Конспект по сказке "Снеговик"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Брылова Наталия Валентиновна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
Урок внеклассного чтения для 6 класса по разделу «Литературная сказка».
Тема урока: «Образ настоящего человеческого сердца в сказке Мориса Карема «Снеговик».
Оформление доски:
изображение сердца (на партах учащихся маленькие сердечки из бумаги)
Оборудование:
- компьютер и мультимедийные устройства;
- презентация о М. Кареме;
- таблица, выводимая на экран;
- музыка.
Тип урока – обобщающий, комбинированный урок.
Технология – система Е. И. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Ведущая форма работы – эвристическая беседа, направленная на анализ литературного произведения.
Цели урока:
Образовательные:
- выявить идейное содержание сказки Мориса Карема «Снеговик».
Развивающие:
- развитие литературного кругозора;
- овладение приемами анализа литературного произведения;
- овладения приемами сравнения литературных героев;
- развитие речи учащихся (составление кратких ответов, исходя из вопроса; построение высказывания при помощи опорных слов).
Воспитательные:
- воспитание чувства прекрасного;
- формирование представления о категориях добра и зла, о месте человека в мире, о качествах настоящего человека.
Задачи урока:
- развивать практическое умение работы с литературным текстом;
- развивать умение выбирать из текста нужное и значимое.
Методические приемы:
- работа в малой группе;
- создание игровой ситуации при проверке знания текста сказки.
План урока:
1. Чтение стихотворения «Снеговик». Вступительное слово учителя.
2. Целеполагание.
3. Знакомство с творчеством Мориса Кареме (презентация).
4. Игра «Волшебный мешочек», направленная на внимательное чтение произведения.
5. Сравнение сказки «Снеговик» с другими литературными сказками. Выявление общих черт и различий.
6. Знакомство с основными героями сказки - Человеком и Снеговиком (таблица).
7. Выявление основной идеи сказки посредством проблемных вопросов.
8. Обобщение. Ответ на вопрос: что значит быть Человеком? (изображение сердца, маленькие сердечки у каждого учащегося)
Ход урока.
1. Чтение стихотворения «Снеговик». Вступительное слово учителя.
Учитель читает стихотворение «Снеговик»:
Он не мал и не велик
Снежно-белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает,
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Это детское стихотворение о снеговике. И наш сегодняшний разговор тоже о нем. Тема нашего урока: «Образ настоящего человеческого сердца в сказке М. Карема «Снеговик»». Наш урок итоговый по разделу «Литературная сказка». Жаль, что в курсе изучения литературы мы будем все реже и реже обращаться к жанру сказки, а ведь именно сказка так близка сердцу ребенка.
2. Целеполагание.
- Еще раз внимательно посмотрите на тему нашего урока и попробуйте сформулировать главный вопрос нашего урока. (Что значит быть Человеком? Какие черты отличают настоящего человека?)
- На доске записаны термины: идея, жанр, антитеза. Попробуйте сформулировать другие вопросы нашего урока. ( Какова идея сказки? К какому жанру ее можно отнести? Какова роль антитезы в сказке?)
- Как вы думаете к какому понятию из записанных на доске имеет отношение главный вопрос нашего урока? (К понятию идеи. Идея – мысль, ради которой написана сказка).
3. Знакомство с творчеством Мориса Карема (презентация).
- Каков мир сказки «Снеговик»? Подберите прилагательные. (Нежен, жесток, искренен, ироничен, мягок, удивителен, грустен). Действительно, мир творчества М. Карема полон волшебства и жестокой правды жизни. Писатель работал школьным учителем и хорошо знал, как нуждаются дети в тайнах, чудесах и волшебстве. Он писал сказки, полные поэзии и мудрости. Их мир не безмятежен. Карем оставил место для грусти, опасностей, утрат. Но именно эти переживания ценны для читателя.
Краткое знакомство с биографией М. Карема (презентация). М. Карем (1899 – 1978) – бельгийский франкоязычный поэт и писатель. Родился в г. Вавре. В 15 лет стал писать стихи. Работал учителем. Выпустил 60 поэтических сборников, в Париже был провозглашен «королем поэзии». Сказка «Снеговик» входит в сборник «Сказки для Каприны», посвященный жене писателя Андрэ Горбон.
4. Игра «Волшебный мешочек», направленная на внимательное чтение произведения.
- Давайте проверим, насколько внимательно вы читали сказку. В нашем волшебном мешочке спрятаны предметы, которые имеют отношение к сказке и творчеству Карема. (учитель вытаскивает предметы, а ученики соотносят их с прочитанным.
Предмете: шарф (наряд снеговика, когда он превратился в человека); кот, птица, заяц (не отдали сердце снеговику); табличка со словами «И город во Франции и имя мужчины» ( Марсель – гл. герой); молоток (кузница, где работал старик); таблички с числами 100, 60,15 (на 100 языков переведены сказки Карема, 60 поэтических сборников написал Карем, в 15 лет он начал писать стихи), чашка (мир человеческого дома).
5. Сравнение сказки «Снеговик» с другими литературными сказками. Выявление общих черт и различий.
- Ребята, вы читали другие литературные сказки, что общего и различного они имеют со сказкой «Снеговик»?
Общие черты | Различия |
1. Это литературные сказки. | 1. Идеи сказок. |
2. Жанр сказки «Снеговик» - сказка-аллегория, метафора, притча. Напоминает сказки «Аталия принцепс» Гаршина, «Маленький принц» Экзюпери. | 2. Финал в сказке «Снеговик» не просто грустен, но и в чем-то жесток. |
3. Зимние герои как Снегурочка у Островского и Каверина. | |
4. Герои стремятся к своей мечте. Снеговик стремится стать человеком, пальма Аталия принцепс стремится обрести свободу. | |
5. Печальные финалы в «Снеговике» и «Снегурочке». «Снеговик» напоминает сказки Андерсена и Уальда. |
6. Знакомство с основными героями сказки - Человеком и Снеговиком (таблица).
В сказке два мира: мир Снеговика и мир Человека. Вы видите понятия, которые имеют отношение к этим мирам. Наведите порядок. У доски работают 2 группы, которые прикрепляют на скрытые створки доски таблички со словами. Одна группа – мир Снеговика, другая – Человека. Остальные учащиеся наводят порядок в таблице, выведенной на экран.
Снеговик | Человек |
фарфоровые черепки | Дырявая шляпа |
печка | помощь |
радость | Эгоистичное тело |
голод | слезы |
рваные штаны | воспоминания |
ремесло | смерть |
упрямая голова | метла |
болезнь | холод |
дом | сердце |
совесть | ? |
Когда задание выполнено, створки доски открываем и проверяем верность выполнения задания. Группы строят связный ответ, используя выбранные понятия.
7. Выявление основной идеи сказки посредством проблемных вопросов.
- Давайте попробуем определить основную идею сказки, используя проблемные вопросы, приготовленные дома.
Беседа по вопросам. Примерные вопросы: для чего Снеговик так неистово стремился стать человеком? почему королек не отдал сердце Снеговику? почему для живого существа так важны воспоминания? почему только старик отдал свое сердце Снеговику? что испытал Снеговик, став человеком? почему Снеговик колебался, видя умирающего Марселя? почему Снеговик «оказался недостоин быть человеком»?
8. Обобщение. Ответ на вопрос: что значит быть Человеком? (изображение сердца, маленькие сердечки у каждого учащегося).
- Ребята, на доске вы видите большое сердце, у вас на партах маленькие сердечки. Напишите на них, что значит по-вашему «быть человеком».
Звучит музыка, учащиеся пишут ответы на сердечках, затем выходят по одному к доске, читают написанное и прикрепляют маленькие сердечки на большое сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...