
данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе...
Сценарий к спектаклю "Царевна-лягушка"
Сценарий был написан мною для Театральной недели 6 класса, по сэтому сценарий был поставлен спектакль....
Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса
Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок. Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Царевна-лягушка.
Презентация к уроку литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной....
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...