"Повесть о житии и храбрости Александра Невского ".К вопросу о жанре.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок предназначен для уроков по древнерусской литературе. Это первый урок из двух по данному произведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с «Повестью о житии и храбрости Александра Невского». К вопросу о жанре.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

образовательные:

  • углубить представление о древнерусском жанре литературы - житии;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского;
  • формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
  • закреплять и ввести термины: житие, воинская повесть;
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • формирование и воспитание духовно развитой личности; 
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Наглядность  и  оборудование: иллюстрации,                                                                           карточки со  словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой (включение в учебную деятельность)
  3. Актуализация .Опрос домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «др.русская литература. Давайте вспомним, что такое древнерусская литература, когда возникла, что послужило толчком для ее возникновения и об ее особенностях.

Опрос на оценку.

2. Целеполагание .

Сегодня мы продолжаем путешествие по Др.русской литературе и приступаем  к изучению  одного из ярчайших  произведений Древней Руси «Повести о житии и храбрости Александра Невского».

чтобы определить тему урока,обратимся к названию. Что в нем выглядит уже интересно?

Действительно,  в самом названии мы видим упоминание о двух жанрах древнерусской литературы: житие и повесть. Поэтому сегодня наша тема звучит : к вопросу о жанре.

Какие цели ставим?

-узнать,что такое житие и повесть , причем воинская повесть;

- выделить черты жития и воинской повести в произведении;

-  доказать свою гипотезу.

3.  Работа по теме урока.

Итак,

Что же такое ЖИТИЕ?

- Жизнеописание святого совершившего подвиги во имя христианской православной веры. Святой – это человек, который посвятил всю  свою жизнь служению Богу , его заветам. Вел праведную и благочестивую жизнь, за что был причислен к лику святых. Обладал высшим совершенством.

Подчинялось строгому канону.

Особенности  житийной литературы: -  высокая  тема:  рассказ  о жизни,  воплощающей идеальное  служение  миру и Богу. -  эмоциональность повествования: восхищение автора святым подвижником, преклонение  перед  его праведной жизнью. -  композиция  состоит  из трёх  частей:  вступление, рассказ о жизни и деяниях святого  от  рождения  до смерти,  похвала,  описание чудес. (2. Отбор биографических черт святого (по схеме христианского идеала):

— рождение святого от благочестивых родителей;
— равнодушие к детским играм, чтение божественных книг;
— отказ от брака, уход от мира, монашество;
— основание обители;
— предсказание даты своей кончины, благочестивая смерть;
— посмертные чудеса и нетление мощей.
- похвальное слово святому
😉
— четвёртая часть жития, появившаяся позже в связи с установлением особого культа святых (молитва мученика перед кончиной и рассказ о видении Христа или Царствия Небесного);
— бессмертие святого после завершения его земной жизни;
— посмертные чудеса, нетление и чудотворение его мощей.

Работа с учебником

 Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы» (самостоятельное чтение и ответ на вопрос:

??? Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии… Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона?

Какие признаки жития вы можете вспомнить из нашего произведения?

Ответы детей, комментированное чтение отдельных эпизодов.

Итак, мы с вами доказали, что черты жития присутствуют. Перед нами жизнеописание святого, который всю свою жизнь стоял на страже христианской веры. Именно благодаря Александру Невскому была спасена православная вера и русская культура и самобытность.

4. Обратимся ко второму жанру. Некоторые литературоведы определяют  это произведение как воинскую повесть.    (Термины  записываем  в тетрадь.)  Воинская  повесть – произведение  древнерусской литературы  о  военных походах,  сражениях, нашествиях,  осаде  городов, подвигах воинских.

 Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— XVII веков.
В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.
— Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.
— Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.
— Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений. Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр.22.

1) Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".

– Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).

2) Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено тело князя А. Невского? (здесь же)

4) По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? (современник, «самовидец», по рассказам соратников Ал –ра)

6) О каких подвигах А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

- битве на Неве со шведами (1240 г.),

- о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

- о поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 – бранные. 3-й  самопожертвования)

9) Каково значение «Повести…» в развитии русской л – ры?

- ей подражали, следовали как лит. образцу,

- её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Обратимся к описанию важнейших исторических событий ,описанных в «Повести…».

ЧТЕНИЕ с комментариями.

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

Первый подвиг князя Александра.

Прочитайте 
фрагмент «Жития…» с начала до слов «Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца». Найдите во фрагменте черты жанра жития и воинской повести.

Второй подвиг князя Александра.

Прочитайте фрагмент «Жития…» со 
слов «На третий год после победы над королём…» до слов «…по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Почему Александр пошёл войной на немцев?

Как в речах князя проявился его патриотизм и гордость «за народ славянский»?

Третий подвиг князя Александра.

Прочитайте фрагмент «Жития…» со 
слов «В то время был царь сильный в стране Восточной» до конца текста. Почему князь Александр не отказался от поездки в Орду?

Найдите во фрагменте черты публицистики и объясните их роль.

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Зачем князь Александр вторично поехал в Орду?

ЗАПИСЬ :Таким образом, мы доказали, что это произведение гармонично соединяет в себе черты двух жанров – житие (жизнеописание человека, спасшего христианскую веру) и воинская повесть ( в центре которой описание значимых для нашей страны исторических событий)

  1. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

Житие передаёт то горе, которое охватило всех русичей. В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен  к лику святых и почитается всеми православными.

  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

Вывод:

«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

д\з : выучить особенности жанров,

Подготовить устный ответ на вопрос : Роль Александра Невского для истории нашего государства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Житие Святого Великого князя Александра Невского»

В 2010 году проходил своеобразный телеконкурс-голосование «Человек года». На голосование представлялись такие люди, как Ленин, Сталин, Гагарин… И как вы помните, победителем был назван Александр...

Тест «Сказание о житии Александра Невского»

Тест «Сказание о житии Александра Невского»...

Навеки в памяти народной («Житие Александра Невского»)

Творческая работа по литературе выполнена на основе анализа текста. Тема сопряжена с проблематикой изучаемого учебного материала по литературе.Может оцениваться учителем как вариант зачётной работы....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Житие Александра Невского"

Жанр жития, краткая биографическая справка об Александре Невском, Невская битва, Ледовое побоище, Имя России (2008), Александр Невский в русской живописи, иконописи, кино, скульптуре...

Древнерусская литература, повесть о житии Александра Невского

Краткая история возникновения письменности на Руси, знакомство с понятием житие,...

Практикум "Повесть о житии Александра Невского"

Материалы для практической работы над произведением древнерусской литературы...

Житийная литература. «Повесть о житии Александра Невского»

В презентации отражены основные признаки житийной литературы, а также проведён анализ "Жития Александра Невского"....